Пол в структуре индивидуальности
ТЕМА 9. ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА
1. Пол в структуре индивидуальности.
2. Теории развития половой идентичности.
3. Эволюционная теория пола В.А. Геодакяна.
4. Этология пола.
5. Нейроандрогенетическая теория Л. Эллиса.
6. Половые различия в психологических качествах.
Пол в структуре индивидуальности
Выше мы уже убедились, с одной стороны, в несводимости индивидуальных особенностей к биологическому фундаменту, а с другой — в значительной их детерминированности врожденными механизмами регуляции. Таким образом, основная идея теории интегральной индивидуальности B.C. Мерлина и специальной теории индивидуальности В.М. Русалова об иерархическом соподчинении всех индивидуальных различий при определяющей роли факторов, биологического характера постоянно обретает подтверждение. Это в полной мере относится и к психологии пола. Изучая проблемы пола, за рубежом используют два термина: sex, если речь идет о биологических основах поведения, и gender, когда имеют в виду социокультурное содержание поведения (6, 7, 8, 11, 12, 13).
Пол как биологическое явление относится к индивидным характерис- тикам — он определяется вмомент зачатия человека, его невозможно из -менить. Однако принимать или отвергать свой пол, переживать его как на- граду или наказание человек может по-разному под влиянием культурно-
социальных влияний: ожиданий родителей, представлений о предназначе- нии собственного пола, его ценности и т.д. Поэтому природные основы поведения могут либо усиливаться, либо, наоборот, тормозиться, ослабляя продуктивность человеческой деятельности и приводя к возникновению неврозов.
Напомним, что либидо (половое влечение) в психоанализе развивалось как основное влечение, определяющее человеческую активность и транс- формирующееся посредством сублимации в творческую энергию, а в тео- рии Юнга стало рассматриваться как источник жизненной силы вообще.
Что же касается различий в психологических качествах у людей различного пола, то они стали выделяться как предает исследования сравнительно недавно, особенно в отечественной психологии, ориентированной на понимание личности как совокупности общественных отношений. Это в существенной мере связано с тем, что общечеловеческая культура, в том числе и психоанализ, создавалась в основном мужчинами, причем слово «мужчина» в различных языках нередко совпадает со словом «человек» и отличается от слова «женщина».
Однако понятно, что как особенности, касающиеся репродуктивного поведения(брачного поведения, размножения, ухаживания за потомством), так и просто качества познавательных процессов, эмоциональной сферы и поведения могут различаться в мужской и женской группах. При этом представления о полоролевых психологических вариациях включают и бытовые предрассудки, и культурные стереотипы о том, что должно мужчинам и женщинам. Разделить реальные факты и житейские представления возможно не всегда, однако попытки в этом направлении предпринимались давно (5, 10).
Так, еще в 1942 году К. Макнемар установил и подтвердил статистически, что девочки обладают более развитыми эстетическими вкусами, у них лучше развита речь, более тонкая координация, в то время как мальчики обладают лучшими математическими и механическими способностями. У девочек выше беглость речи; женщины более адаптивны, воспитуемы, у них выше уровень социальной желательности, а мужчины зато более сообразительны, находчивы, изобретательны. Все новые виды профессий вначале осваиваются мужчинами, и лишь потом — женщинами. Кроме того, женщины предпочитают стереотипные виды профессиональной деятельности, а мужчины, напротив, чаще подвергаются нервно-психическим расстройствам в тех видах деятельности, которые стереотипны (10).
Итак, биологический пол и психологический связаны не однозначно: очевидно, что мужчина может иметь женский характер, а женщина — вести себя по-мужски. Для того чтобы человек принял, осознал свой пол и научился использовать его ресурсы, должен успешно пройти процесс, который называется полоролевой социализацией.