Перечень вопросов к экзамену. Адаптация, аккомодация, акселерация, активность, актуальный уровень развития, ассертивность, ассимиляция
Понятия
Адаптация, аккомодация, акселерация, активность, актуальный уровень развития, ассертивность, ассимиляция, ведущая деятельность, внутренний план действий, внутренняя речь, возраст, возрастной кризис, возрастные новообразования, высшие психические функции, генотип, гетерохронность, госпитализм, движущие силы психического развития, депривация, детство, децентрация, дифференциация, закономерность, знаковая функция, запечатление, зона ближайшего развития, игровая деятельность, идентификация, иерархия мотивов, интеграция, интериоризация, календарный возраст, каприз, качественные изменения, комплекс оживления, конформность, макросреда, манипулирование, мезосреда, наследственность, научение, непреформированный тип развития, неравномерность психического развития, образ тела, образ Я, онтогенез, ориентировочные действия, орудийные действия, периодизация развития, пластичность ВПФ, предметная деятельность, преформированный тип развития, продуктивная деятельность, психологический возраст, психосоциальное развитие, референтная группа, рост, самооценка, самосознание, сензитивность, сензитивные периоды, симбиоз с матерью, созревание, соотносящиеся действия, социальная ситуация развития, социометрический статус, среда, стихийные механизмы социализации, упрямство, факторы психического развития, фенотип, филогенез, формирование, эгоцентризм, эгоцентрическая речь, экстериоризация, эмпатия.
Перечень вопросов к экзамену
1. Становление психологии развития как самостоятельной области психологии.
2. Характеристика предмета и основных задач психологии развития. Принципы психологии развития.
3. Основные методы психологии развития. Классификация методов, их краткая характеристика.
4. Понятие психическое развитие (источник, движущие силы, закономерности). Преформированный и непреформированный пути развития.
5. Закономерности психического развития.
6. Основные категории психологии развития: рост, дифференциация, научение, запечатление, социализация, развитие и др.
7. Факторы психического развития, их характеристика.
8. Л. С. Выготский о закономерностях формирования высших психических функций.
9. Концепция А. Валлона о психическом развитии ребенка.
10. Общая характеристика биогенетического и социогенетического подходов к проблеме развития.
11. Сущность теории рекапитуляции Ст. Холла.
12. Теория трех ступеней детского развития К. Бюллера.
13. Теория конвергенции двух факторов в детском развитии В. Штерна.
14. Концепция Ж. Пиаже о развитии интеллекта.
15. Эпигенетическая концепция Э. Эриксона.
16. Психоаналитическая теория З. Фреда детского развития.
17. Теория морального развития Л. Колберга.
18. Взаимосвязь деятельности и психического развития. Характеристика ведущих видов деятельности на разных этапах онтогенеза.
19. Соотношение обучения и развития. Л. С. Выготский о зоне актуального и ближайшего развития.
20. Понятие возраст и возрастные характеристики психического развития.
21. Понятие о кризисности развития. Виды и признаки кризисов взросления.
22. Проблема социализации ребенка. Основные этапы развития личности в онтогенезе
23. Теоретические принципы периодизации Л. С. Выготского и вклад А. Н. Леонтьева в развитие теории периодизации.
24. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину.
25. Возрастная периодизация А. В. Петровского.
26. Периодизация психического развития по В. И.Слободчикову.
27. Психическое развитие ребенка до трех лет. Кризис трех лет.
28. Общая характеристика психического развития дошкольника.
29. Общая характеристика психического развития на этапе младшего школьного возраста.
30. Особенности социальной ситуации развития и становления личности подростка.
31. Характеристика основных новообразований юношеского этапа развития.
32. Психология ранней взрослости (от 20 до 40 лет).
33. Психологический смысл и феноменология кризисов середины жизни. Основные сферы самоактуализации взрослого человека.
34. Физиологические изменения и психологические задачи средней взрослости. Психология средней взрослости (от 40 до 60 лет).
35. Старость в истории человечества. Критерии и факторы старения. Биологические, социальные и психологические факторы долголетия.
36. Старение и специфические изменения в старости. Характеристики адаптивного и неадаптивного старения.
Литература
1. М.В.Гамезо, В.С.Герасимова, Г.Г.Горелова, Л.М.Орлова Возрастная психология: Личность от молодости до старости. М.:Педагогическое общество России,2001 -272с.
2. И.Ю.Кулагина, В.Н. Колюцкий Возрастная психология. Полный жизненный цикл. М.: ТЦ Сфера 2003.-464с.
3. Г. Крайг Психология развития – СПб.: Питер, 2000.- 992с.
4. Психология человека от рождения до смерти. / под ред. А.А.Реана – СПб.:»прайм-ЕВРОЗНАК», 2003 -416с.
5. Сапогова Е. Е. Психология развития человека.: М.:Аспект Пресс, 2001.-460 с.