Самоидентификация менеджера

Важнейшие личные качества менеджера, образующие его психологические ресурсы, могут быть целенаправленно сформированы самим менеджером. Таким образом, наша позиция по вопросу соотношения врожденных и приобретенных качеств менеджера должна состоять в следующем: несмотря на то, что каждый человек в той или иной степени обладает врожденными задатками руководителя, психологические ресурсы менеджера в большей степени являются приобретенными. Структура и качество этих ресурсов зависят от целенаправленных действий самого руководителя, его способностей осознать необходимость их формирования. Продвижение менеджера сопровождается (или должно сопровождаться) не только ростом его прав, ответственности, профессионализма, но и развитием его психологических ресурсов [5, с. 358].

Мы должны задать себе вопрос: в чем состоит суть механизма, который, являясь выражением осознанной воли менеджера, позволяет формировать характеристики, свойственные для управленческой направленности личности, и способен влиять на выбор профессионального жизненного пути и формирование карьеры.

Термин самоидентификация хорошо известен и широко применяется в философии, психологии, социологии, политологии и других отраслях знаний.

Если учесть, что «идентификация» представляет собой признание тождественности, соответствия, схожести одного объекта с другим, то «самоидентификация» означает тот же самый процесс, непосредственно выполняемый субъектом по отношению к самому себе. С позиции философии именно способность к инициализации и проявлению деятельностной активности (в данном случае – к самоидентификации) является свойством не объекта, а субъекта. Самоидентификация есть процесс, в ходе которого субъект отождествляет самого себя с другим объектом (или проводит автоотождествление).

В спектре субъектов самоидентификации вполне конкретное место занимает личность: под самоидентификацией личности понимают самоотождествление личности с определенной социальной группой, типом, образом.

Простейшими примерами самоидентификации личности могут служить такие выражения: «Я – глава семьи», «Я – классный специалист».

Самоидентификацией менеджера будем называть самоотождествление личности с субъектом внутрифирменного менеджмента.

Именно самоанализ, в ходе которого личность осознанно идентифицирует свои возможности и потребности как управленческие и делает выбор в пользу начала карьеры или очередного продвижения по карьере руководителя, и составляет существо управленческой самоидентификации. Чрезвычайная значимость самоидентификации начинает проявляться уже в тот момент, когда личность впервые для себя принимает сознательное решение о выборе карьеры руководителя. Такое решение как раз и является результатом управленческой самоидентификации. Самоидентификация в начале карьеры приводит к тому, что врожденные управленческие возможности личности и ее врожденные неосознанные потребности руководить другими людьми будут преобразованы в психологические ресурсы менеджера, и таким образом реализованы в процессе практической управленческой деятельности.

Самоидентификация в процессе карьеры позволяет руководителю осуществлять непрерывный мониторинг собственных ресурсов, оценивать их сильные и слабые стороны, в результате этих действий создаются условия для формирования (пересмотра) личных целей, планирования стратегии карьеры, и, как следствие, для модификации стиля делового поведения и способа мышления.

Таким образом, мы рассматриваем самоидентификацию как непрерывный процесс, сопровождающий управленческую деятельность, начиная от выбора личностью карьеры руководителя до ее завершения. Такой подход дает возможность выделить некоторые типовые фазы самоидентификации, которые в течение карьеры приходится в той или иной форме переживать большинству руководителей.

Каждую фазу самоидентификации можно сопоставить с определенной стадией карьеры, которые переживает менеджер. Мы можем предложить четыре типовые фазы. Совсем необязательно, что менеджер должен пройти все эти фазы последовательно, более того: на разных этапах карьеры фазы могут повторяться.

Предкарьерная самоидентификация протекает в форме первого осознанного желания быть менеджером и руководить людьми. Например: «Я хочу быть менеджером и руководить людьми … я знаю, что у меня это получится … я еще не готов к этой работе … у меня мало знаний, нет опыта руководства … но я очень этого хочу, и это у меня получится…». Этот процесс необязательно должен протекать в юношеском возрастом, выбор карьеры руководителя может быть сделан на любом жизненном этапе.

Самоидентификация карьерного скачка связана с осознанием личности готовности и желания карьерного продвижения. Форма такой самоидентификации может быть представлена следующей последовательностью рассуждений: «Я исчерпал себя на этой должности ... я могу сделать больше … я хочу больших прав, ответственности, рисков, большего вознаграждения … мне нужно совершенствовать стиль делового общения … расширять знания … мне нужна поддержка со стороны тех, кто может предложить такую работу…». Конечно, карьерный скачок менеджера внешне может выглядеть как результат удачного стечения обстоятельств, однако, как правило, именно такая самоидентификация руководителя стимулирует создание подобных обстоятельств.

Самоидентификация продолжения карьеры характерна для этапов, когда менеджер находится в состоянии относительного удовлетворения условиями своей работы и не ощущает в данный момент потребности карьерного скачка. Форма, в которой протекает эта фаза самоидентификации, может быть, например, такой: «Меня устраивают условия моей работы … я не хочу расширять свою ответственность … я не готов к увеличению рисков … на этой должности мне удается наилучшим образом реализовать свой потенциал … я не буду бороться за более выкую должность…».

И, наконец, фаза самоидентификации завершения карьеры
проходит на этапе, когда менеджер осознает желание или даже готовность завершить карьеру руководителя. Такое желание может быть вызвано разными обстоятельствами и совсем необязательно является следствием преклонного возраста, например: «Я больше не хочу руководить людьми … я не хочу отвечать за действия своих подчиненных … я хочу работать по своей основной профессии … я классный специалист и мне не хочется терять свою квалификацию … я хочу оставить карьеру менеджера…».

Если исходить из того, что самоидентификация есть непрерывный процесс, который в той или иной форме реализуется самим менеджером в течение всей практической деятельности, и фактически является инструментом построения карьеры, то мы можем сделать следующее обобщение: управленческая самоидентификация является непрерывной функцией менеджера. Способность к реализации этой функции является важнейшим условием формирования менеджером психологических управленческих ресурсов.

Заключение

Таким образом, психологические ресурсы менеджера включают систему психических характеристик (качеств личности), которые стабильно появляются не лишь в манере поведения начальника в процессе делового общения, но и в манере его мышления, в персональных особенностях принятия и реализации заключений, розыска управленческих схем и др.

Психологические свойства включают совместные деловые характеристики (компетентность, деловитость, функциональность и организованность), своеобразные управленческие характеристики (ответственность, готовность к рискам, системное мышление, преданность и конформизм), а еще вспомогательные свойства, состав которых имеет возможность находиться в зависимости от позиции менеджера в иерархии и от ее индивидуальностей.

Значимость буквально всех психологических свойств менеджера растает по мере подъема объема его прав и ответственности. Личную обязанность, преданность и конформизм возможно считать более важными универсальными свойствами менеджера, потому что недостаток как раз данных свойств способен нанести больший вред и иерархии и менеджеру.

Самоидентификацией менеджера именуется самоотождествление личности с субъектом внутрифирменного менеджмента. Существо самоидентификации оформляет самоанализ, в ходе которого лицо осмысленно идентифицирует свои возможности и необходимости как управленческие и готовит выбор в пользу начала карьеры или же еще одного продвижения по карьере начальника, и оформляет.

Самоидентификация представляет собой как постоянный процесс, сопровождающий управленческую работу, начиная от выбора личностью карьеры начальника до ее окончания. В данном процессе имеет возможность ряд типовых фаз самоидентификации, которые в направление карьеры приходится в той или же другой формепротекает основная масса управляющих.

Психологические средства складываются в процессе взаимодействия врожденных, обретенных и наружных факторов. В случае если лицо способна к осознанной управленческой самоидентификации, то процесс формирования ее ресурсов делается управляемым. Смысл самоидентификации растает по мере подъема позиции менеджера, расширения его прав и ответственности.

Способность к устойчиво–полной самоидентификации, в сочетании с надлежащими природными задатками и подходящим стечением наружных критерий приводит индивидуальность к наиболее высоким позициям самых больших управленческих иерархий.

Наши рекомендации