Задания для уяснения темы занятия
Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по дисциплине «Психология развития и возрастная психология»
для специальности030302.65 – клиническая психология (очная форма обучения)
К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ №4
ТЕМА: «Теории развития человека»
Утверждены на кафедральном заседании
протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.
Заведующий кафедрой
д. псх.н. доцент Логинова И.О. ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)
Составитель (-ли):
к. псх.н. Колкова С.М. ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)
Красноярск
20__
Занятие №4
Тема «Теории развития человека»
2. Форма организации занятия: семинарское занятие
3. Значение темы:
Учебное – формирование представлений о теориях развития человека, понимания специфичности и уникальности психологического развития.
Профессиональное - знание базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции.
Личностное - формирование гуманистического отношения к людям, воспитание профессиональной культуры личности.
4. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметь представление о теориях развития человека, знать названия и авторов основных теорий, уметь выделять отличительные черты классических теорий.
5. План изучения темы:
5.1. Исходный контроль знаний (фронтальный опрос):
· Основные положения культурно - исторической концепции Л.С. Выготского.
· Закон метаморфозы в детском развитии
· Закон неравномерности детского развития
· Закон развития ВПФ
· Отличительные признаки ВПФ
· Проблема Эгоцентрической речи
· Зона ближайшего развития и зона актуального развития
5.2. Основные положения темы:
Согласно Г. Крайг (2000), термин развитиеуказывает на изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении или поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды. Развитие происходит в трех областях:физической, когнитивной и психосоциальной. К физической области относятся такие физические характеристики, как: размеры и форма тела и органов, изменение структуры мозга, сенсорные и моторные (двигательные) навыки. Когнитивная область (от лат. «знание», «познание») охватывает все умственные способности и психические процессы, включая конкретную организацию мышления. В психосоциальную область входят свойства и социальные навыки.
Закономерности процесса развития:
1. Развитие человека в трех областях происходит одновременно и взаимосвязано. Между различными областями развития человека существует сложное взаимодействие. Развитие представляет собой не последовательность отдельных, не согласованных между собой изменений, а носит целостный, системный характер,вследствие чего изменения в одной области влекут за собой перемены в других областях.
2. Процесс развития происходит в соответствии с генетическим планом(созреванием).
3. Развитие происходит индивидуально и оригинально.
4. Процесс развития носит непрерывный (континуальный) или скачкообразный (ступенчатый) характер. Представители одних психологических направлений придерживаются концепции непрерывного развития (теория научения), другие психологические направления являются сторонниками стадиального развития.
Отечественная психологическая наука исходит из диалектического понимания развития.Применительно к проблеме психического развития ребенка это означаетследующее. Во-первых, каждый возрастной этап не сводится к чисто количественно измеряемым изменениям в сознании и поведении человека, а приводит к качественным изменениям в психике. Развитие, согласно Выготскому Л.С. (2000) прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Основные признаки развития: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Во-вторых, движущей силой психического развития считается саморазвитие, которое идет через разрешение внутренних противоречий личности. В-четвертых, для психического развития характерно не только эволюционные периоды, но и возрастные кризисы (Выготский, 2002).
Рассмотрим некоторые концептуальные подходы к феномену развития психики в онтогенезе.
Бихевиоризм, Не принимают в расчет наследственную предрасположенность. Наследственность многообразна и открыта. Поведение определяется исключительно окружением (культурой и воспитанием). Развитие - приобретение новых поведенческих реакций и способов реагирования.
Теории научения. Психическое развитие понимается в терминах непрерывного взаимодействия между поведенческими, средовыми и когнитивными факторами. Научение происходит посредством прямого опыта. Развитие это результат научения через наблюдение в приобретении навыков поведения (Бандура, Роттер).
Классический психоанализ Фрейда. Рассматривает развитие как прохождение через психосексуальные стадии. Выделяется несколько стадий, каждая из которых служит фундаментом для достижения последующей. С точки зрения Фрейда, ребенок вступает в жизнь, стремясь к удовольствию. Удовольствие достигается посредством стимуляции «эрогенных зон» - особенно чувствительных к прикосновению (рот, анус, гениталии). По мере развития значение каждой из зон меняется. Сексуальная энергия (либидо) перемещается по этим зонам, определяя этапы развития.
Индивидуальная психология Адлера. Движущей силой развития личности является генерализованное чувство неполноценности. Чувство неполноценности особенно остро проявляется к телесным недостатка. Ребенок с наследственными органическими недостатками пытается компенсировать их за счет более интенсивного развития дефектной функции. Позднее Адлер включил в понятие неполноценности все виды физических, душевных или социальных недостатков. Слабость и беспомощность ребенка, его зависимость от окружающей обстановки ведут к проявлению чувства неполноценности, присущее каждому человеку. Ребенок осознает свою беспомощность и необходимость преодолеть недостаток, но при этом им движет врожденное стремление к превосходству. В итоге такой процесс движет индивида по направлению ко все большему совершенству и реализации.
Эпигенетическая теория Эриксона. Эриксон рассматривает развитие личности на протяжении всей жизни человека, от рождения до самой смерти. При этом центральной проблемой развития выступает поиск собственной идентичности. Согласно Эриксону, человек проходит восемь психосоциальных стадий. Каждая стадия включает в себя конфликт или кризис. Кризисы неизбежны и нормативны. Каждый кризис требует своего разрешения. Человек может выбирать между основными путями разрешения кризиса: адаптивным и неадаптивным. Когда кризис завершается, человек приобретает адаптивное или неадаптивное качество и готов к преодолению нового кризиса.
Генетическая психология Пиаже. В основе развития заложено когнитивное развитие человека. Человеческое знание имеет статус биологического органа психики. Процесс приобретения знания рассматривается как эволюционный процесс. Приобретение знания является средством достижения адаптации. Пиаже проводил параллель между тем, как дети приобретают знания (в частности, научные идеи) и историческим развитием знания. Однако, это не означает, что последовательность стадий в приобретении знаний детьми повторяет развитие научных идей.
Культурно-историческая концепция развития высших психических функций Л.С. Выготского.
Л. С. Выготский различал: преформированный и непреформи-рованный типы развития. Преформированный тип — это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет. Например: эмбриональное развитие.
Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете. К нему же относится развитие Галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов.
Непреформированный путь развития не предопределен заранее. Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рождения ребенка не даны ни те стадии, через которые он должен пройти, ни тот итог, который он должен достигнуть. Детское развитие - это непреформированный тип развития, но это совершенно особый процесс - процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества. В этом особенность детского развития. Его конечные формы не даны, а заданы. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе.
Согласно Выготскому, процесс психического развития - это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Важно проследить логику освоения идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и материальное богатство человечества. Но вне процесса освоения идеальных форм вообще невозможно развитие. Поэтому внутри непреформированного типа развития психическое развитие ребенка это особый процесс. Процесс онтогенетического развития — процесс ни на что не похожий, процесс чрезвычайно своеобразный, который проходит в форме усвоения.
Выготский разработал учение о возрасте как единице анализа детского развития. Согласно Выготскому, человек в процессе своего развития возвысился до сознания новых движущих сил своего поведения. Выготский вводит исторический принцип в область детской психологии.
Основные положения концепции Выготского Л.С.:
1) В качестве источника развития выступает среда.
2) Специфика детского развития состоит в подчинении действию не биологических, а общественно - исторических законов.
3) Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка.
4) Движущая сила психического развития - обучение. Обучение является внутренне необходимым и всеобщим моментом в развитии ребенка. Обучение не тождественно развитию. Обучение развивает не природные, а исторические особенности человека.
5) Обучение создает зону ближайшего развития.
6) Для психического развития детей характерно прохождение кризисов (кризис новорожденного, 1 года, 3, 7, 13, и 17 лет).
Основные направления развития культурно-исторической парадигмы. Идеи Выготского нашли свое продолжение в исследованиях А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперина, Л.И. Божович. Основные . идеи, связанные с разработкой взглядов Выготского заключены в следующем:
1) В основе развития обобщений лежит не общение языкового типа, а непосредственная практическая деятельность.
2) Существует различие между понятиями «обучение» и «деятельность».
3) Ведущий вид деятельности (А. Н. Леонтьев и др.) является критерием периодизации психического развития и показателем психологического возраста ребенка.
4) Смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов.
5) Психические процессы зависят от характера и строения внешней, предметной деятельности (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин).
6) Внешняя деятельность переходит во внутреннюю, имеет свою особенность и закономерность (Д. Б. Эльконин).
5.3. Итоговый контроль знаний:
Напишите краткую характеристику биогенетических и социогенетических концепций.
Задания для уяснения темы занятия
1) «Развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не есть маленький взрослый, который просто меньше знает и меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой» - это формулировка закона…
а) метаморфозы в детском развитии
б) неравномерности детского развития
в) развития ВПФ
г) переноса внешних отношений во внутренний план
2) Каждая ВПФ имеет свой оптимальный период созревания, когда ребёнок особенно чувствителен к влияниям внешней среды, способствующим ее развитию. Этот период называется…
а) Периодом роста
б) Интериоризационным периодом
в) Сензетивным периодом
г) Периодом диалектики ВПФ
3) К отличительным признакам ВПФ не относится
а) опосредованность
б) осознанность
в) автоматичность
г) произвольность
д) системность
е) прижизненность формирования
4) Условия развития (по Выготскому)
а) Морфофизиологические особенности мозга и общение
б) Генетическое и историческое начала
в) Среда и индивид
г) Психика и сома
5) Первая социальная потребность (по Выготскому)
а) потребность в пище
б) потребность в общении со взрослым
в) потребность в тактильном контакте с матерью
г) потребность в любви
· Ситуационные задачи
Задача№1
Петя, мальчик семи лет, учащийся в первом классе отлично выполняет задания на сложение. С примерами на вычитание он самостоятельно не справляется. Что делать Марье Ивановне, учительнице начальных классов?
Задача№2
Олеся, девочка 5ти лет в садике, играя с остальными детьми произносит реплики, комментирующие ее действия и не требующие ответа от окружающих детей. Неопытная воспитательница в ужасе бежит к психологу детского сада и описывает ему ситуацию. Что ей может ответить психолог?