Страница личного дневника к занятию
Данная программа — итог нескольких лет работы школьных психологов с учащимися пятых классов лицея г. Кунгура. Именно пятиклассники, пришедшие к нам из разных школ города и района, особенно нуждаются в помощи и поддержке. Для них это не только переход от одной ступени обучения к другой, из начальной школы в основную, но и смена учебного заведения, класса, учителей. Возможность успешного продвижения школьника на этом этапе зависит от его способности адаптироваться к изменениям условий обучения. Важно научить детей жить вместе, воспитывая в себе принятие и понимание другого человека. Поэтому необходимо способствовать воспитанию стремления и умения жить вместе — в группе, в классе, в семье, в социуме, в мире. Необходимо создать условия для саморазвития, что позволит ребенку быть автором своей судьбы.
Цель
Создание адаптивной среды, призванной помочь каждому ученику быть:
— субъектом собственной жизнедеятельности,
— субъектом предметной деятельности,
— субъектом деятельности общения,
— субъектом деятельности самосознания.
Задачи программы
1. Формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе.
2. Формирование позитивной Я-концепции, развитие самосознания.
3. Воспитание активной жизненной позиции по отношению к себе и окружающему миру.
4. Развитие учебной мотивации, формирование интересов.
5. Развитие эмоционально-волевой сферы.
6. Формирование гуманистических ценностей.
Цели и задачи программы соответствуют основным задачам образования,
задачам возрастного развития и учитывают специфику нашего образовательного учреждения.
Условия проведения
Программа «Я и моя школа» рассчитана на работу с учащимися 5-х классов.
Занятия проводятся в течение первой четверти со всем классом и по подгруппам.
Организация группового процесса проходит в виде игры, занятия объединены общим сюжетным содержанием.
Это позволяет заинтересовать детей, снизить уровень тревоги, что помогает пятиклассникам легче адаптироваться в новой группе людей, создает безопасное пространство для общения, ситуацию успеха, условия для самовыражения. Музыкальный фон способствует созданию эмоционального настроя, облегчает самораскрытие участников, помогает сосредоточиться и внести элемент оптимизма.
Ведение общего дневника занятий в форме «Судового журнала» активизирует творческий потенциал учащихся, развивает навыки рефлексии. Опыт, получаемый в группе, анализируется и осмысляется дома в «Личном дневнике путешественника».
Некоторые задания дневника предусматривают совместную работу детей и родителей, что позволяет родителям стать активными участниками реализации программы.
Методы:
— имитационные и ролевые игры;
— элементы социально-психологического тренинга;
— психогимнастика;
— рисуночные методы;
— элементы групповой дискуссии;
— техники и приемы саморегуляции;
— метод направленного воображения и др.
Тематическое планирование
№ п/п | Название тем и входящих в них подтем | Кол-во часов |
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! | ||
Собираемся в путешествие | ||
3 3.1 3.2 3.3 | Путешествие в себя Порт имени меня Мое отражение в воде Родники моей души | 2 2 2 |
4 4.1 4.2 | Плывем на корабле Мы — команда Законы корабельной жизни | 2 2 |
Кораблекрушение | ||
В гостях у королевы Эмпатии | ||
Остановка «Родительский берег» | ||
8 8.1 8.2 | Препятствия на пути Рифы проблем и трудностей Внутренние резервы | 2 2 |
Остров капитанов | ||
«Друзья, прекрасен наш союз...» | ||
Гавань моей мечты |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Встреча первая.
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»
Цель. Снятие напряженности и тревоги.
Задачи. Знакомство учащихся друг с другом, учителями, школой.
Встреча вторая.
«Собираемся в путешествие»
Цель. Формирование умения ставить реальные цели. Формирование мотивации учения и совместной деятельности.
Задачи. Принятие правил и норм поведения в группе. Формирование ответственного отношения к своему будущему, обучению в школе, умения реалистически оценивать свои возможности. Выяснить представления учащихся о жизненных ценностях, их отношение к учебе.
Встреча третья.
«Порт имени меня»
Цель. Снятие тревожности в новом коллективе, позитивное принятие себя, самоутверждение.
Задачи. Реализовать стремление к самопознанию. Помочь детям понять свою уникальность, развить чувство собственного достоинства.
Встреча четвертая.
«Мое отражение в воде»
Цель. Формирование образа Я. Принятие себя на уровне тела и чувств. Взаимопринятие.
Задачи. Познать свою индивидуальность. Обучить приемам релаксации.
Встреча пятая.
«Родники моей души»
Цель. Раскрыть способности учащихся. Повысить самооценку, мотивацию сотрудничества, учебную мотивацию. Способствовать самопознанию.
Задачи. Организовать самоисследование интересов, склонностей, способностей учащихся, сформировать чувство гордости за себя, за одноклассников, за свою школу. Развивать творческие способности. Развивать навыки рефлексии.
Встреча шестая.
«Мы — команда»
Цель. Сплочение коллектива. Формирование способности конструктивно взаимодействовать друг с другом.
Задачи. Сформировать стремление к совместной деятельности с одноклассниками и членами других объединений, представления о зависимости результата общей работы от распределения обязанностей и соблюдения их членами объединения.
Встреча седьмая.
«Законы корабельной жизни»
Цель. Формирование убеждения в необходимости законов, моральных норм и их соблюдения. Дать понимание, что законы — это не только то, что требует общество, но и то, что мы признаем сами.
Задачи. Сформировать ценностное отношение к регламентации взаимодействий и взаимоотношений людей; выработать навыки законопослушного поведения (соблюдения правил); преодолеть проявления подросткового эгоцентризма.
Встреча восьмая.
«Кораблекрушение»
Цель. Развитие групповой активности, навыков взаимодействия и общения. Выявление личностно-ролевого потенциала группы. Развитие коммуникативных способностей учащихся, умения выдвигать и отстаивать свою точку зрения.
Задачи. Развитие творческого воображения, навыков планирования, прогнозирования и поиска выходов из проблемной ситуации. Выявление лидеров, характера взаимоотношений в классном коллективе.
Встреча девятая.
«В гостях у королевы Эмпатии»
Цель. Воспитание гуманистической ориентации личности, формирование навыков эмпатийного общения, коммуникативных навыков.
Задачи. Научить детей понимать, сочувствовать, оказывать поддержку друг другу.
Встреча десятая.
Остановка «Родительский берег»
Цель. Формировать убеждение в важности семьи в жизни человека. Воспитание любви и уважения к родителям.
Задачи. Укреплять привязанность к членам своей семьи, развивать чувство гордости за свою семью. Показать роль матери в воспитании детей (материнство, женственность, нежность) и роль отца (отцовство, мужественность, сила, добро).
Встреча одиннадцатая.
«Рифы проблем и трудностей»
Цель. Познакомить с понятием психическое здоровье и способами его сохранения. Научить ребенка снимать с себя эмоциональное напряжение, сохранять положительное мнение о самом себе даже в ситуации стресса. Сформировать понимание трудности.
Задачи. Выявить проблемы учебного процесса, причины успехов и неудач. Установить влияние эмоций на здоровье. Развивать эмоционально-чувственную сферу личности, навыки рефлексии.
Встреча двенадцатая.
«Внутренние резервы»
Цель. Дать понятие о силе воли и выносливости. Научить методам саморегуляции.
Задачи. Снизить эмоциональное напряжение. Повысить мотивацию саморазвития. Способствовать развитию волевой сферы личности.
Встреча тринадцатая.
«Остров капитанов»
Цель. Укрепить чувство доверия к взрослым (учителям), пробудить желание с ними сотрудничать, помочь осознать, что учителя обладают индивидуальностью и чувствами. Развитие навыков взаимодействия с взрослыми (учителями).
Задачи. Знакомство с особенностями профессии учителя, развитие навыков взаимодействия с взрослыми, воспитание уважительного отношения к учителям.
Встреча четырнадцатая.
«Друзья, прекрасен наш союз...»
Цель. Формирование потребности в продолжении и создании традиций лицея. Воспитание патриотического отношения к школе.
Задачи. Знакомство с историей и традициями лицея г. Кунгура. Развитие навыков культурного социального творчества. Самопрезентация.
Встреча пятнадцатая.
«Гавань моей мечты»
Цель. Диагностика личностного роста. Отработка навыков целеполагания, рефлексии.
Задачи. Закрепить полученные навыки и умения самораскрытия, самоанализа, подвести итоги работы. Оказать психологическую поддержку.
ПРИМЕРНЫЕ СЦЕНАРИИ
НЕКОТОРЫХ ЗАНЯТИЙ
ВСТРЕЧА ПЕРВАЯ.
«КАК ЗДОРОВО, ЧТО ВСЕ МЫ ЗДЕСЬ СЕГОДНЯ СОБРАЛИСЬ!»
1. Знакомство участников встречи. Игра, направленная на запоминание имен, налаживание связей (варианты: «Снежный ком», «Имя с выходом», «Игра с мячом»).
2. Формирование 3—4 команд для следующего этапа встречи (если присутствуют родители учащихся, они тоже могут стать членами команд).
3. Игра — путешествие по зданию лицея. (На этом этапе целесообразно привлечь помощников — учеников старших классов.)
Командам выдаются маршрутные листы с названиями и номерами кабинетов, где им предстоит учиться. В классах команды встречаются с учителями-предметниками, знакомятся с ними и выполняют небольшие творческие задания, приготовленные педагогами. Выполнение задания оценивается. Символические оценки заносятся в маршрутный лист. По окончании путешествия команды встречаются в своем кабинете.
4. Подведение итогов, награждение победителей.
5. Рефлексия
На бумажных кленовых листочках участники встречи пишут, что нового узнали, с кем познакомились, что или кто понравился больше всего. Желающие рассказывают о своих впечатлениях. Листочки прикрепляются к дереву, изображенному на большом листе ватмана.
Ведущий. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! Первый день, первая встреча, но одно большое дело уже сделано — мы создали, вырастили дерево. Значит, и другие задачи нам по плечу, когда мы вместе.
6. Ритуал прощания.
7. Задание к следующей встрече: узнать историю своего имени — почему так назвали, кто назвал. Что обозначает имя. Знаменитые, известные или просто любимые люди, которых тоже так зовут (тезки).
Страница личного дневника к занятию
Домашнее задание: 1. Узнай у родителей историю своего имени. Кто назвал? Почему? Запиши. 2. Найди в словаре, энциклопедии или другой книге свое имя. Что оно означает? 3. Твои тезки. У кого из знаменитых певцов, художников, писателей, спортсменов такое же имя, как у тебя? 4. Я люблю, когда меня называют: |
ВСТРЕЧА ТРЕТЬЯ.
«ПОРТ ИМЕНИ МЕНЯ»
Материалы. Аудиозаписи с шумом моря, торжественным маршем. Карта путешествия, цветные карандаши и бумага.
Занятие проводится в круге.
1. Работа с именем
Упражнение «История моего имени. (Кто назвал? Почему? Тезка, которым я горжусь.)
Упражнение «Снежный ком».
Ведущий. Произнесите громко, твердо, гордо свое имя, ведь вашим именем назван самый лучший порт в мире. Следующий повторяет имя первого и свое, с той же гордой интонацией. Далее — так же, пока последний не закончит называть все имена.
Творческое задание «Нарисуй имя». Демонстрация работ.
Рефлексия.
2. Психологический этюд «Я — капитан!» (Чистякова М.И. Психогимнастика.)
3. Упражнение «Кто я? Какой я?». Запись в личном дневнике.