Произведения для заучивания наизусть
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
В 11 КЛАССЕ.
(102 ЧАСА)
Составлено по программе под редакцией В.Я. Коровиной,
полностью соответствует Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 года). Рекомендуемый учебник: Русская литература ХХ века: в 2-х частях. Под редакцией В.П. Журавлёва.
И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И. А. Бунина. Ее философичность, лаконизм и изысканность. «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» или другие стихотворения |
И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско». «Чистый понедельник». |
А. И. Куприн. Жизнь и творчество. «Поединок» «Гранатовый браслет». |
М. Горький. Жизнь и творчество. «Старуха Изергиль». «На дне» |
Русский символизм и его истоки |
В. Я. Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник символизма |
Лирика поэтов-символистов. К. Д. Бальмонт, А. Белый и др. |
Заподноевропейские и отечественные истоки акмеизма |
Н. С. Гумилев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н. С. Гумилева |
Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина. Домашнее сочинение по поэзии Серебряного века |
А. А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме» |
Тема страшного мира в лирике А. Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Фабрика». Развитие понятия об образе-символе |
Тема Родины в лирике А. Блока. «Россия», «Река раскинулась...», «По железной дороге» |
Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира |
Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор) |
С. А. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери» |
Тема России в лирике С. А. Есенина. «Я покинул родимый дом...», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Возвращение на родину» и др. |
Любовная тема в лирике С. А. Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...» и др. |
Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. А. Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову, не плачу...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Сорокоуст» |
Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы» |
Литературный процесс 20-х годов |
Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов |
Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира |
В. В. Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся» и др. |
Своеобразие любовной лирики В. В. Маяковского. «Ли-личка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой» |
Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину». Домашнее сочинение по лирике А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского |
Литература 30-х годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы |
М. А. Булгаков. Жизнь и творчество. М. А. Булгаков и театр. Судьбы людей и революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных» |
История создания, проблемы и герои романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» |
А. П. Платонов. Жизнь и творчество. Повесть А. П. Платонова «Котлован»: обзор |
А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А. А. Ахматовой. «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...» |
Судьба России и судьба поэта в лирике А. А. Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Приморский сонет» и другие стихотворения |
Поэма А. А. Ахматовой «Реквием». Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы |
О. Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта. Трагический конфликт поэта и эпохи. «Ыо1ге Оате», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» и другие стихотворения |
М. И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирикеМ. И. Цветаевой. «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Стихи к Пушкину». Тема Родины. «Тоска по Родине! Давно...», «Стихи о Москве». Своеобразие поэтического стиля Домашнее сочинение по лирике А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой или О. Э. Мандельштама |
М. А. Шолохов: судьба и твор-чество. «Донские рассказы» «Тихий Дон». |
Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия |
Литература второй половины XX века (обзор). Поэзия 60-х годов |
Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов. Ю. Бондарев, В. Богомолов, Г. Бакланов, В. Некрасов, К. Воробьев, В. Быков, Б. Васильев (произведения по выбору учителя) |
А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика А. Т. Твардовского. Размышление о настоящем и будущем Родины. Осмысление темы войны. «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» и другие стихотворения |
Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Б. Пастернака. Основные темы и мотивы его поэзии. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Гамлет», «Зимняя ночь» и другие стихотворения |
Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». |
А. И. Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича» |
В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» (произведения по выбору учителя) |
Н. М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и ее художественное своеобразие. «Видения на холме», «Русский огонек», «Я буду скакать по полям задремавшей Отчизны...» |
«Деревенская» проза в современной литературе. В. П. Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царь-рыбы». Нравственные проблемы романа «Печальный детектив» (обзор) |
В. Г. Распутин. Нравственные проблемы произведений «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни» (по выбору учителя) |
«Городская» проза в современной литературе. Ю. В. Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен» |
Темы и проблемы современной драматургии (А. Володин, А. Арбузов, В. Розов). А. В. Вампилов. Слово о писателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы |
И. А. Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта. «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...») или другие стихотворения |
Авторская песня. Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В.Высоцкого, Ю.Кима и др. |
Б. Ш. Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в лирике поэта. «До свидания, мальчики». Стихи о Москве. «Ты течешь, как река. Странное название...». Искренность и глубина поэтических интонаций. «Когда мне невмочь пересилить беду...» |
Из литературы народов России. М. Карим. Жизнь и творчество. «Подует ветер — все больше листьев...», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду...». «Птиц выпускаю...». Отражение вечного движения жизни. Тема памяти о родных местах, мудрости предков. Психологизм лирики башкирского поэта |
Основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и .«нереализма», поэзия, литература Русского зарубежья последних лет |
Д. Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». «Пигмалион». Духовно-нравственные проблемы одной из пьес (по выбору учителя) |
Т. С. Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Многообразие мыслей и настроений стихотворения. Средства создания комического |
Э. М. Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования. Своеобразие художественного стиля писателя |
Э. М. Хемингуэй. Слово о писателе и его романах «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море» |
Произведения для заучивания наизусть
И. А. Бунин. 2—3 стихотворения (по выбору учащихся).
В. Я. Брюсов. 1—2 стихотворения (по выбору учащихся).
Н. С. Гумилев. 1—2 стихотворения (по выбору учащихся).
А. А. Блок. Незнакомка. Россия. «Ночь, улица, фонарь,
аптека...».
В. В. Маяковский. А вы могли бы?. Послушайте!.
С. А. Есенин. Письмо к матери. «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..». «Не жалею, не зову, не плачу...».
М. И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано...». Стихи к Блоку («Имя твое — птица в руке...»). «Кто создан из камня, кто создан из глины...».
О. Э. Мандельштам. Ко1ге Вате. «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...».
А. А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати...». «Мне голос был. Он звал утешно...». Родная земля.
Б. Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!..». Определение поэзии. «Во всем мне хочется дойти до самой сути...».