Управление деятельностью сотрудникаосуществляетсяс помощью механизмов мотивации и стимулирования.
Мотивация – качество, свойство человека, присущая от рождения, поэтому ничего изменить нельзя, т.е. одни мотивированы, а другие нет.
На самом деле:
Ø Мотивированными не рождаются. У каждого есть сфера («Я», «Карьера», «Здоровье», «Семья и друзья»), в которой он действует с громадным энтузиазмом. Значит, если кто-то не проявляет на работе должной заинтересованности (мотивации), дело тут вовсе не в характере
Ø Мотивация не свойство человека, а результат сложного процесса, суммаразличных факторов:
· желание работать –внутренне побуждение, м.б. сильнее или слабее в зависимости от нашей собранности или расслабленности,
· собственная эффективность –убежденность в том, что можно выстроить жизнь по собственному разумению, полагаясь на себя,
· психологическая временная перспектива –определяет, какие цели мы выбираем в зависимости от жизненного этапа, воспитания и т.п.,
· эмоциональная культура (наши эмоции) –служат «внутренним советчиком» во время принятия решения.
Факторы складываются в сложный комплекс, где доминируют:
o сила воли – способность мотивировать себя самого,
o профессиональная составляющая (способности и компетентность) – способность ставить цели и достигать их,
o благоприятные условия (внешние)– успех достижим при создании определенных внешних условий, сам человекотчасти может изменить атмосферу в которой работает.
На этих «трех китах» (столпы успеха) и базируется в основном наша успешность.
2. Мотивация – это манипулирование.
На самом деле:
Ø Мотивация работает, когда в производственных отношениях доминируют честность и взаимное доверие.
Ø Поведение руководителя, безусловно, влияет на мотивацию сотрудников, т.к он
o должен заботиться о профессиональном росте сотрудников,
o а на предприятии созданы все условия для работы.
3. Ничто не мотивирует лучше денег - повышение жалованья работникам ведет к:
· невидимому рвению одних
· равнодушных – взбодрит
· халтурщиков научат добросовестности
· подающим надежды прибавят энтузиазма
На самом деле:
Ø ни к чему не привыкают так быстро, как к высокому жалованью.
Теория мотивации стала активно разрабатываться в 20 веке, хотя многие мотивы, стимулы и потребности были известны с древних времен.
В истории человечества известны всего два способа обеспечения участия работника в деятельности организации:
1.заставить (принуждение)
2.заинтересовать (мотивация)
Важным открытиемчеловечества является:
Ø «Труд по принуждению значительно менее эффективен, чем труд, основанный на заинтересованности работника в качественности его результатов». Поэтому человечество отказалось от рабского труда. Переход от одной экономической формации к другой сопровождался повышением значимости факторов мотивацииработников к производительному труду.
Ø Наиболее эффективным является творческое отношение работника к труду, когда интеллект, опыт и умение работника нацелены на получение более высокого результата.
Чтобы обеспечить эффективное функционирование организации, необходимо эффективное управление деятельностьюеё сотрудников.
Управление деятельностью сотрудникаосуществляетсяс помощью механизмов мотивации и стимулирования.
Т.к. менеджер достигает целей организации через своих подчиненных, то в этом смысле функция мотивации является самой существенной.
Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком.
Мотивирование - процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов.
Мотив – это
· причины (пусть не всегда осознанные), побудившие человека к определенным действиям;
· его внутренние и внешние движущие силы;
· побуждение, к выполнению определенной деятельности, в основе которой лежат потребности человека
Сила мотива определяется актуальностью потребности для работника.
Степень удовлетворения потребностей работникав результате предпринятых им действийможет оказывать влияние на мотивы его действий, что, в свою очередь, должно вызывать корректировку мотивации работника со стороны его непосредственногоруководства.
Мотивация(заинтересованность) - это
· процесс активизации мотивов, побуждающих работника действовать;
· процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и (или) целей организации;
· внутреннее свойство человека, составная часть характера, связанная с его интересами и определяющая его поведение в организации.
Модель мотивации: