Смолова Л.В. Психология взаимодействия с окружающей средой.
Наиболее популярное определение предлагает И. Альтман, указывая, что приватность есть ≪выборочный контроль допуска к себе (access to self ) или к группе, который люди применяют относительно окружающей среды (прежде всего социальной) (Altman 1975, р. 18). Определение Альтмана, подчеркивает Р. Гиффорд, схватывает сущность приватности – родственные темы управления информацией о себе и управления социальным взаимодействием (Gifford, 2002, р. 211). «Допуск к себе» может относиться либо к информации о себе, либо к социальному взаимодействию с кем-то. Когда человек ищет приватности, иногда это означает одиночество, а иногда – пребывание наедине с кем-либо. Это могут быть друзья, которым хочется поговорить, долго не видевшие друг с друга одноклассники, семья, собирающаяся на пикник, - все они хотят быть вместе, исключая при этом других. Таким образом, приватность – это необязательно случай, когда человек хочет находиться в изоляции, просто ему важно иметь возможность сделать этот выбор в случае необходимости.
Все люди нуждаются в приватности, но им нужны разные ее виды. Главы государств, стоящие на трибуне, визуально доступны большому числу граждан, однако немногие будут удостоены личной аудиенции с ними. Или, желая уединиться, человек не может отдохнуть даже в отдельной комнате, так как из соседней комнаты или квартиры может доноситься звук музыки или разговора, мешающий расслаблению. Или, например, работники в офисе с большим количеством видеокамер, поставленных службой безопасности, могут иметь аудиальную, но не визуальную приватность.
И.Альтман (Altman, 1975) пишет, даже стриптизеры, раздевающиеся у всех на виду, также имеют условный уровень приватности. Визуальный доступ к телам присутствует полностью, но физический контакт при этом не предусматривается. Это исключительный случай, но он иллюстрирует сложность феномена приватности: некоторые каналы коммуникации могут быть открыты, а некоторые нет.
Идея открытых и закрытых каналов, указывает Гиффорд (Gifford, 2002), приводит к наиболее значимому аспекту определения Альтмана. Выборочный контроль подразумевает, что доступ к отдельной личности или группе может быть как предоставлен, так и отвергнут, т. е. приватность – это не просто отгораживание от других, она может включать удовольствие от социального взаимодействия и предоставление о себе именно той информации, которой хочется поделиться с другими. И здесь ключевое слово – контроль. Человек, который имеет оптимальную приватность, – это не отшельник. Он способен чувствовать комфорт либо в компании, либо в уединении (управление социальным взаимодействием), а также предоставить или не предоставить информацию о себе (управление информацией). Исследования показывают, что когда людям даются технические способы регуляции социального взаимодействия, они используют их.
П. Краб (Crabb, 1999) проводил исследование использования автоответчиков и определителей номеров для регуляции приватности в домашних условиях. Он выявил, что люди регулируют телефонные взаимодействия, если имеют технические средства для этого. В таком случае формируются новые нормы контроля собственной приватности.
С точки зрения У.Иттельсона и его коллег (Ittelson et al., 1974), приватность фокусируется на развитии отношений как центральном процессе социального взаимодействия. Когда мы встречаем кого-то впервые, мы обычно раскрываем только внешние факты своей жизни. Если партнер отвечает взаимностью, мы можем начать раскрываться немного больше. Если отношения продолжают развиваться, оба человека могут дойти до раскрытия более интимной информации о чувствах. Это часто происходит бессознательно. В этот процесс вовлечен механизм выборочного контроля над типом и количеством информации о себе – области, в которую мы хотим допустить другого. Обычно люди используют процесс раскрытия, чтобы не двигаться быстро с самого начала и указывать окружающим границы, которые они не должны переходить.
Пока мы чувствуем, что управляем доступом к своему «Я», мы не чувствуем стресса. Мы вообще даже не думаем об этом, как с персональным пространством и с территориальностью или с краудингом. Только когда кто-то вторгается в нашу частную жизнь, и мы чувствуем себя неспособными предотвратить это, мы начинаем испытывать напряжение.
Наиболее известная типология приватности была предложена А. Вестином (Westin, 1967), который указывает на значение четырех основных состояний приватности: одиночество (solitude), интимность (intimacy), анонимность (anonymity) и скрытность (reserve).
Одиночество— состояние отделенности от группы, состояние приватности, в котором человек одинок и свободен от наблюдения других людей. При одиночестве человек пытается сделать так, чтобы его не видели, т. е. достичь визуальной изоляции, а при невозможности сделать это может использовать другие механизмы, связанные с уходом не в пространственное, а в психологическое одиночество (рис. 9.3). Предшествующими факторами возникновения потребности в одиночестве могут быть трудность пребывания в социальной роли, несовместимость роли с личностью человека, межличностная несовместимость. Формами поведения могут быть физический и/или психологический уход от партнеров и людей, защитные реакции.
Интимность отражает групповую приватность, выражает потребность человека в приватности как члена пары или большой группы, которая стремится достичь максимальных личных отношений среди ее членов, например мужа и жены, семьи или группы друзей. Здесь приватность выходит за пределы простой свободы от визуального наблюдения. Делается попытка снизить все вмешательства извне и поддержать границы группового персонального пространства. Предшествующими факторами для возникновения потребности в близости может являться межличностная совместимость, сексуальные или иные потребности. Формой поведения может быть физическое и/или психологическое уединение от людей, не входящих в данную категорию.
Анонимность – форма приватности, основанная на желании человека быть вместе с другими, но не быть личностно идентифицируемым, узнанным, или взаимодействовать, не проявляя собственной личности. Это происходит в ситуации, когда человек находится в общественных местах, но хочет быть свободным от наблюдения окружающими. Он может ехать в метро, посещать спортивное мероприятие или просто идти по улице. Он осознает, что за ним специально или непреднамеренно наблюдают люди. Осознание того, что он находится под этим наблюдением, разрушает возможность расслабления и свободы, необходимой для человека. Поэтому вполне объяснимо желание слиться с окружающими, оставаться неузнанным и незамеченным. Виртуальное пространство – Интернет – идеальное место для сохранения собственной анонимности: у людей есть возможность удовлетворять свои потребности в знакомствах и общении, располагая при этом полной свободо , конфиденциальностью, неузнанностью и не имея «никаких обязательств».
Для публичных людей и известных личностей, чья жизнь, по мнению общественности, является общим достоянием, эта категория исключительно важна. Для них узнаваемость означает сильную потерю чувства непринужденности и расслабления. Например, монархи, президенты, звезды кино и т. д. хотят быть среди людей как другие люди, но так, чтобы никто их не заметил.
Предшествующим фактором для возникновения потребности в анонимности может служить ролевая ответственность, требующая полного соответствия ожидаемому поведению. Формами поведения могут быть психологическое и физическое смешивание с публикой, изменение образа.
Скрытность – создание психологических барьеров против вторжения. Скрытность означает, что человек хочет лимитировать информацию о себе. Эта форма приватности является не только самой сложной с точки зрения психологических потребностей, но ее возникновение и удовлетворение в большей степени лежат в межличностных отношениях, чем в организации социального взаимодействия.
Большую часть жизни мы проводим не в одиночестве или анонимности, а в близости с другими людьми. Чаще всего даже в самых тесных взаимоотношениях человек хочет воздержаться от демонстрации всех аспектов своей личности, которые могут быть слишком интимными, позорными или светскими, т. е. коммуникация основана на подчеркивании одних сторон Я и сдерживании других. Это дает начало психологической дистанции, психологическому эквиваленту социального расстояния.
Предшествующими факторами для возникновения потребности в скрытности может явиться опыт взаимного недоверия, непонимания или безразличия. Формами поведения могут быть – установление психологического барьера против нежелательного вторжения; дистанция в общении, чтобы защитить свою индивидуальность; изменение социального образа; устные сообщения о границах контакта.
…Возрастные различия потребности в приватности затрагивают процесс, связанный с развитием. Как мы обсуждали выше, потребность младенцев в приватности весьма мала, но по мере взросления приватность становится действительно необходимой. М.Вульф (Wolfe, 1975) исследовала значение приватности в различных возрастных группах детей. Она обнаружила, что чем старше дети, тем сильнее проявляется потребность в одиночестве, становится важным контроль доступа к информации и автономии. У детей контроль над своим пространством приобретает первостепенную важность в 8–12 лет. Р.Парке и Д.Савин (Parke, Sawinn, 1979) выявили, что все 10–17-летние участники исследования закрывали дверь в ванную. Потребности приватности и развитие взрослой сексуальности были у них переплетены. Также были обнаружены личностные эффекты в отношении приватности: большая потребность в приватности соотносилась с более низкой самооценкой. В работе Д. Педерсен (Pedersen, 1982) указывается, что люди с высокой потребностью в приватности имеют сильную потребность в близости со своей семьей.
Приватность существенна для большинства людей, которые занимаются творчеством, – рисуют, сочиняют музыку, выполняют научную работу. Она становится обязательным условием для самовыражения человека и раскрытия его личности. В этом случае мы говорим о творческой приватности. У.Иттельсон и его коллеги (Ittelson et al., 1974) указывают, что имеется в виду потребность управлять стимулами, поступающими из внешнего мира. Эти стимулы могут быть звуками или запахами, или потенциальным вторжением людей через телефонные или личные контакты. У каждого может быть свое представление о приватности и свои требования к ней. Для человека, создающего что-то, может быть необходима абсолютная физическая изоляция. В случае невозможности уединения достижение приватности может произойти за счет психологического ухода или других способов регуляции. Тем не менее творческие характеристики личности, стремление к самоактуализации имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению.
Социальные факторы. Очевидно, что подавляющее число людей живут в социуме, поэтому отношения с людьми, степень близости с ними, несомненно, будут оказывать влияние на приватность.
… ощущение потери приватности и желание восстановить ее часто вызываются перенаселением, следствием чего может быть потребность в социальной изоляции. Б. Хакет и А. Сан (Hackett, Sun) отмечают, что даже проживающие в общинах считают, что несмотря на решение жить совместно и делить имущество, желание приватности полностью никогда не теряется. И в общинной, коммунальной жизни могут возникнуть фрустрация и напряженность. Непрерывное присутствие других людей и постоянное выслушивание общественного мнения может стать причиной стрессового состояния. Исследование Хакет и Сан выявило изменение отношения к частному жилью— палаткам, трейлерам и хижинам. Эта тенденция наблюдается и во многих израильских кибуцах—еврейских общинных поселениях (communal settlement). Исследуя городские коммуны, Г.Винкель и Е.О’Мара (Winkel, O’Mara; по Ittelson et al., 1974) констатировали сходные тенденции: потребность в приватности выражалась в персонализации жилых зон и сильно окрашенной эмоционально потребности в приватности.
Одна из самых серьезных и трудноразрешимых проблем для России – жилищная проблема. На заре советской власти определенное развитие получила идея строительства домов-коммун для рабочих (Герасимова, 1998).Жизнь в них «предполагала постоянный контроль товарищей, не позволяющий вести осуждаемую “двойную жизнь” —“одно лицо на заводе, в учреждении с коммунистическими фразами на языке, другое лицо, лицо пошлой обывательщины—дома, в семье, в быту”». Вертикальный (через коменданта и различные комиссии) контроль позволял «выявлять» несоответствие «публичной» личности «домашней», и с помощью мер общественного воздействия личность человека должна была сводиться к единственной, «публичной», которая всегда предъявлена для наблюдения и контроля (Там же, с. 228).
Описывая приватность в коммунальных квартирах, Е.Ю. Герасимова пишет, что физической границей между приватным пространством и пространством публичным, служила дверь комнаты, а символической – тайны и секреты. Плохая звукоизоляция (перегородки ставили подешевле), возможность постоянного вторжения, отслеживание соседями посетителей, часто отсутствие «своего угла» из-за проживания в одной комнате целой семьи делали даже эти границы очень зыбкими и создавали скорее иллюзию приватности.