Управленческая функция – организация

Про­цесс организации структурирует ра­боту и формирует под­раз­де­ления, в ходе которого менеджер объединяет финансовые, природные и человеческие ресурсы, основной и оборотный капитал для достижения общих целей, обеспечивает согласование действий разных частей организации как единое целое. Организация является одной из важнейших функций управления, ее выполняют менеджеры независимо от их ранга. Организация как функция управления объединяет следующие процессы:

1. Горизонтальное разделение труда.

2. Вертикальное разделение труда.

3. Делегирование полномочий.

4. Проектирование структуры организации.

5. Организация труда работников.

6. Определение эффективности построенной структуры организации.

1. ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА. Люди, объединяясь в организации, производят блага, востребованные другими людьми и организациями. Для производства каждого блага может существовать своя, присущая только ему технология, и связанные с ней профессионально подготовленные люди разных специальностей, выполняющих узкий круг операций в технологической цепи производства, которые возникают на основе разделения труда на составляющие компоненты. Разделение труда присутствует в любой организации. Специализированное разделение труда – закрепление данной работы за специалистами, за теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. Во всех организациях, за исключением самых мелких, имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям и вертикальное разделение управленческого труда.

По горизонтали труд разделяется, как правило, по функциональному и квалификационному признакам.

Функциональное разделение труда в организации находит отражение прежде всего в специализации работников по функциональным видам деятельности. Под функциональной деятельностью следует понимать ту область работ, которая выполняется для организации в целом (ее нельзя путать с функциями управления, которыми занимаются менеджеры как руководители при процессном подходе к управлению). В небольших организациях она часто проявляется неявно. Владельцы маленьких кафе, как правило, сами закупают необходимые продукты, готовят пищу и обслуживают посетителей, занимаются финансовыми делами. Но в крупных и сложных организациях функциональное разделение труда ярко выражено. В данном случае обособляются отдельные функции организации и выделяются соответствующие работники для их выполнения. Например, классической моделью функционального разделения труда в организации является разграничение производственной, маркетинговой, человеческих ресурсов, научно-исследова­тель­ских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), финансовой деятельности (рис. 1.3).

Это основные функции деятельности любой организации, которые должны быть успешными, если организация хочет достичь своих целей. В крупных и сложных организациях горизонтальное разделение труда делают более четким. Для этого создаются подразделения для каждого функционального вида деятельности, призванные обеспечить общие результаты организации. Они несут ответственность за результаты функциональной деятельности организации. Их часто называют отделами или службами.

Управленческая функция – организация - student2.ru

Рис. 1.3. Функциональное разделение труда
в узкоспециализированной организации

Функциональная деятельность организации – производственная.Производственная функция является сердцевиной любой формальной организации, созданной для производства любого блага. Для собственника и руководителя организации она является чрезвычайно важной. Основой любого производства является технология. Здесь основное внимание уделяется техническим проблемам. С технологией связаны такие функции, как подготовка процесса изготовления продукции, работы по ремонту оборудования, энергетическому и диспетчерскому обслуживанию, техническому контролю, повседневные проблемы по расстановки рабочих, обеспечению сырьем, материалами. Поэтому производственную деятельность часто как синоним называют технической, а подбор руководителей производства осуществляют среди инженеров. Независимо от видов производимой продукции перед производственной деятельностью ставятся задачи своевременного выпуска продукции, снижения издержек производства, повышения качества изделий, возможности своевременной перестройки производства на выпуск новых изделий в соответствии с быстро изменяющимися потребностями рынка (гибкостью производства). Указанные задачи решаются на основе рациональной специализации и размещения цехов, их кооперирования внутри организации, обеспечения пропорциональности и единства ритма производственного процесса от первой до последней операции.

Специализация цехов принимает следующие формы: предметная; подетальная (поагрегатная); технологическая (стадийная), территориальная.

Предметная специализация заключается в сосредоточении в отдельных цехах основной части или всего производственного процесса по изготовлению конкретных видов и типоразмеров готовой продукции. Например, на кондитерской фабрике существуют отдельные цехи по производству карамели, по производству печенья и по производству тортов.

Подетальная (поагрегатная) специализация цехов наиболее распространена в машиностроении. Ее суть состоит в том, что за каждым цехом закрепляется изготовление не полностью всей машины, а только отдельных деталей или агрегатов. Например, на автомобильном заводе в специализированных цехах отдельно изготавливаются двигатели, отдельно – коробка передач, кабина и т. д. Все эти агрегаты передаются в цех сборки, где из них собирается готовый автомобиль.

Технологическая (стадийная) специализация базируется на пооперационном разделении труда между цехами. При этом в процессе прохождения предмета труда от сырья до готовой продукции выделяются принципиальные различия в технологии производства каждого цеха. Стадийная специализация осуществляется почти во всех видах производств.

Территориальная специализация производства наиболее характерна для транспортных, сельскохозяйственных и строительных производств. Каждый цех, участок может производить одну и ту же продукцию, но на различных, удаленных друг от друга территориях.

В результате специализации происходитдробление производственной деятельности организации на специализированные подразделения по внутривидовым работам. Кроме перечисленных выше специализированных цехов и участков в производственной деятельности организации могут создаваться отделы: материально-технического снабжения (МТС), главного механика, главного энергетика, технический, участок послепродажного (сервисного) обслуживания, инструментальный цех и другие специализированные подразделения (рис. 1.4). В зависимости от степени участия в производственном процессе они подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие подразделения.

Управленческая функция – организация - student2.ru

Управленческая функция – организация - student2.ru Рис. 1.4. Фрагмент перечня специализированных подразделений по внутривидовым работам производственной деятельности организации

Подразделения, как и организация в целом, объединяют группы людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. В этом случае каждое подразделение является миниорганизацией, созданной для достижения конкретных целей внутри сложной организации. Управленческая функция – организация - student2.ru

 
Управленческая функция – организация - student2.ru
 
 
Управленческая функция – организация - student2.ru

Функциональная деятельность организации – маркетинговая. Наиболее важным и сложным видом функционального разделения труда в организации является маркетинговая деятельность. Маркетинг (англ. market – рынок) связывает результат производства с его потребителем, который является причиной существования организации. Маркетинг – это деятельность по обеспечению потребителей нужными товарами и услугами в нужном месте, в нужное время, по подходящей цене и при осуществлении необходимых мер по стимулированию сбыта. Общее понятие маркетинга не связано с обособленным подразделением организации. Это философия, стиль мышления менеджеров и всего персонала, согласно которой в центре всей системы находится потребитель, а не отдел маркетинга. Философия маркетинга гласит, что каждый сотрудник организации должен делать все возможное для удовлетворения потребностей покупателя. Она пронизывает все функциональные виды деятельности организации. Функцией маркетинга является изучение рынка и его потребностей, определение товарно-ассорти­ментной группы, ценообразование, создание каналов распределения и продвижения товаров.

Канал распределения (сбыта) в маркетинге – это совокупность способов продвижения товара от производителя до потребителя, от которых зависит количество связей между производителем и потребителем товара (рис. 1.5).

Управленческая функция – организация - student2.ru

Рис. 1.5. Количество связей в зависимости от способов продвижения товара от производителя до потребителя

Каналы распределения могут быть трех видов: прямые, косвенные и смешанные. Прямые каналы (каналы нулевого уровня) связаны с перемещением товаров и услуг через собственную торговую сеть, т. е. без участия посреднических организаций. К ним относятсявнутрифирменные оптовые служ­бы (торговые филиалы, отдел сбыта). Торговый филиал – подразделение компании-производителя, которое самостоя­тель­но создает и хранит запасы продукции и занимается ее продажей. Отдел сбыта – подразделение компании-производителя, которое занимается продажей товаров, но не создает собственных запасов.

Косвенные каналы связаны с перемещением товаров и услуг от изготовителя к посреднику, а от посредника к потребителю. Смешанные каналы объединяют черты первых двух каналов товародвижения. Каналы распределения можно охарактеризовать и по числу составляющих их уровней: одноуровневые (один посредник – обычно розничная или оптово-розничная организация); двухуровневые (два посредника – оптовый и розничный); трех- и более уровневые. Число уровней посредников определяет длину канала товародвижения (рис. 1.6).

Посреднические организации могут быть независимыми и зависимыми.

Управленческая функция – организация - student2.ru

Рис. 1.6. Каналы и уровни распределения

Независимые посредники (дистрибьюторы) осуществляют оптовую закупку у изготовителя товара, затем сбывают его потребителям. Дистрибьютор, как правило, располагает собственными складами, устанавливает длительные контрактные отношения с изготовителями и представляет организацию-изгото­ви­теля на рынке. Иногда дистрибьютор обеспечивает техническое сопровождение товара силами своих специалистов.

Зависимые сбытовые посредники подразделяются на промышленных и сбытовых агентов. Промышленные агенты, как правило, заменяют сбытовой аппарат организации, но в отличие от работников службы сбыта получают не зарплату, а комиссионное вознаграждение, размер которого составляет примерно 5–10 % от объема сбыта. Сбытовые агенты имеют дело с небольшими промышленными предприятиями и по условиям договора отвечают за маркетинг всей продукции предприятия.

Аукционы – один из видов деятельности сбытовых организаций, осуществляемый чаще всего на рынках бывшего в употреблении оборудования.

Продвижение товаров в маркетинге – этосовокупность разнообразных методов стимулирования, используемых организациями при взаимодействии с целевыми рынками и широкой общественностью. Мероприятия по продвижению товаров имеют три главные цели: информировать, убеждать и напоминать. Информирование – это первоочередная цель продвижения, т. к. люди не могут купить товар до тех пор, пока не знают о его существовании или не поймут, для чего он может им понадобиться. Убеждение – тоже очень важный элемент продвижения, поскольку большинство людей нуждается в мотивации выбора того или иного способа удовлетворения своих потребностей. Если потребители никогда раньше не пользовались данным товаром, их надо убедить в его достоинствах. Напоминание о возможности приобрести тот или иной товар и его достоинствах также необходимо, т. к. это стимулирует дополнительный спрос.

Каждое мероприятие в области продвижения направлено на решение конкретных задач: привлечение новых покупателей, помощь торговым агентам, поддержание устойчивого уровня сбыта, создание известности товарному знаку организации, формирование «портфеля продаж» и оказание влияния на потребителей, принимающих решения о покупках.

Структура продвижения – определенное сочетание личных продаж, рекламы, общественных связей и стимулирование сбыта, к которому прибегает организация для привлечения потенциальных клиентов.

Личная продажа – непосредственный контакт между продавцом и одним или несколькими потенциальными покупателями.

Реклама – платная форма безличного воздействия рекламодателя на целевой рынок через средства массовой информации.

Общественные связи – взаимодействие организации с разнообразной аудиторией вне сферы продаж.

Стимулирование сбыта – комплекс средств и мероприятий (включая купоны, скидки, конкурсы, демонстрации, бесплатные образцы, выставки и показы непосредственно в местах продаж), направленных на привлечение интереса потребителей к товару.

Выбор подходящего сочетания данных четырех элементов зависит от особенностей рынка и продаваемого товара. С течением времени структура продвижения конкретного товара может изменяться.

Выбор структуры продвижения в некоторой степени зависит от того, на какой категории покупателей продавец собирается сосредоточить свои маркетинговые усилия – на посредниках или на конечных потребителях. Если предметом его внимания становятся посредники, производитель использует так называемую стратегию «выталкивания», чтобы побудить оптовых и розничных продавцов приобретать его товары. В этом случае в совокупности элементов продвижения преобладают личная продажа товаров и мероприятия по стимулированию сбыта, ориентированные на посредников. Если же маркетинговая политика производителя рассчитана на конечных потребителей, он применяет стратегию «вытягивания», основными средствами которой служат реклама, прямые почтовые отправления, конкурсы, купоны и т. п. Благодаря такому подходу потребитель в процессе продвижения знакомится с товаром и затем обращается за ним к розничным торговцам, которые в свою очередь под воздействием образовавшегося спроса заказывают этот товар у оптовиков или непосредственно у производителя[8].

Функциональная деятельность организации – человеческие ресурсы (ЧР). Несмотря на то, что каждый менеджер организации должен заниматься управлением ЧР, не каждый менеджер выполняет все виды работ, связанных с управлением людьми – ряд однотипных работ, особенно в круп­ных организациях, централизуется и не входит в перечень задач линейных и функциональных руководителей. Выделение ЧР в отдельный вид функциональной деятельности организации ориентировано на активную позицию личности в организации. Каждый человек должен знать цели организации и своим трудом способствовать их достижению, отвечать за результаты своего труда. В свою очередь, организация должна знать личные цели и способности каждого сотрудника, поощрять его инициативу, привлекать к инновационной и управленческой деятельности, обучать и продвигать по служебной лестнице. Для их выполнения создаются централизованные, так называемые об­служивающие отделы ЧР. Отделы ЧР занимаются:

· разработкой и внедрением планов и по­литики по ЧР;

· проектированием и разработкой органи­зационной структуры;

· управлением способностями и знаниями сотрудников;

· изучением рынка (маркетин­гом) ЧР;

· приемом на работу, отбором, аттестацией, увольнением и трудоустройством уволенных сотрудников;

· развитием, обучением и вознаграждением сотруд­ников;

· трудовыми отноше­ниями в организации;

· охраной труда и техникой безопасности, социаль­ными вопросами, выполнением правовых требований, оформлением договоров с профсоюзами и отдельными ра­ботниками, а также любыми другими вопросами, связан­ными с трудовыми отношениями.

Клиентами или потреби­телями услуг отделов ЧР являются не только руководители организаций. К ним относятся все менеджеры среднего и низшего звена, которые проводят в жизнь политику ЧР и на которых опирается отдел ЧР (ибо именно они обеспечивают работу отдела), работники организации, потенциальные кандидаты на работу и бывшие сотрудники.

Функциональная деятельность организации – инновационная (НИОКР).В условиях высоких темпов научно-техни­ческого прогресса любая организация будет иметь только кратковременный успех, если она не будет заниматься постоянным совершенствованием товара, разработкой и созданием нового продукта и технологии его производства. Инновационный процесс со структурной точки зрения представляет собой комплекс последовательно взаимосвязанных действий по созданию, освоению и распространению инноваций. Он предполагает превращение идеи в продукт и далее в рыночный товар. В рамках инновационного процесса принято выделять три укрупненные стадии: подготовительная, промышленного производства, коммерциализация нововведения[9]. Каждая из стадий инновационного процесса представляет собой сложный, многоэтапный процесс с широким набором характерных признаков. Так, подготовительная стадия сформирована из этапов, отражающих развитие научного знания, изучение общественных потребностей в нововведении, ресурсное обеспечение инновационной деятельности организаций, включая финансовое. К основным этапам подготовительной стадии инновационного процесса относятся:

· фундаментальные поисковые научные исследования;

· прикладные научные исследования;

· опытно-конструкторские работы;

· экспериментальное освоение инновации;

· технологическая подготовка производства;

· маркетинг инновационного продукта.

Прикладные научные исследования – это деятельность по обоснованию практического применения новых научных знаний. Их результатом выступают научно-технические рекомендации, доказывающие возможность материализации идей и открытий. В прикладные научные исследования входят:

· маркетинговые исследования – стратегический маркетинг (прогнозирование потребностей рынка, конкурентоспособности организации и формирование стратегии развития организации);

· изучение мирового опыта, перспектив развития научной мысли в данной сфере и смежных отраслях производства и генерирование новых идей;

· выбор из нескольких идей, достойных для разработки;

· проверка идей на соответствие целям и плану развития организации и имеющимся ресурсам.

Опытно-конструкторские работы – это творческое создание образцов инновационного продукта, которые служат прототипами будущего продукта, деятельность по научно-инфор­ма­ционному и нормативно-техническому обеспечению процесса решения конкретных инновационных задач (новый продукт, оборудование, технология, метод управления). В опытно-кон­структорские работы входят:

· конструкторские работы (разработка конфигурации, конструкции инженерного объекта или технической системы);

· проектные работы (разработка концепции графического решения нового объекта).

Экспериментальное освоение инноваций – представляет собой деятельность, основанную на результатах опытно-конструкторских работ и направленную на изготовление экспериментальных образцов продукции или отработку перспективной технологии на опытной научно-производственной базе. В его рамках проводятся пробные испытания инновационного продукта:

· наработка на отказ;

· анализ износа в разных режимах эксплуатации;

· поиск предела производительности оборудования.

После испытаний экспериментальных образцов осуществляется их конструкторская доработка и выпускается опытная партия, которая должна доказать практическую возможность применимости новшества и уточнить эксплуатационно-тех­ни­ческие характеристики неценовых параметров конкурентоспособности инновационного продукта (надежность, скорость, функ­циональность и прочие технические характеристики).

Технологическая подготовка производства –эторазработка способа соединения производственных процессов с человеческими ресурсами для создания целостной социально-экономической системы, производящей полезный результат в виде инновационного продукта.

Маркетинг инновационного продукта. Предусматривает разработку концепции товара и ее проверку на реакцию возможных потребителей, испытание товара на соответствие спроса ожидаемому уровню, финансовую оценку бизнеса о возможной прибыльности будущего товара, разработку эффективного плана действий проникновения товара на рынок (сегментация рынка, определение каналов распределения и продвижения товара, сервисного обслуживания).

Функциональная деятельность НИОКР может иметь подразделения: научно-исследовательских работ (НИР), которые, в свою очередь, могут состоять из отделов, лабораторий, секторов и групп; опытно-конструкторских работ (ОКР) и опытной научно-производственной базы, из состава которых могут быть организованы отдельные проектные группы. В условиях сильной конкуренции крупные организации занимаются разработкой многих товаров, каждый из которых в виде отдельного проекта находится на различных этапах выполнения НИОКР. В этом случае применяется проектный метод управления, когда каждый проект выделяется в отдельное подразделение, руководитель которого создает проектную группу из сотрудников всех других подразделений функциональных видов деятельности организации и несет ответственность за результаты своего проекта.

Функциональная деятельность организации – финансовая.Финансы (от лат. financia – доход, наличность) как доход возникают на стадии маркетинговой деятельности, когда произведенный товар или услуга в результате сбыта (обмена) превращается в денежный доход. До тех пор, пока товар не реализован, поставщики требуют оплаты за поставленные ресурсы, сотрудники организации – заработную плату, кредиторы – возврата денег с процентами, налоговые службы – поступления налогов. Все эти выплаты представляют собой только издержки и требуют финансирования. Особенность любого производства такова, что поступление доходов от продажи товаров и возникающие в процессе производства издержки по времени, как правило, не сбалансированы. Часто возникают случаи, когда оптовые покупатели задерживают оплату за полученный товар и у организации возникает так называемая дебиторская задолженность. Сама организация не всегда в состоянии вовремя рассчитаться с поставщиками ресурсов и другими обязательствами, в результате которых у ней возникает так называемая кредиторская задолженность. Чтобы производство продолжало ритмично работать, организация вынуждена искать другие источники финансирования и кроме доходной части пользоваться заемными средствами. Задачей финансовой деятельности организации является обеспечение сбалансированности материальных ресурсов и денежных потоков в каждый конкретный отрезок времени и эффективное использование финансовых средств. Для управления финансовыми средствами (формирование, хранение, накопление и эффективное использование финансовых средств) организация должна иметь профессионально подготовленных и опытных работников – финансистов. Таким образом, в более широком смысле финансовая деятельность организации – это совокупность финансовых операций, осуществляемых организацией по привлечению финансовых ресурсов и их эффективному использованию, включая методы финансирования, осуществления инвестиционных проектов, управления ликвидностью, защиты от рисков и пр. Финансовый менеджмент – это эффективное управление движением финансовых ресурсов внутри организации и финансовыми отношениями организации с другими хозяйствующими субъектами, кредитно-денежными организациями и государством.

Конечным результатом финансовой деятельности организации является получение прибыли. Она определяется в виде разницы между денежным доходом, полученным от реализации товара, и издержками, связанными с производством и реализацией товара.Прибыль отражает результаты усилий собственника, каждого сотрудника организации (менеджеров и исполнителей), групп и подразделений по всем функциональным видам деятельности организации. Предприниматель, вкладывая средства (инвестиции) в создание коммерческой организации, стремится вернуть их в виде прибыли, достаточной для того, чтобы эти средства не только окупились, но и были для него источником вознаграждения за его интеллектуальный труд и огромный ничем не гарантированный риск, которому он подвергается при создании организации. В прибыльной работе организации заинтересованы также группы, находящиеся за пределами организации: поставщики, партнеры по бизнесу, кредитные организации, государство в лице налоговых и финансовых органов.

Для определения результатов финансовой деятельности организации нужен учет. Учет в финансовой деятельности организации имеет три вида: бухгалтерский, налоговый и управленческий. Бухгалтерский и налоговый учет в финансовой деятельности организации – это упорядоченная система сбора, регистра­ции и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Он строится на правилах, устанавливаемых Министерством финансов РФ, которые основаны на международных стандартах финансовой отчетности. Основной задачей бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности и имущественном положении организации для внутренних и внешних пользователей – руководителей, учредителей и собственников имущества организации, инвесторов, кредиторов, партнеров по бизнесу, поставщиков и других заинтересованных лиц. Отчетными документами бухгалтерского учета являются: «Баланс предприятия» (форма № 1), «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2), «Отчет о движения капитала» (форма № 3), «Отчет о движении денежных средств» (форма № 4) и «Приложение к балансу» (форма № 5). По результатам бухгалтерской отчетности осуществляется анализ финансового состояния организации; это заключи-тельный этап процесса бухгалтерского учета, на основании которого дается оценка полученных результатов и формируется стратегия, вырабатываются меры по ее реализации. Финансовая информация не представляет собой коммерческой тайны организации, она открыта для публикации и заверяется независимой аудиторской организацией. Налоговый учет направлен на создание прозрачности финансовой деятельности организации перед государством в рамках налоговых платежей.

Управленческий учет. Бухгалтерский учет – это информация о свершившемся факте, а в управлении требуются прогнозные, ожидаемые данные. Для получения таких расчетов бухгалтерский учет непригоден или является недостаточным. Для планирования и эффективного управления в организациях создается управленческий учет, который внешне никем не регламентируется и является внутренним делом самой организации. Усилия каждого сотрудника и всех подразделений организации должны быть направлены на увеличение прибыли. Чтобы определить величину их конкретного вклада в создаваемую прибыль, организация должна иметь сбалансированную и взаимосвязанную систему экономических показателей, непосредственно оказывающих влияние на рост прибыли. Такими показателями могут быть: снижение издержек производства, повышение производительности труда, рост объема производства, улучшение качества работ. Для планирования и контроля этих показателей создается бюджетный метод руководства или метод управления издержками (затратами),который охватывает все виды функциональной деятельности организации. Для создания бюджетного метода руководства организации необходимо:

· выделить центры учета и центры финансовой ответственности за каждый вид бюджета, а классификацию бюджетов сделать такой, чтобы она соответствовала подразделению ответственности. По объему полномочий их руководителей – это центры затрат, продаж, дохода, прибыли, капитальных вложений, инвестиций, контроля и управления;

· определить цели и соответствующие планы их достижения;

· установить нормативы целевых бюджетных показателей в зависимости от полномочий соответствующих руководителей центра ответственности (затрат, продаж, дохода, прибыли, капитальных вложений, инвестиций, контроля и управления), которые должны быть достигнуты центрами ответственности;

· обеспечить учет фактических целевых бюджетных показателей, дающий возможность определить их отклонение от нормативов, установленных бюджетом;

· разрабатывать корректирующие мероприятия для устранения отклонений.

Для установления целевых нормативов затрат производства должны быть определены нормативы потребления материалов и цен на них, а также нормативы производительности труда. Это говорит о необходимости более детального рассмотрения проблемы. В частности, для прогнозирования издержек производства на будущее необходимы:

· определение операций, составляющих производственный процесс, и нормативов затрат рабочего времени;

· учет фактически выполненных операций, дающий возможность обнаружить отклонения от установленных нормативов по затратам рабочего времени;

· осуществление корректирующих мероприятий, которые могут иметь самый различный характер: совершенствование ремонта оборудования, повышение квалификации, планирование и т. д.

Создание эффективной системы управленческого учета в организациях требует реорганизации как учетных форм и регистров, обслуживающих отдельные процессы, так и финансовых потоков, имеющих важное информационное значение.

В финансовой деятельности организации создаются финансовый и бухгалтерский отделы, внутри которых могут создаваться более мелкие подразделения и группы.

Квалификационное разделение труда основывается на том, что при определении видов трудовой деятельности исходят из сложности работ и необходимой для их выполнения квалификации. В этом случае действует принцип, согласно которому ни один работник высокой квалификации не должен делать работу, которую может выполнить работник более низкой квалификации. Нарушение этого принципа повышает стоимость работ и ведет к расточительству человеческих ресурсов.

Квалификационное разделение труда предусматривает деление работников организации на категории: руководители (менеджеры), специалисты, служащие и рабочие. Каждая категория работников в своем составе предусматривает ряд профессий. Профессия – это совокупность специальных теоретических знаний и практических навыков, необходимых для выполнения определенного вида работ в какой-либо отрасли производства. Профессии в свою очередь представлены группами специальностей. Специальность – это вид деятельности в пределах данной профессии, которая имеет специфические особенности и требует от работников специальных знаний и навыков. Внутри специальности работников можно разделить по уровню квалификации. Квалификация – это совокупность знаний и практических навыков, позволяющих выполнять работы определенной сложности.

По уровню квалификации руководители распределяются по структурам и звеньям управления. По структурам управления руководители подразделяются на линейные и функциональные, по звеньям управления – высшего, среднего и низового звена. Специалистами считаются работники, занятые инженерно-техническими, экономическими и правовыми работами (инженеры, экономисты, бухгалтеры, юрисконсульты и т. д.). По квалификационным категориям они делятся на специалистов первой, второй и третьей категорий и без категории. К служащим относят работников, занятых подготовкой и оформлением документации, учетом и контролем, хозяйственным обслуживанием (делопроизводители, кассиры, табельщики, учетчики и т. д.). Рабочие делятся на неквалифицированные, малоквалифицированные, квалифицированные и высококвалифицированные, в соответствии с чем им присваиваются квалификационные разряды.

2. ВЕРТИКАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКО­ГО ТРУДА.Оно возникает как необходимость координации руководителей горизонтально разделенного управленческого труда. Например, в вузе горизонтальное разделение труда между преподавателями осуществляется путем разбиения учебного процесса на отдельные дисциплины. Преподаватели, осуществляя учебный процесс по дисциплинам, не выполняют каких либо управленческих функций по отношению к другим преподавателям. Для координации работы преподавателей возникает необходимость четко разделить управленческую и неуправленческую деятельность. Для выполнения управленческих работ создается специальное подразделение – кафедра, руководителем которой является менеджер – заведующий кафедрой. Количество кафедр в вузе зависит от количества преподавателей и нормы управляемости для заведующих кафедрами. В результате менеджер координирует работу других менеджеров. Декан в вузе, как менеджер более высокого уровня управления, координирует работу заведующих кафедрами – менеджеров низшего уровня, которые, в свою очередь, координируют работу операционных работников – преподавателей, ведущих учебный процесс. Поскольку возможности управленческого труда, как и труда работника любой другой профессии, ограничены, в крупных организациях появляется несколько ступеней или уровней управления. Возникает так называемая иерархия управления, в результате которой создается организационная структура управления. Она является результатом вертикального разделения управленческого труда. Иерархия управления – это инструмент для реализации целей организации и гарантия интегрирования и сохранения ее целостности. Чем выше уровень управления, тем больше объем и комплексность выполняемых функций, ответственность, доля стратегических решений и доступ к информации. Одновременно растут требования к квалификации менеджеров, их личная свобода в управлении. Чем ниже уровень управления, тем проще управленческие решения, выше доля оперативных видов деятельности. Несмотря на большое количество уровней управления в организациях, традиционно выделяют три уровня, менеджеры которых выполняют разные функции (рис. 1.7).

Управленческая функция – организация - student2.ru

Рис. 1.7. Иерархия менеджмента

Наши рекомендации