Аети (отношения с мололежыо)
Нынешние дети отличаются столь высокой духовной зрелостью, что у взрослых это даже не укладывается в голове. Поскольку они молоды и меньше развиты физически и психологически, чем взрослые, кажутся несомненными их более низкая сознательность и ответственность. Однако это ошибка. Родителям и воспитателям необходимо поощрять детей к раскрытию и развитию их сущности. Сегодня большинство детей — их называют НОВЫМИ детьми —ярко выраженные «самоучки»: они предпочитают учиться самостоятельно и нередко готовы на риск, лишь бы получить личный опыт. Они схватывают все на лету с непостижимой для взрослых быстротой, нередко тяготясь и раздражаясь медлительности своих воспитателей; временами это приводит к принципиальному непониманию со стороны взрослых.
Многие дети проявляют видимое безразличие к обществу и его жизни. Причина в том, что все, что им навязывают, представляется алогичным с точки зрения современных подростков. Когда их обвиняют в бессердечии или даже эгоизме, особенно в пору ЮНОСТИ, то на самом деле, как правило, они лишь естественным образом утверждают себя и выражают свои потребности. Взрослые же не видят в этом ничего, кроме ЭГОИЗМА.
Своим поведением дети стремятся, главным образом, продемонстрировать свою индивидуальность. Они знают, чего хотят, тогда как взрослые за много лет потеряли контакт со своими глубокими желаниями и потребностями. Таким образом, если подростки слишком раздражают тебя, это означает, что тебе как взрослому следует заняться собственным самоутверждением и проявлением своей индивидуальности.
Как взрослый человек, тем более как родитель, ты должен учиться слушать детей на их языке. Их послания многочисленны и поучительны: они учат быть настоящим, аутентичным, целостным и ясным, не пытаясь быть совершенным, —дети очень хорошо отличают истинное от ложного.
С другой стороны, необходимо знать, что родитель никогда не бывает ответственным за реакцию своего ребенка. Ребенок сам выбрал себе родителей, чтобы через них учиться, — такова причина его воплощения именно в этой семье. Следовательно, когда в семье на-
ДЕТИ (отношения с молодежью)
ступает трудное время или важные перемены, например развод родителей, ответственность каждого родителя состоит в том, чтобы оставаться самим собой и объяснить ребенку, что родители делают все, что в их силах, что дети никоим образом не являются причиной, даже если ребенку кажется, что неприятности возникли из-за него. Важно принять ребенка в его страхе, дать ему рассказать о том, что он переживает, выслушать внимательно и дать понять, что ему нечего бояться, его никто не будет осуждать, его не отвергнут и не покинут. Он почувствует, что его любят и уважают, — и это, в сущности, все, что ему действительно нужно. (См. также ЭДИПОВ КОМПЛЕКС.)
Здесь стоит упомянуть о детях, которых принято считать гиперактивными. Их еще называют непоседами. Эти дети неспособны проявлять устойчивый интерес к чему бы то ни было. Нарушение поведения выражается обычно в том, что такому ребенку трудно успокоиться, сосредоточиться и вести себя нормально. Чтобы помочь ребенку обрести равновесие, целесообразно ограничить количество потребляемых сладостей и найти для него сферу интереса. Окружающим иногда бывает трудно относиться к гиперактивному ребенку с пониманием. В психологии подобные нарушения называются еще дефицитом внимания.
К сожалению, гиперактивных детей становится все больше, их даже поощряют, а иногда просто заставляют принимать различные медикаменты. На самом деле в большинстве случаев эти дети не гиперактивны, а гиперэкспрессивны. Они неусидчивы, но только в тех случаях, когда им не интересно. Найдя свой интерес, они умеют очень хорошо сосредоточиться и даже могут просидеть несколько часов не суетясь. Такие дети не нуждаются в лекарствах.
Независимо от особенностей темперамента, любому ребенку необходимы внимание и поддержка в том деле, которое он любит, в его взглядах на происходящее. Мы должны следить за его порывами, уважать его — не теряя самоуважения. Вообще, мы должны научиться лучше общаться, замечать потребности детей; иногда ради этого приходится идти с ними на переговоры, и при этом не так уж важно, сколько ребенку лет.
Что касается школьного образования, то нередки случаи, когда дети не испытывают к нему ни малейшего интереса и даже стремятся бросить школу раньше времени. Родителям необходимо «разговорить» ребенка, дать ему высказаться о том, что его больше всего раздражает или угнетает. После этого можно попытаться вместе найти разумные основания для того, чтобы продолжать учебу. Его нужно подбадривать и ценить именно в том, что он сам предпочитает, к чему у него больше интереса. Очень важно слушать его не морализируя. При этих условиях ребенок чувствует уважение к своему выбору бытия и, как правило, более охотно идет на сотрудничество. Случается, что дети соревнуются (со-рев-нуют-себя); лучше всего найти для каждого случай показать свои сильные стороны, таланты, способности, а не сравнивать его с братом или сестрой. Такой стиль помогает им развить САМООЦЕНКУ.
Нетрудно заметить, что в семьях, где детей не больше двух, родители нередко взваливают на своих наследников весь груз собственных амбиций, желая видеть их совершенными, безупречными, самыми умными —в общем, маленькими гениями. Родители хотят, чтобы их дети были первыми везде — в спорте, учебе, а потом и в деловой карьере. При всей
ДЕТИ (отношенияс молодежью)
благости родительских намерений ребенок в такой семье испытывает сильнейшее давление, выдержать и преодолеть которое не всякому по силам. В глубине души ребенок не хочет разочаровывать родителей, даже если отрицательно реагирует на них. Обычно он переживает бессознательный внутренний бунт, который если и проявляется внешне, то становится лишь источником дополнительных страданий и трудностей.
Если ребенок кажется вспыльчивым и жестоким без видимой причины, следует обратить внимание на его окружение, особенно на все то, что его возмущает. Если вего душе угнездилась жестокость, его неминуемо будут привлекать телепередачи и видеоигры жестокого характера. Он не становится жестоким из-за этих игр, а, скорее, тянется к ним для того, чтобы питать свою жестокость. И задача состоит в том, чтобы помочь ему осознать, что заставляет его так страдать и порождает эту жестокость. На кого он злится? Взрослые обязаны объяснить ему, что злость на взрослого, которого он считает причиной своих внутренних страданий, вполне нормальное человеческое чувство. Когда он осознает, что его собственные неисцеленные или неулаженные душевные ТРАВМЫ притягивают к нему именно те формы поведения окружающих (братьев, сестер, родителей, учителей), которые его раздражают, —он станет легче принимать все, что с ним случается. Осознать такие вещи ребенок способен даже в очень раннем возрасте, если ему в этом помогать.
Если у ребенка бывают частые приступы гнева, выводящие его из равновесия, есть превосходное средство помочь ему собраться. Останови его, крепко взяв за плечи, опустись на уровень его роста и скажи ему твердо, спокойно глядя в глаза: «Я отказываюсь разговаривать с тобой в таком состоянии, это на самом деле не ты. Стань снова собой, и мы сможем поговорить как два разумных существа». Слово «разумный» будет схвачено его существом, и ему понадобится лишь несколько секунд, чтобы вернуться в спокойное состояние духа. И тогда, не читая ему никакой морали, прямо поговори с ним о том, что он переживает и чувствует.
Вот несколько важных советов, как помочь ребенку развить САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.
• Прежде всего научи его распознавать и называть свои потребности, а также заявлять, при необходимости, свои требования.
• Позволь ему иметь собственное мнение, не суди его и не морализируй — даже если ты не согласен с ним.
• Доведи до его сознания последствия его поступков и предоставь ему самостоятельно принимать решения.
• Научи его различать то, что он чувствует и переживает внутренне, ипозволь ему выражать эти чувства. Чаще всего это боль, гнев, зависть, страх и безусловная любовь.
Когда ребенок чувствует, что он может выразить свою боль,это помогает ему пережить траур по поводу потери кого-то или чего-то, попрощаться — и перевернуть страницу, чтобы жить дальше. Если же он не знает, как выразить боль, или считает, что ее нужно подавлять, это может стать причиной последующей депрессии.
ДЕТИ (отношения с молодежью)
Если ему позволено свободно выражать свой гнев —без жестокости, —это способствует его самоутверждению, помогает ему заявить свои требования и понять, чего он сам хочет от своей жизни. Если же что-то мешает ему в этом, возникает риск в последующем потерять контроль и жить в гневе.
Имея возможность выразить свою зависть, он сможет обнаружить, чего ему хочется, сумеет перерасти свои пределы; если же будет подавлять ее, то почти неминуемо станет ревнивцем, когда вырастет.
Если он может выразить свой страх, не боясь осуждения и насмешек, это помогает ему развивать необходимую в жизни осторожность и расчетливость, а главное, он учится преодолевать собственные пределы. Не научившись выражать страх, он будет подавлять его, а впоследствии не будет знать, как с ним справиться, и легко впадать в панику.
И наконец, если он не научится выражать свою безусловную любовь, у него разовьются привычки собственника и зависимого.
Для того чтобы ребенок научился сосредоточению, нужно поощрять его минуты тишины, спокойствия и самоуглубления. Объясни ему, что такое СОЗНАНИЕ, РАЗУМ, принцип ЗЕРКАЛА и ЗАКОН ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ; научи его истинному смыслу ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Благодаря этому ребенок узнает что он сам может создавать свою жизнь, что у него всегда есть выбор — переживать всякий опыт в радости или досаде, в любви или страхе.
Расскажи ему также, что такое ЦЕЛОСТНОСТЬ, то есть как не позволять чьим-то верованиям влиять на себя, а зато различать, что чувствуешь в глубине собственной души. Напоминай ребенку, что он всегда стоит на пороге —всегда готовится что-то создать, — и научи его улавливать различие между созданием того, чего он хочет, и того, чего не хочет. Так он научится принимать собственные решения и выработает способность к различению. Поздравляй его со всем, что он сделал, даже если результаты не совпали с ожиданиями. Учи его знать свои возможности, свою личную ЦЕННОСТЬ, не злоупотребляй разговорами о его слабостях.
Существует интересное занятие, помогающее лучше понять детей и определить их потребности и трудности: вспомни свою юность. Вспомни, как тебе хотелось, чтобы родители больше слушали и понимали тебя. И чтобы не судили. А теперь поставь себя на место твоего ребенка, но уже в современном контексте. Чем больше ты будешь общаться с ним, тщательно избегая морализирования, тем больше ваши шансы сохранить хорошие отношения. А если какие-то черты характера или поведения ребенка приводят тебя в отчаяние, постарайся все же найти в нем и положительные стороны. Сосредоточь свое внимание на какой-то из этих сторон, активизируй ее, придай ей значение, помоги ребенку: он должен почувствовать поддержку, помощь, высокую оценку. Словом, прими его в его способе бытия и в его решениях. (См. также статью ПРИЗНАНИЕ достоинства.) После этого все станет намного проще, и ребенок почувствует твою любовь — вопреки его поведению, иногда выводящему из себя.
ДИАЛОГ
Помни, что кроме всех трудностей, мы всегда можем обнаружить и подарки, и самый ценный среди них — мы учимся лучше понимать самих себя и, главное, любить.