Название | Создание и развитие системы супервизионной поддержки для психологов-консультантов ВИЧ-сервисных организаций в регионах |
Разработчики-консультанты проекта | Довбах Г. – Ассоциированный директор по вопросам политики и партнерства Варбан М. – менеджер по технической помощи Валовая Л. – тренер |
Организация | МБФ «Международный Альянс по ВИЧ/СПИД в Украине» |
Год разработки | 2010-2012 |
Краткое описание | В рамках выполнения проекта "Усиление ответа на эпидемию ВИЧ/СПИД в Украине путем предоставления услуг и информации (SUNRISE)" МБФ «Международный Альянс по ВИЧ/СПИД в Украине» начал предоставлять супервизионную поддержку психологам-консультантам региональных НПО через проведение региональных встреч по супервизии. Основной целью супервизионных встреч есть помощь консультанту наилучшим способом ответить на потребности клиента, это обеспечивается путем повышения квалификации психологов ВИЧ-сервисных организаций в сфере социально-психологического консультирования и посредством организации среды для сотрудничества и профессионального общения психологов. |
Целевая аудитория | Психологи-консультанты ВИЧ-сервисных организаций |
Территория реализации | 14 областей Украины и г. Севастополь |
Обоснование актуальности | Супервизорство – новое для Украины направление работы с психологами-консультантами ВИЧ-сервисных организаций, целью которого является развитие профессиональной компетентности и повышение степени удовлетворенности собственной работой, снижение профессиональных рисков. Социальная работа признана одним из специфических видов профессиональной деятельности с повышенным уровнем психологической нагрузки. Психолог-консультант в сфере ВИЧ-сервиса подвержен многим профессиональным рискам, часто приводящим его к стрессовым ситуациям. Среди многих стрессогенными факторами в работе психолога-консультанта ВИЧ-сервисных организаций являются постоянно повышенная эмоциональная нагрузка; необходимость действовать в непредсказуемых ситуациях; неуверенность в конечном положительном результате своих действий; повышенная ответственность за действия других; чувство отчаяния от невозможности решить проблему . Супервизия даёт возможность психологу-консультанту проанализировать вопросы, касающиеся практической работы, с более опытным специалистом, выступающим в роли супервизора. Супервизия является инструментом совершенствования профессиональной деятельности и повышения уровня специалиста. Одновременно обеспечивается повышение эффективности социального-психологического консультирования в организации. |
Цель проекта | Повышение эффективности социально-психологического консультирования в сфере ВИЧ-сервиса |
Этапы проекта | - Подбор региональных психологов-консультантов по супервизии (июнь2010, август 2010, май 2011).
- Подготовка региональных психологов-консультантов по супервизии (сентябрь 2010-май 2012).
- Проведение супервизионных встреч в регионах (август 2010 – пробная группа, октябрь 2010 – июнь 2012).
|
Описание проектной деятельности | В июне и августе 2010 были проведены отборочные тренинги, целью которых был отбор психологов-консультантов для подготовки в качестве региональных супервизоров. Психологи для участия в тренинг приглашались на конкурсной основе по результатам заполнения отборочных анкет. Третий отборочный тренинг был проведен в мае 2011 г. В процессе тренинга участникам была дана возможность продемонстрировать свои профессиональные знания и практические навыки. Все участники оценивались по критериям: личностные качества, профессиональные навыки, коммуникативные способности. Участники, набравшие наибольшее количество баллов были отобраны для подготовки в качестве региональных консультантов по супервизии. В августе была проведена пилотная группа по супервизии. Подготовка и проведение группы проходили при участии консультанта проекта. Результаты проведения группы были использованы при подготовке обучающего тренинга. Подготовка проводилась в формате обучающего тренинга. Первый тренинг по подготовке был проведен в сентябре 2010. В процессе тренинга участники получили информацию по особенностям работы с целевыми группами, были отработаны две модели супервизии: процессуальная и модель развития. Участники познакомились с инструментами для проведения индивидуальной и групповой супервизии, приняли этический кодекс супервизора, разработали программу проведения первых двух встреч по супервизии в регионах. На протяжении октября – декабря участники провели супервизионные встречи в регионах. По результатам встреч были написаны аналитические отчеты по форме, разработанной консультантами проекта. По результатам первой супервизии были осуществлены визиты тренера проекта в группы, первые две встречи в которых вызвали сложности у супервизоров. Последующие четыре тренинга по подготовке супервизоров были проведены в период декабрь 2010 – май 2012. На тренингах была проанализирована деятельность консультантов по супервизии. Отработаны проблемные моменты, с которыми они сталкивались в процессе проведения групп по супервизии. |
Супервизионные групппы | Участников для работы в супервизионной группе приглашают Межрегиональные информационно-ресурсные центры. Отбор участников проводится с помощью специальной отборочной анкеты. Обязательным условием есть наличие высшего психологического образования и работа в ВИЧ-сервисной организации. В первую очередь на группы приглашаются психологи работающие в организациях, сотрудничающих с МБФ «Международный Альянс по ВИЧ/СПИД в Украине», если в группе остаются места приглашаются психологи ЛЖВ и других ВИЧ-сервисных организаций, возможно участие психологов ЦССМ. Рекомендованное количество участников группы 5-12 человек. Количество новых участников, начиная с третьей встречи, не должно быть больше 25% от основного состава группы. Группа собирается один раз в два месяца. Продолжительность работы группы - 4 часа. Эффективность работы супервизионной группы определяется с помощью специальных анкет, разработанных консультантами проекта (входная анкета, промежуточная анкета, выходная анкета). |
Требования к супервизору | 1. Организация и проведение супервизии: - Подготовка программы супервизионной встречи.
- Проведение супервизионной встречи.
- Написание отчета в течение 3-х дней после проведения встречи.
2. Знания: - Понимание целей супервизии.
- Ясность относительно границ супервизии.
- Понимание основных фокусов супервизии.
3.Профессиональные навыки: - может объяснить цель супервизии;
- может удерживать соответствующие границы отношений; может создать в группе климат, характеризующийся эмпатией, искренностью, конгруэнтностью, доверием, непосредственностью;
- может сохранять баланс между организационной, образовательной и поддерживающей функциями супервизии;
- может закончить встречу вовремя и соответствующим образом.
- хорошо развиты коммуникативные навыки;
- умение работать с группой;
- осознание своих ограничений и сильных сторон в качестве супервизора.
4. Личностные качества толерантность, эмпатия, искренность, конгруэнтность, ответственность, |
Контроль работы супервизоров | Постоянный контроль результатов работы супервизоров осуществляется с помощью отчетов по результатам проведения групп. Также избирательный контроль проводится консультантом проекта при посещении супервизионных групп в регионах. По результатам посещений супервизор получает рекомендации по повышению эффективности работы супервизионной гуппы. Результаты посещения супервизионных групп фиксируются в отчетах консультанта проекта. |
Результаты проектной деятельности | Отобрано и подготовлено – … региональных консультантов. За проектный год на базе Межрегиональных информационно-ресурсных центров при поддержке МБФ «Международный Альянс по ВИЧ/СПИД в Украине» было проведено … встреч для психологов в 14регионах Украины и г. Севастополе. |
Финансирование проекта | Проект финансировался МБФ ««Международный Альянс по ВИЧ/СПИД в Украине». |
Эффективность проекта | Эффективность проекта оценивалась по результатам обработки входящих и выходных анкет психологов – участников групп супервизии. |