Основные характеристики системы менеджмента
Типология систем менеджмента
Типы организаций
1)Линейная – характеризуется совмещением в звеньях функций и полномочий, состоит из одних линейных звеньев. Удачно реализуется единоначалие , простота связей и определенность зависимостей. Не возможен в крупных масштабах
2)Функциональная-используется как и линейная в композиции крупных систем менеджмента и в тех случаях когда особо важным является профессиональный анализ проблемы и разработка вариантов управленческих решений.Недостаток-переплетение функциональных зависимостей, множественность подчиненности
3)Линейно функциональная- разделение деятельности линейных и функциональных звеньев при условии координации их функционирования в процессах менеджмента. Для сравнительно крупных масштабов.Недостаток-опасность разобщенности функциональных звеньев и увеличение нагрузки по координации их работ
4)Штабная –выделение всех или большинства функциональных звеньев в штаб с собственным руководством. Удачно ориентирована на решение комплексных проблем, согласование решений многофункционального типа.Но при расширении штабы могут вырасти в параллельную структуру, опасность потери связи функционального и линейного блоков
5)Линейно функциональная- система с блочной дифференциацией функциональных звеньев. Наблюдается в крупных фирмах.Но в условия диверсификации производства или управления научно- производственными комплексами становится очень громоздкой
6)Матричная- дифференциация связей линейной и функциональной подчиненности, что делает систему адаптивной к изменениям окружающей среды. Особенно развиты в транснациональных фирамах
5.Современные виды организаций: эдхократичная, многомерная, партисипативная, ориентированная на рынок, сетевая, виртуальная.
Эдхократия - это одновременно и ОСУ и управленческий стиль, именно на сочетании этих факторов строится деятельность организации: система стимулирования, высокая степень свободы в действиях работников, преобладание горизонтальных связей.
Многомерные организации появились в результате развития горизонтальных механизмов матричного типа, действующих в рыночно- сбытовом направлении. Основу многомерной структуры составляют центры бизнеса. Каждый из них являлся "центром планирования" и одновременно "центром прибыли" по определенной группе товаров.
Многомерная организационная структура позволяет повысить гибкость организации и ее способность реагировать на изменение внутренних и внешних условий. Это достигается путем разбиения организации на подразделения, жизнеспособность которых за- висит от их умения производить по конкурентоспособным ценам товары, пользующиеся спросом, и предоставлять услуги, в которых нуждаются потребителя. Такая структура порождает рынок внутри организации независимо от того является ли она частной или государственной, коммерческой или некоммерческой (бесприбыльной), и повышает ее способность реагировать на потребности как внутренних, так и внешних потребителей.
Партисипативные организации связаны с проблемой человеческого фактора, так как построены на участии работников в управлении - предоставлении членам организации участвовать в решении вопросов, касающихся их работы.
Организация, ориентированная на рынок, или, как еще говорят, «движимая рынком» организация, может быть описана следующим образом. По характеру взаимодействия с внешней средой (т.е. рынком) это органический тип организации, быстро адаптирующийся к происходящим вне ее изменениям. По характеру взаимодействия частей внутри организации это либо развитая дивизиональная, либо реальная матричная структура. И наконец, по характеру взаимодействия индивида с организацией это индивидуалистский тип. Принципиальным отличием данного типа организации от других является то, что если в предыдущих случаях непосредственно вокруг рынка группировалась только часть организации, то в данном случае речь идет о группировании всех частей организации вокруг рынка или рынков.
Сетевые организации посредством кооперационных соглашений, объединяют малые и средние компании. Сетевые организации объединяют два противоположных принципа - конкуренцию и кооперацию. По мере развития новейших информационных технологий, средств телекоммуникаций сетевые структуры могут постепенно трансформироваться в новый вид - виртуальные структуры.
Виртуальные структуры представляют собой сеть делового сотрудничества, включающую основной бизнес данной организации, ее внешнее окружение (поставщиков, потребителей и т.д.), функционирование которых координируется и объединяется с помощью современных информационных технологий и средств телекоммуникаций.
Основные характеристики системы менеджмента
Существуют 10 характеристик:
1)Распределение функций менеджмента, степень их специализации и концентрации
2)Состав и комбинация звеньев системы менеджмента, типологическая принадлежность ее по критериям сочетания линейных и функциональных звеньев
3).Распределение полномочий в системе менеджмента, тип иерархии, степень централизации менеджмента
4)Трудоемкость менеджмента, количество работников , задействованных в системе менеджмента и распределенных определенным образом по звеньям и уровням системы
5)Соотношение звеньев по уровням системы менеджмента и в рамках определенного уровня
6)Информационная нагрузка звеньев системы менеджмента
7)Распределение функциональных, методических, консультационных и других связей в системе менеджмента
8)Техническое оснащение системы менеджмента, распределение техники и ее функциональное использование
9)Структура системы менеджмента ,конструкционная основа, связи прямой подчиненности звеньев
10)Целеустремленность и целесообразность системы менеджмента, ее соответствие архитектонике дерева целей