Музыка второй половины 20 в.

Культура 2-ой половины 20 в. отмечена резким неприятием предшествующих стилевых тенденций. Двенадцатитоновая техника письма оставалась наиболее современной и основной для большинства композиторов-сериалистов 1940–1950-х гг. Знаменательной для 1950-х явилась реакция на серийную технику, выраженная в статье французского композитора и дирижера Пьера БулезаШенберг мертв! (1952). Он, как и итальянский композитор Л.Берио, критикует создание музыки с помощью серий, поскольку способ этот «не имеет отношения к настоящей музыке». Музыкальное наследие композиторов 20 в. содержит массу противоположных явлений: неоромантизм и сонористика, сериализм и алеаторика, электронный конструктивизм и минимализм. Появление неоромантизма (струнные квартеты В.Рима; 2 симфония и 2 концерт для виолончели с оркестром Кшиштофа Пендерецкого, 1980, 1982; концерт для фортепиано с оркестром Зигмунда Краузе, 1985) стало сознательным возвратом некоторых музыкантов к романтическим идеалам прошлого, отказом от музыкального эксперимента и конструктивизма, ставших основой музыкально-профессионального творчества 20 в.

Радикальный слом западноевропейской музыкальной традиции произошел в середине 20 в., когда в центральной Европе оформилось направление под названием авангард. Предтечей музыкального авангардизма можно считать разные единичные проявления поисков нового музыкального языка, объединенные идеей отказа от предшествующих традиций. На родине футуризма, в Италии, композитор и живописец Луиджи Руссоло в Манифесте музыкального футуризма (1913) призывал: «Направляйте воду из каналов в музейные склепы и затопите их! И пусть течение уносит полотна!», «мы не можем больше сдерживать наше желание творить новую реальность, исключающую скрипки, рояли, контрабасы и заунывные органы. Сломаем их!». Идеалом новой реальности Руссоло объявил натуральные или механические шумы (книга Искусство шумов, 1961): «Пересечем большой город, раскрыв глаз и уши и получим наслаждение, когда различим клокотанье воды, воздуха, газа в металлических трубах, скрежет поездов по рельсам.., шлепанье на ветру занавесок и флагов». Эта идея нашла воплощение в творчестве американского композитора Эдгара Вареза (француза по происхождению), который в сочинениях 1920-х (Интегралы, Гиперпризма, Плотность) сближал звук и шум, используя литейные шумы, звук работающей лесопилки, звуки типа сирены.

Новый метод сочинения музыки имел экспериментальный характер. Главной целью творчества стал поиск новых средств выразительности путем «освоения» того исходного материала, из которого могли «строиться» сами представления о «музыке»: в центре внимания композиторов оказался не интервал или ритм, а звук, его тембр, амплитуда, частота, продолжительность, а также шум, пауза. Эти параметры музыкальной структуры не имеют этнической или национальной привязанности – «звуки по своей природе не более американские, чем египетские» (Дж.Кейдж). Поскольку признавалось, что язык музыки полностью исчерпан, то можно «начинать с самого начала, без оглядки на руины» (Штокхаузен). Сочинение музыки стало «разведыванием возможности соединения материи» (Дьердь Лигети). Эксперимент в области музыки не был связан с созданием произведения искусства, это было «действие, результаты которого нельзя предвидеть» (Кейдж).

. Композиторы не только осваивают новые техники и методы создания музыки, но и читают лекции, пишут работы об экспериментальной музыке, анализируют, комментируют собственные произведения. Создание самой музыки и создание текстов об этой музыке (работы Мессиана, многотомные публикации Штокхаузена, статьи Кейджа и др.) – характерная примета композитороского творчества в 20 в.

К концу 20 в. авангардизм исчерпывает себя, оказывая влияния на другие виды музыкальной культуры – на джаз, рок, киномузыку. Его итогом можно считать выработанное у современников новое представление о музыке и новое отношение к материалу, из которого она делается и который включает теперь самый широкий спектр всех известных исторических и географических стилей и инструментально-звуковых технологий. Будучи, как и высокое музыкальное искусство Европы, явлением элитарным, авангард теряется в культуре повседневности, которая торжествует по сей день. Свойственные ей новые музыкальные формы создания музыки с помощью компьютерных программ и высоких звуковых технологий порождают новый тип неакадемической музыкальной деятельности, доступной музыканту-любителю, осваивающему законы построения музыкального произведения вне стен традиционных музыкально-профессиональных институтов.

Тамила Джани-Заде, Валида Келле
Некоторые из исполнителей больше популярны и известны вне Германии, как например Tokio Hotel. В Германии Tokio Hotel, мягко говоря, не пользуются успехом - их поклонники, в основном, дети до 12-14 лет.
Есть много групп, на мой взгляд, намного интереснее, чем Tokio Hotel, например Ramstein или Madsen. Но если Ramschtein достаточно известен в России, то Mads -почти нет. Недавно мне сообщил из Харькова (знаток и ценитель совр. музыки), что в моём перечне не хватает группы OOMPH .
Отдельная тема - тема популярности немецких исполнителей в Турции, Греции, Хорватии.
Многие наверное помнят из передач Центрального ТВ 70-80 годов в Союзе группу Kreis из ГДР (их песенку "Hello Mary Lou" ), а среди немецких сайтов её найти сейчас практически невозможно. Да и немцы её позабыли. Это напомнило мне ситуацию с книгами. Как-то я с удивлением обнаружил, например,что в городской библиотеке Висмара не нашлось ни одной книги(!!!) "Три товарища" Эрих-Марии Ремарк! А многие немцы и не слышали о таком произведении!

Вообще-то, написать этот пост было, с одной стороны интересно, но как ни странно, потребовалось много времени для чисто технического оформления и поиска информации, ссылок. В результате получил удовольствие от того, что удалось скомпоновать всё вместе и получить т.н. картину в первом приближении.
На работе показал этот пост немцам, из молодёжи. Они посоветовали добавить в перечень группы Sibermond, Juli и дуэт Rosenstolz.

June 10th, 2012, 05:36 pm

Музыка Германии, 20 век.

1. политическая ситуация
- поражение в Первой мировой войне
- падение монархии Гогенцоллернов
- провозглашение Веймарской республики (1919-33)
- 1933 - президент Гинденбург провозглашает премьер-министром Гитлера
- утверждение фашистской диктатуры
2. философия
- связь искусства с общекультурным контекстом эпохи - гл. особенность
- шопенгауэровско-ницшеанские идеи
- экзистенциализм
- пессимизм Шпенглера, его труд "Закат Европы" (о неизбежности гибели культуры)
3. течения нового искусства
- экспрессионизм: последний взлет; Хиндемит - "Убийца - надежда женщин" (по драме Кокошки), "Святая Сусанна" (по пьесе Штрамма), исчерпал себя к середине 20-х
- "новая деловитость": наиболее проявилось в архитектуре; красота - синоним пользы; Гропиус (создатель Баухауза); Хиндемит - опера "Новости дня"; линеарная жесткость конструкций, острый тематический рельеф, энергия ритма, сжатость формы, рационализм эмоций ("Хиндемит - механик эмоций", Асафьев)
- неоклассицизм:
а) накопление стилевых средств эпохи барокко (отсюда господство концертных и камерных жанров), освобождение от романтической идеи самовыражения, идея "радости чистого музицирования",
б) "диалог культур" (20-30-е годы), Хиндемит - "Художник Матис", "Гармония мира", Орф - "Бернауэрин"
4. театральная эстетика Бертольда Брехта
- "Трехгрошовая опера" - самое известное его произведение (музыка Вайля)
- оказал огромное влияние
- "эпический театр"
- основная цель - социальное переустройство мира
- театр - поле деятельности философов
- музыка должна сломать иллюзию достоверности (внедрение музыки в виде вставных баллад и зонгов - куплетная песенка социального или сатирического содержания, не имела связи с сюжетом)
- гл. идея - превратить средство наслаждения в средство поучения
- Хиндемит - "Полет Линдберга"
5. музыкальная жизнь
- большой интерес к современной музыке
- фестивали и концерты современной музыки (Всеобщий музыкальный союз и Берлинский союз музыкантов, Новое музыкальное общество Германа Шерхена, Ноябрьское общество - организаторы)
- концерты Международного общества современной музыки (1922)
- фестиваль в Донауэшингене (1921)
- журналы (пропаганда современной музыки), например, "Мелос"
- любительское музицирование: Молодежное движение, "потребительская музыка" (термин Хиндемита; его опера "Мы строим город" кантата "Госпожа Музыка")

Музыка

Немецкая классическая музыка зародилась в начале XVIII века и переживала расцвет в течение следующих двухсот лет. Такие композиторы, как Иоганн Себастьян Бах и Людвиг ван Бетховен заложили основы классической музыки, а Франц Шуберт и Роберт Шуман стали первыми композиторами романтизма. Более поздние композиторы — Рихард Вагнер, Карл Орф, Макс Регер — обращались к национальным корням и совмещали народную германскую музыку с классической. В XX веке Германия дала миру одних из самых ярких композиторов - Пауля Хиндемита, Арнольда Шёнберга, Карлхайнца Штокхаузена.

Помимо композиторов, живших на территории современной Германии, немецкие композиторы Австрии (Моцарт, Лист, Штраус) внесли значительный вклад в немецкую и мировую музыку. См также Музыка Австрии.

Германия сделала большой вклад в различные жанры рок-музыки, имея на мировой сцене таких представителей, как Scorpions, Bonfire (хард-рок), Accept, U.D.O., Grave Digger (хэви-метал), Blind Guardian, Helloween (пауэр-метал (основоположники стиля)), Gamma Ray, Kreator, Sodom, Destruction, Tankard (трэш-метал), Rammstein, Oomph! (индастриал-метал), Unheilig, In Extremo, Tanzwut (фолк-рок), Crematory, Lord of the Lost (готик-рок), Guano Apes (альтернативный рок), ASP, Das Ich, Untoten (готика), Tokio Hotel (поп-рок), Cinema Bizarre (глем-рок), Nevada Tan.

Электронная музыка Германии представлена такими исполнителями и коллективами, как Tangerine Dream, Kraftwerk, Enigma, Клаус Шульце. Известные проекты и музыканты в стилях транс, поп-транс и техно: Scooter, Sash!, Пол ван Дайк, ATB, Blank & Jones, 666, Маркус Шульц, Cosmic Gate, а также Кай Тресид, Оливер Либ (Oliver Lieb), Тимо Маас (Timo Maas), Talla 2XLC. Подавляющее число коллективов в стиле Евродэнс (1990-е) были из Германии: Activate, Captain Jack, Culture Beat, E-rotic, Fun Factory, La Bouche, Masterboy и другие.

Сцена поп-музыки Германии известна с 70-х годов, такие её представители, как Sandra, Modern Talking, Dschinghis Khan, Boney M., Bad Boys Blue добились успеха далеко за пределами своей страны, в том числе, и в России. На сегодняшний день музыкальный рынок Германии является третьим по значимости в мире.

Немецкой сцене присущи свои узконациональные разновидности. Так, например, выделяют такие направления в музыке Германии, как краут-рок (ответвление прогрессивного рока), Neue Deutsche Welle (ответвление новой волны), Neue Deutsche Härte (немецкий индастриал). В Германии зародился жанр пауэр-метал, впоследствии ставший международным.

Наши рекомендации