Параграф написан а. н. славской. 2 страница
______:_:_..__Глава пятая__________.__._.. 247
вниз и снова карабкаясь вверх. Как хорошо сказано героиней одного из романов — «мы избранники, которых на секундочку вырвали из плена тьмы, чтобы совершить нечто полезное». Варианты выражения таких «перегибов» жизненной линии выявлены Т. Н. Березиной в образной сфере личности во всем многообразии позитивных и негативных «интерпретаций» этих перегибов.
Однако следует добавить, что хотя эти «перегибы», «перерывы постепенности» объективны, они совершенно по-разному «перерабатываются» личностью, лишая ее жизненных сил для дальнейшего движения или выявляя ее новый скрытый потенциал и резервы для того, чтобы «начать сначала». Таким образом, потенцирование времени есть сознательное использование личностью своего временного ресурса для произвольного изменения хода жизни, для преодоления ее объективных «прорывов», «перерывов постепенности», т. е. для личностного обеспечения своей «логики» линии жизни при осуществлении ею перемен или возникновении «перегибов».
Третий фактор, влияющий на прерывистость жизненной линии, связан с соответствием—несоответствием активности личности жизненным ситуациям, ее способностью—неспособностью к своевременной самореализации. Здесь начинает обнаруживать свою роль третья способность личности к организации времени жизни — своевременность. Здесь мы снова обращаемся к введенному А. О. Прохоровым понятию необратимой ситуации. Своевременность личности как ее важнейшая жизненная темпоральная способность заключается не только в одном факте совмещения личностью «пика» своей активности и сущностного для ее реализации момента события (по аналогии с классическим выражением «еще рано браться за оружие»). Своевременность в масштабах жизненного пути заключается в своевременности затрат с точки зрения личностных усилий при прохождении наиболее сложных или наиболее решающих участков, поворотных этапов в ее жизни. Лишь для социальных (или политических) функционеров своевременность — это способность оказаться на нужном месте (в социальной иерархии) в нужное для себя время. В других случаях от личности требуется умение работать в правильно, осознанно найденном ею самой временном режиме. Студентам при вступительных экзаменах хорошо известна эта задача — составить пропорцию необходимых для подготовки предмета дней и интенсивности работы в течение каждого дня. Проблема состоит не в том, что студент приходит несвоевременно (опаздывает) на экзамен, а в том, что он не «построил уравнений» своей подготовки. То же происходит с нами, взрослыми, когда задан конечный срок сдачи каких-то важных документов, но довольно сложно предвидеть, сколько времени потребует «волокита» с каждым из них. Несвоевременность приводит к неуда-
248____ Время жизненного пути и развитие личности
че — провалу на экзамене, невозможности получить квартиру (из-за неоформленных в срок, недостающих документов) и т. д. Так создаются необратимые объективно ситуации. Мы субъективно стремимся сделать их обратимыми, но по существу входим в новую ситуацию.
Здесь мы определим своевременность на короткой «дистанции». Ее сложнее выявить, особенно не имея критериев, на дистанции жизненного пути. Иногда более раннее супружество, рождение детей дает в последующем преимущества («опережение») в профессиональной работе. Иногда наоборот — женщина погружается в быт и не может быть успешна в работе. Есть критерии для своевременности в карьере (образование, выбор профессии, этапы профессионализации, социальные статусы). Например, если человек большую часть жизни проработал сотрудником, то вряд ли он проявит большие способности, слишком поздно став руководителем. Напротив, успешное, своевременное занятие профессиональной позиции дает эффект «ускорения» дальнейшего продвижения в смысле минимизации личностных затрат, усилий. Достаточно случайное или целенаправленное «попадание» человека в нужное время на нужное место дает ему потенциальную возможность «развернуться».
Принципиальная несвоевременность свойственна типу, в принципе не стремящемуся к жизненным достижениям — равнодушному к поражениям или успехам. Тип «игрока» воспроизводит в одном из своих произведений Лермонтов и — бесконечно скрупулезно — Ф. Достоевский в одноименном романе. Увлечение процессом, перепадами успехов, неудач, непринятие всерьез жизни, рассмотрение ее условий как переменных, в которые можно произвольно подставить любое значение, страсть к экспромту, неожиданностям — переносят личность в другое жизненное «виртуальное» измерение.
Напротив, стратегически своевременным является тип личности, который, например, не требуя от общества признания его таланта, не требуя славы, весь свой талант в нужный момент использует со всей данной ему жизненной силой. Так был радикально изменен весь ход Великой Отечественной войны, когда Жуков всю силу своей личности и данной ему власти использовал для применения своего полководческого таланта. Своевременность особо важна во время военных сражений, но она — скрытая пружина и мирной личной жизни.
Для анализа жизненной линии и ее характера (прерывистого или непрерывного) важно, что несвоевременность образует «разрывы», пробелы в жизненной линии, которые требуют «начать все сначала», а ретроспективно выглядят как зря потраченные силы и время (или «упущенное» время). Своевременность обеспечивает
____ _____Глава пятая .__. ____________249
поступательную непрерывность жизненной линии и иногда ее восходящий характер.
Прежде чем обратиться к последнему, заметим, что характеристики жизненной линии ортогональны относительно ее пространства. «Веер» жизненных возможностей придает широту, объем жизненному пространству. Прерывность—непрерывность жизненной линии — характеристика, как бы лежащая на ее «плоскости». Наконец, восходящий характер жизненной линии определяется как произведение времени и пространства, как личностная «реконструкция» времени в пространстве, дающая особую творческую актуализацию времени. Восходящий характер жизненной линии придает личности духовность и душевность, но только тогда, когда все ценности переживаются ей, т. е. укоренены на бессознательном, более широко — экзистенциальном уровне. Восходящий характер жизненной линии и самой личности — движение и достижение ею уровня субъектности, акме (по Б. Г. Ананьеву) — связано прежде всего с ролью смысловых ценностей в жизни и ее главного смысла жизни. Но хотя понятие «смысла жизни» всегда связывается с высшим мировоззренческим уровнем сознания личности, оно, как показывает наш теоретический и эмпирический анализ, исследования Т. Н. Березиной и Н. Ю. Григоровской, «питается» и вырастает из бессознательных, более широко, экзистенциальных переживаний жизни.
Было бы большим ограничением свести эту экзистенциальность только к эмоциям, к любым этическим или эстетическим переживаниям, поскольку последние есть научные или художественные абстракции, вырванные из живой ткани экзистенциального мира человека. Только ли это внутренний мир личности? Да, если он вбирает всю чувственную сферу соприкосновений, погружений человека в природу, всю неповторимость душевно-эмоционального единения с другим человеком. Этот мир глубоко индивидуален по существу своему, но он не имеет границы между внешним — че-. ловеческим, и внутренним — культурным. В категориях К. Г. Юнга представление об экзистенциальном ближе всего к понятию архетипа как коллективного бессознательного. Однако экзистенциальность не может быть утоплена в глубинах сознания, исторической памяти человека. Она одновременно и способ его единения с миром. И в этом отношении ближе к истине А. Ф. Лосев в его глубочайшей трактовке древней мифологии не как способности дикаря отделить себя от окружающего, сравнив себя с животными или богами, а лишь как символического способа переживания своего единства, синкретической связи с миром.
Экзистенциализм впервые попытался охватить философским объяснением эту непосредственность индивидуального бытия, но все же не смог соединить онтологический и психологический уров-
250______Время жизненного пути и развитие личности__
ни, как справедливо замечает А. И. Филиппов. Основной дефект персонологии Сартра, заметили бы мы, в том, что он не смог раскрыть всю полноту экзистенциальности. «Обладание психологическим „я", — писал Сартр, — является только знаком личности» [118, с. 148]. Знаковый принцип здесь абсолютно неадекватен, поскольку знак выступает как абстрактный и, более того, локальный способ обозначения чего-либо в действительности. Между знаком и обозначаемым как раз нет никакой непосредственной связи. Экзистенциальность же есть душевно-чувственное воспроизводство, т. е. способ жизни, ее процесс. Не случайно поэтому экзистенциализм не смог выбрать адекватных категорий для обозначения этого уровня и способа бытия человека, употребив только такие, как «тошнота» и т. д. Экзистенциальное — это не телесное, не органическое, не физиологическое — именно на этом уровне впервые происходит преодоление субстанциональности этих форм и через их посредство осуществляется самовыражение, находится способ единения человека с миром. Экзистенциальность не может быть описана в категориях восприятия или деятельности органов чувств так называемой чувственной ступени познания. Это, действительно, чувственная ступень, но не познания, а самой жизни, на которой происходит перевод биологического в природное, поиск своих природных способностей, уже оторванный от потребностей, т. е. свободный. Бессознательное — это иррациональный, но не категори-зованный способ проявления своих природных сил. И в этом смысле в способе воспроизводства своей индивидуальности человек свободен. Экзистенциальность выполняет функцию нового способа соединения всех модальностей бытия человека и поиска способа функционирования, соответствующего этому новому единству. Она соединяет его чувствительность в широком смысле слова с его способностью воображения (непроизвольной образной сферой, игрой) как неким способом дистанцирования от чувственности, отлета от эмпиризма и в этом способе соединения апробирует свою способность чувствования и сочувствования. Тело овладевает языком танца, лицо — языком выражения чувств, слух — языком и, в единстве с телом, ритмом музыки [118]. Бессознательное на своем интуитивном языке резонирует с действительностью, определяя свой собственный чувственный способ связи с ней.
Эксзистенциальность первична исторически и онтогенетически, но она сохраняется у взрослой личности, функционируя способом, типичным для ее национального типа индивидуальности. К. Г. Юнг чрезвычайно глубоко раскрыл действительно существующую полярность западного и восточного типов экзистенциальности и показал преобладание экстравертированности у западной и интровер-тированности у восточной личности. «На Востоке, — писал он, — внутренний человек всегда имел такую твердую власть над внешним
__ ___________ ___Глава пятая___ _ ___ _____251
человеком, что у мира не было никаких шансов оторвать его от своих внутренних корней, на Западе же внешний человек забрал такую власть, что она заставила его отвернуться от своей сокровенной сущности и глубинного бытия» [135, с. 521]. Полярность же типов заключается в преобладании у западного ценности разума, сознания, а у восточного — именно экзистенциального пласта своего бытия, самоценности личности и ее души. Восточная культура, разработав искусство своих техник, позволила последнему работать с низшими психофизиологическими состояниями и за счет ослабления таким способом силы своего Эго, поднимать вверх уровень коллективного бессознательного, осуществлять самоосвобождение силы духа. Для западного человека главным условием является разумность и вера в Бога, поэтому средством освобождения оказывается институт Церкви и ее «техники». «И Запад, — писал К. Г. Юнг, — несмотря на свою экстраверсию, тоже имеет средство общения с душой и ее запросами; в его распоряжении институт Церкви, который дает выход неизвестной душе» [135]. Самого же человека своими силами религия не научила способам давать выход душевным процессам.
Таким образом, способ самовыражения связан с типом культуры, который обеспечивает преобладание в нем рационального или экзистенциального, иррационального, а также с типом экстра- или интровертированной личности. Скрытый парадокс в юнговской формуле заключается в том, что именно восточный интроверт оказывается менее эгоцентричен в сравнении с западным экстравертом в силу коллективного характера его бессознательного, а также непрерывной работе его души. С. Л. Рубинштейн считал, что первичной абстракцией психической жизни является не чувство «Я», а позиция «Мы», как он прекрасно написал в книге «Человек и мир» — «Республика субъектов».
Но для психологического анализа чрезвычайно важно различение онтогенетического развития экзистенциальности и ее «судьбы», сложившейся у взрослой личности, в том числе в силу не только ее принадлежности к тому или иному этническому типу, но жизненного пути, биографии, в той или иной мере определенной социумом.
Но для обоих аспектов анализа существенно то, насколько определенным оказывается способ самовыражения или, что то же, насколько экзистенциально выраженным является первичное Эго (будь оно более эгоцентрично или коллективно). Экзистенциальность — это не состояние, не пребывание, дление чувственности в ее стихийности, а поиск и нахождение бессознательным индивидуальных «тональностей», «композиций», из которых складывается более выраженный, темпоральный способ интеграции с действительностью. Первичным основанием экзистенциальности становит-
252_ Время жизненного пути и. развитие личности^ __
ся некоторое доминирующее в ансамбле других («доминанта» — по Ухтомскому) чувство, «интонация» (по Рубинштейну). Это обобщение сходно с интерпретацией, поскольку вовлекает множество самых различных отношенческих, деятельных, поведенческих, событийных, эмоциональных составляющих. Здесь, как позднее в интерпретации, существен анализ природы интеллектуального обобщения, проведенный Б. Ф. Ломовым, и введенное им понятие «меры» [77]. В данном случае, как и в интерпретации, хотя она осуществляется сознанием, основой обобщения может становиться достаточно частная составляющая, одно событие, одно — сильнейшее — впечатление. Здесь нарушается мера, необходимая для полноты теоретического, интеллектуального, научного обобщения и вступает в силу закон доминирования — интенсивности переживания момента субъектом. Бессознательно субъект выбирает как наиболее ценное, желательное (или нежелательное) именно это переживание, создавая тем самым определенную проекцию, интенцию в будущее.
В эссеистской, но очень яркой форме об этом бессознательном «Я» написала Нина Берберова: «Мне с самых ранних лет думалось, — пишет она, — что у каждого человека есть свой no man's land (ничейная земля — перевод мой. — А. С.), в котором он сам себе полный хозяин. Видимая для всех жизнь — одна, другая принадлежит только ему одному, и о ней не знает никто... пусть час в день, вечер в неделю или день в месяц он живет этой своей тайной и свободной жизнью...
Эти часы либо что-то дополняют к видимой жизни, либо имеют самостоятельное значение; они могут быть радостью или необходимостью, или привычкой, но для выпрямления какой-то „генеральной линии" они необходимы. Если человек не пользуется этим своим правом или вследствие обстоятельств этого права лишен, он когда-нибудь будет удивлен, узнав, что в жизни не встретил самого себя... В этом no man's land люди плачут или пьют, или вспоминают что-нибудь, о чем никому неизвестно, или рассматривают свои босые ноги, или стараются на лысой голове найти новое место для пробора, или листают иллюстрированный журнал... я не знаю, да и не хочу знать... Только не надо думать, что эта другая жизнь, этот no man's land есть праздник, а все остальное будни. Не по этой черте происходит деление, оно проходит по линии абсолютной тайны и абсолютной свободы» [21].
Описанное Берберовой является особым временным переживанием одиночества. Но если это и одиночество, то главным в нем оказывается неосознаваемое утверждение идентичности своего «Я». Это утверждение не связано ни с какой-либо напряженной концентрацией на своем «Я», ни, тем более, с рефлексией. Непроизвольная бессознательная активность подобна игре,и ее средствами
_. __ _ Глава пятая _ _ ___253
могут быть как образы, так и чувствования, как движения, так и переживания. Безразлично, в какой форме она осуществляется, поскольку смыслом ее является создание композиции своего лич-ностно-экзистенциального, психического времени—пространства. Душевно-экзистенциальное воспроизводство есть одновременно и внутренняя, и реальная жизнь, но иногда внутренняя осуществляется по поводу, а иногда совершенно безотносительно к реальной.
Как справедливо думает Н. Берберова, здесь человек свободен. И свобода его в отличие от свободы субъекта, личности заключается в свободе проявления себя, свободе утверждения себя, в возможности выбора способа самоидентичности и самовыражения, в свободе от жесткой логики времени в самой экзистенциальности, которая содействует соединению самовыражения с переживанием смысла своей жизни.
С. Л. Рубинштейн раскрыл разнообразную палитру собственно жизненных чувств личности — своеобразных «интерпретаторов», «комментаторов» времени и ценности ее жизни. Но мы не можем не подчеркнуть вслед за И. А. Джидарьян, писавшей о счастье— несчастье как особой модальности российского менталитета, что переживание негативных чувств — неудовлетворенности, разочарования, скуки, злобы и цинизма сокращает, сужает ценностное время и пространство жизни личности. Скептицизм как неприятие жизни всерьез однозначно связан с уходом от ответственностизаразрешение ее трудностей и противоречий. Он ставит предел как самореализации личности, так одновременно и предел ее жизненному движению, развитию. Цинизм связан с таким расширением сознания и дозволенности, которое уничтожает нравственное самоограничение и самоконтроль, превращает время жизни в игру без правил. Но свобода игры не дает переживания подлинности жизни и оставляет личность без обратной связи с результатами своих деяний, не дает ей удовлетвориться жизнью. Тем самым расширение сознания ведет к сужению ценности времени жизни и потере ее смысла.
Личность как субъект интерпретирования не художественного произведения, а своей собственной жизни и судьбы в социуме вправе определить, какой контекст, какого масштаба она включит в процесс выработки своего мнения, своего жизненного вывода. Она вправе совершенно произвольно соединять совершенно из разных областей жизни и из разного времени взятые фрагменты, оценки, события, смыслы и факты. Она имеет право в создании композиций интерпретации или целостной концепции исходить из критериев (соображений) престижа, материальной обеспеченности, собственного достоинства. Интерпретационная композиция носит ценностно-смысловой характер [106, 107].
25,4______Время жизненного пути и развитие личности _
Но в этом отношении положение личности в российском обществе радикально изменилось. Если совсем недавно — предшествующее поколение — должно было в соответствии со своей совестью реализовывать ценности в жизни, то в настоящее время человек может жить и действовать только постольку, поскольку у него есть ценности. Разумеется, ценности различны. Но сейчас личность решает одновременно две задачи — удержать свои ценности, каковы бы ни были они, и одновременно выбрать такое время и место в социальном пространстве, где можно жить и действовать в соответствии со своими ценностями.
Еще недавно динамика личной жизни осуществлялась в контексте социальной статики (консерватизма эпохи застоя). Сегодня личность ищет свою устойчивасть в динамике ежедневно меняющего социума.
Выделение своего «Я» из непосредственной связи с миром достигается интерпретацией, подтверждающей свою идентичность как бессознательно, так и на уровне сознания и самосознания. Достижение идентичности на основе самоинтерпретации осуществляется не только в случае поиска своего «Я» при выделении его из общности, но и при изменении действительности, а также изменениях, связанных с динамикой самого жизненного пути. Сегодня перед взрослой личностью практически заново встает задача определения своей жизненной позиции, идентичности своего «Я» в изменившихся российских условиях. Для сохранения самообладания, дееспособности личность должна заново решать задачу самоидентификации, отвечая на вопросы: «Кто я?», «Что я сегодня способна (могу) делать?», «Чего я хочу?». Эти три модальности С. Л. Рубинштейн использовал для теоретического определения личности. В настоящее время личность должна охватить их своим сознанием и самосознанием, ответив на каждый в отдельности и на все три в единстве. А именно, если я этого хочу, то могу ли я это сделать? Если я могу так поступить, то хочу ли я этого, а поступив так, останусь ли я при этом собой, сохранив свое «Я»? Смысловая связь этих составляющих для разных людей, очевидно, будет различной, и в этом проявится интерпретационная концепция каждого.
Но обособление, определенность, идентичность личности предполагают необходимость поиска ею особенного способа включения в изменяющуюся действительность. Здесь выступает иная функция интерпретации, связанная с самовыражением своего «Я» в условиях стремительно меняющейся действительности.
Если основываться на концепции И. И. Чесноковой, то важнейшим проявлением самосознания можно считать потребность в организации своей жизни, включая в нее все: и взаимоотношения с другими, и занятия, и познание, и деятельность. Личность на-
___ Глава пятая__________265
чинает идентифицироватьсвою индивидуальность, подтверждать свое «Я» на основе проб жизни, осуществляющихся в реальном времени и пространстве. Рубинштейновская философская антропология открыла путь к определению личности не через абстракцию ее сущности (или структуры), а через способ существования как осуществления себя, своего «Я». Экзистенциальное пространство личности не ограничивается пространством ее тела, а создаетсяеепсихологическими проявлениями, осуществлением себя (объективацией — по Д. Н. Узнадзе) во времени и пространстве жизни, а осуществление себя придает жизни смысл.
Таким образом, вскрывается ценностно-интерпретационная связь двух, на первый взгляд казавшихся полярными полюсами или уровнями, способов самовыражения личности — через сознание и экзистенциальность. В экзистенциальности ярче непосредственные позитивно-негативные, эмоциональные модальности ценностей, на уровне сознания определеннее ее конструкты. Ценности выступают не как кванты интерпретаций, а как способы их связей, которые интерпретирует субъект, будь то поступки, слова, события, люди. Экзистенциальность вся интерпретирована, но интуитивно, образно-метафорически, эмоционально-смыслово. Непроизвольная' активность здесь подобна игре, безразлично в какой форме осуществляющейся, но смыслом ее является создание собственной композиции экзистенциально-личностного, психического времени—пространства своей жизни. «Это наша собственная душа, — писал К. Г. Юнг, — которая неустанно трудится, создавая новые духовные формы и духовные силы» [135, с. 495].
Определенность способа самовыражения или, точнее, выраженность нашей личности предполагает четвертую способность интерпретирования — ее постоянную, возобновляющуюся «деятельность», поскольку непрерывно меняются жизненные, социальные ситуации, расстановки сил в них, происходят все новые события, которые требуют от личности определенного ее к ним отношения, поведения.
В целом интерпретация как «работа» сознания, внутреннего мира обеспечивает его целостность, осуществляет абстракцию (или дистанцирование) от бега времени, от давления внешних обстоятельств, достигает единства множественного и противостояния изменению, что и выражается в обобщенном смысле жизни.
Э. Фромм предложил два глубочайших основания дифференциации жизненных типов — «быть» или «иметь».
Способ интерпретации, по нашему мнению, различаетразныетипы по ряду других оснований.
1. По субъект-объектному основанию дифференцируется авторская или исполнительская (объектная) позиция в жизни («я создал свою жизнь» или «жизнь сделала меня таким»).
256 _ Время жизненного пути и развитие личности _
2. По степени консерватизма или изменчивости. Консервативный тип однажды раз и навсегда осуществляет интерпретацию, содержащую обобщение-вывод («я таков, каков я есть»), которая блокирует способность и потребность в переработке, переосмыслении, реконструировании новых данных и диспозиций. Прогрессивный тип осуществляет проективную, открытую интерпретацию, дающую ее субъекту свободу и возможность осуществления новых интерпретаций и реинтерпретаций. Прогрессивный тип сохраняет гипотетическое отношение к миру, с одной стороны, имея обобщенную позицию для формулировки гипотез, с другой — будучи побуждаем потребностью сознания в их проверке.
3. По типу связей, на основании которых строится интерпретационное обобщение, в способе интерпретации может доминировать модель жестких причинно-следственных связей, однолинейных, исключающих возможность множественности детерминант, может доминировать модель допущений — своеобразная теория относительности, условности, сослагательности связей (категорией «если» допускается неопределенность, иные возможности, что не исключает определенности самой авторской позиции, а лишьееготовность к изменениям, неожиданностям).
Интерпретационные координаты, составляющие конструкт внутреннего мира, имеют ценностный характер. По уровню обобщенности итерпретации личности достигают мировоззренческого способа или остаются в пределах узкого обыденного. В первом случае контекстом интерпретаций и обобщений становятся общечеловеческие, во втором — сугубо личностные ценности. Но не означает ли это, что в первом случае интерпретатор перестает быть субъектом, утверждая ценности общечеловеческого масштаба и уровня? Ответ на этот вопрос невозможно получить лишь путем сравнения уровня ценностей, а только анализируя сам способ интерпретации. В этом способе заключено особое соотношение абстрактных общечеловеческих ценностей и реальных конкретных жизненных коллизий. Субъект становится субъектом интерпретирования не потому, что он способен поверхностно, ханжески рассуждать о данной жизненной коллизии на языке высших ценностей и категорий, а потому, что он способен каждый раз дать конструктивный ответ, удовлетворяющее этим принципам решение проблемы.
Соединяясь с конкретными данными, высшие ценности придают им новый смысл, который никак не возникает при поверхностном наложении ценностей на данную дилемму. Мировоззренческими данные категории и ценности оказываются не только по своему общечеловеческому контексту, но потому, что они являются конкретизирующими абстракциями, эти абстракции таковы, что дают возможность субъекту порождать множество конкретных интер-
___.._,_.. __ _. _ _____Глава пятая _ ___._.._. 257
претаций, а точнее, достигать конструктивности в конкретном интерпретировании. Таким образом, ценностно-мировоззренческий уровень сознания выводит субъекта в общечеловеческое, ценностное время—пространство, превращая его внутренний мир из интрапер-сонального в интерперсональный, но тем самым расширение интерпретационного пространства дает его субъекту особую глубину и способность концентрации сознания.
Таким образом, через механизм интерпретации мы раскрываем специфику ценностного времени: это время душевной и духовной бессознательной и сознательной «работы», продуктивность которой (по аналогии с производительностью труда как его основной временной характеристикой) заключается в наполненности жизни личности ценностным смыслом (в превращении ценностей в смыслы жизни) и осуществлении жизни в соответствии с этими смыслами.
Выход в духовное время—пространство, пространство культуры, открывает жизни и самой личности тот высший смысл, который придает ее жизненной линии восходящий характер. Таким образом, определенные характеристики жизненной линии связаны с определенными смысловыми интерпретациями, а восходящая линия — с обретением личностью себя в духовном времени-пространстве, т. е. в высшем смысле жизни.
Первоначально мы рассматривали три структуры, образования жизненного пути — жизненную позицию, линию и перспективу. А смысл жизни оставался некоторой его высшей, выходящейзапределы структурных определений характеристикой.
На основании темпорально-ценностного подхода нам удалось — конечно, в некоторой мере — связать характеристику жизненной линии (имеющей восходящий характер) со смыслом жизни. И только исходя из этого последнего, можно подойти к более глубокому определению жизненной перспективы. Работа В. Ф. Серенковой о способности планирования будущего времени значительно дополнила и расширила существующие представления о психологическом будущем, особенно ограниченные когнитивистским подходом к «измерению» его отдаленности и структурированности. Исследование Т. Н. Березиной открыло серьезнейшую проблему его объяснения, поскольку в нем было обнаружено, что неосознаваемые образы будущего располагаются и вверху, и внизу, и впереди (как это соответствует здравому смыслу), и ...сзади (что ему совершенно противоречит). В. Ф. Серенкова обнаружила, что движение сознания, проекция идет не только от настоящего к будущему (что также кажется очевидным), но и от будущего к настоящему. В целом эти данные прежде всего подтверждают наше объяснение интерпретационной способности сознания и бессознательного к произвольным композициям. В данном случае (у Т. Н. Березиной) композиция выступает как расположение времени (будущего) в об-