Организация как управленческая система
Вопросы:
- понятие организация
- внутренняя среда организации
- внешняя среда организации, в том числе: микросреда, макросреда
- жизненный цикл организации.
Для того чтобы объединение людей было организацией необходимо соблюдение трех условий: 1) наличие не менее 2 людей, которые считают себя частью организации; 2) наличие цели, которую признают общей все члены объединения; 3) готовность членов объединения работать для достижения общей цели.
Управленческое воздействие направлено на объединение усилий людей.
Управленческое воздействие à трудовое поведение (организационная среда) à результат
Организационная среда или среда организации – наличие условий и факторов, которые влияют на функционирование организации и требуют принятия управленческих решений.
Отрицательное влияние – формирование барьеров и ограничений
Положительное – создание условий для развития, открытие возможностей
Она может быть разделена на внешнюю и внутреннюю.
Внутренняя среда организации: объединяет взаимосвязанные элементы внутри системы.
Состав элементов внутренней среды: 1) миссия организации – это яркая лаконичная идея, которая выражает мировоззрение владельцев фирмы и объясняет присутствие фирмы на рынке. 2) Цели организации – наиболее желаемый результат деятельности, на который направлены усилия всех членов организации, т.е. это наш ориентир. 3) Стратегия – долгосрочная программа мероприятий, направленных на реализацию рабочих целей. 4) Задачи – предписанные работы, которые должны быть выполнены в рамках стратегической программы. 5) Организационная структура – совокупность иерархических уровней и функциональных звеньев управленческой деятельности, отражающие сложившиеся в организации разделение управленческого труда; 6) технология – процесс преобразования ресурсов в результаты деятельности (преобразование элементов входа в элементы выхода). 7) Ресурсы организации – все виды ресурсов, находящихся внутри организации – материалы, деньги, информация, временной ресурс и др. 8) организационная или корпоративная культура – совокупность взглядов и ценностей, коллективно разделяемых всеми членами организации.
Под внешней средой организации понимают все условия и факторы, находящиеся во внешней среде и действующие на организацию извне.
Микросреда – деловая среда организации – часть внешней среды, составляющая непосредственное окружение организации. Микросреду формируют субъекты, с которыми организация осуществляет непосредственные контакты.
Факторы микросреды оказывают на организацию прямое или непосредственное воздействие. Микросреда: поставщики, покупатели, потребители, конкуренты, органы государственного и муниципального управления (в том числе налоговая инспекция и контролирующие органы), экологический контроль, банки, биржи, страховые фонды, фонды спонсоров и др.
Субъекты:
Учреждения инфраструктуры: транспорт, связь, дороги, электроэнергия, интернет провайдеры, нотариусы и др – не создается продуктом, но формируются условия, чтобы осуществлялась производственная деятельность.
Негосударственные общественные организации.
Деловые партнеры - осуществляем некие совместные действия.
Профсоюзы, СМИ, представители контактной аудитории.
Макросреда – макроокружение – часть внешней среды, общая для большинства организаций. Факторы макросреды оказывают на организацию косвенное воздействие.
Факторы: экономические (курс национальной валюты, ставка рефинансирования, МРОТ, курс нефти); социально-демографический (численность населения, структура, половозрастной состав и др); военно-политические (уровень демократизации в стране, протесты, митинги ,участие в военных блоках и др); ресурсный (запасы, наличие возобновляемых и невозобновляемых ресурсов); технологические (уровень компьютеризации, информационной активности и др); правовые (законодательные нормы внутри страны, рамки игры для предпринимательской деятельности); экологический + климатический.
Жизненные циклы организации – это период, в течение которого организация последовательно проходит следующие этапы или фазы своего развития.
По вертикали – эффективность
По горизонтали – время
Зарождение, рост и развитие (взросление), зрелость (стабильное функционирование), старение или спад, новый цикл (перерождение или точка возврата).
Стадия гибели – сменяется новым циклом.
С точки зрения управления важность
Согласно теории жизненного цикла все стадии являются известными, а смена стадии являются предсказуемой.
Задача менеджмента: продлить развитие и стабильность, и отсрочить стадию спада.