Примерные тексты для контрольных заданий 2 и 3
Вариант №8-и
Подростковый возраст - сложный период онтогенеза, для которого характерны су-щественные изменения в физическом, половом, психическом, социальном статусе лично-сти. Это время интенсивного формирования самосознания, ценностных ориентаций, но-вых представлений о себе, как уже не о ребенке, а как о самостоятельной личности. Бес-спорно, что онкологическая патология (ОП) накладывает отпечаток на все стороны разви-тия подростка, и без того развивающегося интенсивно и не всегда гладко. Специфические условия жизни подростков со злокачественными образованиями затрудняют решение ими типично "возрастных" задач, таких, как эмансипация от родителей и общение в подрост-ковых группах, становление родовой идентичности и др. Конкретно-психологические особенности личности подростков с ОП остаются неизученными. Целью нашей работы является выявление особенностей развития личности и самосознания подростков с ОП по сравнению с их здоровыми сверстниками. В пилотажном исследовании приняли участие две группы подростков от 11 до 16 лет: 5 мальчиков и 5 девочек с ОП в стадии ремиссии (со средней продолжительностью заболевания 1 год и 5 месяцев), которые наблюдались в дневном онкогематологическом стационаре ОДБ г. Ростова-на-Дону, и их здоровые сверстники.
Для исследования особенностей личности и самосознания нами использовались проективные методики "Три персонажа", метод "Незаконченных предложений" и индиви-дуальная беседа. Изучались: приоритетные качества, выделяемые в себе и в других (как личностные внутренние, так и физические внешние характеристики человека, через кото-рые подросток приходит к определенным знаниям о себе и о других); некоторые показа-тели автономности, самостоятельности личности, которые связаны с возникновением чув-ства взрослости; отношение к будущему как к реалистичному или абстрактному; откры-тость или склонность к маскировке подростков (способность быть честным, правдивым, искренним по отношению к себе и другим); формирование ценностных ориентаций (здо-ровье, семья, работа, идеалы, любовь, дружба - в которых отражается отношение личности к тому, что она узнает, чувствует, "открывает" относительно самой себя); направленность идентификации (выявляет субъект идентификации подростков).
На нынешнем этапе исследования получены следующие выводы. Для подростков с ОП характерны: а) зависимость от окружающих, прежде всего от близких родственников; б) выделение внешних физических качеств человека как приоритетных в системе пред-ставления о себе и о других людях; в) реалистичное отношение к будущему, планирова-ние, с одной стороны; г) инфантильность, уход в фантазии, с другой стороны; д) опреде-ление здоровья как важнейшей ценности.
Вариант №7-п
Практика показала, что прохождение профессиональной психологической экспер-тизы, или профессиональный отбор в государственных структурах имеет ряд особенно-стей. В частности, это касается вопроса о прохождении экспертизы разными категориями сотрудников. Речь идет об отсутствии дифференцированного подхода в описании состоя-ний объектов оценки. Пока можно говорить лишь о стандартизированной процедуре про-фессионального отбора вообще, что, однозначно, снижает прогностическую способность психологической диагностики в целом.
Достаточно мало разработанный момент отбора - составление профессиограммы для различных групп профессий. В настоящее время отсутствуют профессиографические разработки для многих групп профессий, которые бы учитывали возраст, стаж, а также характер специальности, на которую поступает комитент (идет на учебу, перемещается, на какую должность передвигается). Первым этапом при разработке подобных профессио-грамм является изучение квалификационных требований, предъявляемых к той или иной профессии. Как оказалось, в отношении многих специальностей таковые реально отсут-ствуют. В свою очередь, изучение характера деятельности психологами, а также выделе-ние наиболее значимых для осуществления деятельности показателей сопряжено с опре-деленными трудностями.
Дифференцирующая способность даже имеющихся профессиограмм, а вернее было бы сказать существующих перечней качеств субъекта, позволяющих, по мнению психоло-га, достаточно быстро адаптироваться и быть результативным в деятельности, редко ока-зывается высокой. На деле они остаются гипотетическими предположениями. Это имеет под собой определенные основания. Профессиограмма, как правило, разрабатывается с учетом мнений сотрудников, давно и эффективно реализующих себя в том или ином виде деятельности. Однако перечень качеств, получаемый путем экспертного опроса успешных сотрудников, не всегда совпадает семантически с тем перечнем качеств, которые психолог называет личностными либо психологическими. Наблюдается расхождение житейских представлений и научных понятий.
Если речь идет о коммерческих структурах, разработка профессиограммы еще более за-труднена, поскольку руководитель подобной структуры зачастую предлагает психологу набирать коллектив для различных направлений работы, согласно своим представлениям об успешности. Психолог честно выполняет работу, отбирая персонал, согласно тому пе-речню, который был представлен руководителем. На деле же данные качества могут иметь совершенно другое психологическое выражение. И лишь сравнительный психоло-гический анализ успешной группы сотрудников может дать истинное представление о группе "успешных" и "неуспешных" качеств будущего персонала.
Вариант №9-и
Актуальность данного исследования продиктована стремлением к органичному синтезу субъективной и объективной научных парадигм в изучении восприятия. Наиболее адекватным материалом для такого синтеза является восприятие человеческого лица. Уже с самого рождения этот объект является для человека особенно значимым и на протяже-нии жизни становится все более наполненным личными смыслами.
Целью экспериментального исследования стало получение некоторых фактологи-ческих зависимостей при восприятии психологических характеристик "разделенного ли-ца". Методика представляет собой набор карточек (10 х 15 см) с изображением известных деятелей искусства и культуры (Достоевский, Есенин и т.д.). Условия эксперимента: набор карточек предъявлялся последовательно каждому испытуемому отдельно, время не ограничивалось. Давалась устная инструкция: "Напишите первые пришедшие на ум слова (3-5), характеризующие этого человека". Все карточки тестового набора были оценены испытуемыми, что дало нам 680 характеристик - психологических портретов. Для провер-ки гипотезы, что при восприятии разделенного по вертикали изображения лица оценки каждой из половин отличаются, использовался семантический анализ текстов этих харак-теристик и метод наложения лексико-семантических рядов.
Наиболее часто встречались: характеристика личности ("тираничный, добрый, наивный, гордый, бесстрастный" и т.д.), эмоциональное состояние ("грустный, спокой-ный, печальный, удивленный, любопытный" и т.д.), социальная роль ("писатель, рабочий, артист, учитель" и т.д.), действие личности ("задумался, интригует, обиделся, лукавит"), физиогномические особенности ("большой лоб, нос на правую половину лица, лоб в мор-щинах, большие губы, взъерошенные волосы, впалые губы"), темпераментальные харак-теристики ("флегматично-меланхоличный", "холерик"). Некоторые протоколы содержат достаточно пространные описания, например, "молодое лицо, радостный взгляд, смотрит в глаза, загадочная улыбка как у Джаконды. Создает впечатление порядочного человека, послушного и опрятного". Часто испытуемые описывают взгляд ("строгий взгляд", "за-думчивый и заинтересованный взгляд", "всезнающий взгляд", "открытый взгляд", "холод-ный взгляд" и т.д.) и улыбку ("улыбка обиженная", "слегка улыбается", "улыбчивый", "улыбка чуть-чуть хитроватая", "с ухмылкой" и т.д.). Редко встречались испытуемые, ко-торые описывали историю жизни изображенного человека или давали оценки степени красивости лица. Иногда встречается собственное ощущение от лица ("ощущение, как будто он вспомнил что-то приятное или увидел глупое, но смешное").
Исследование показало, что психологические характеристики по левой и правой половинам изображения "разделенного лица" частично совпадают, т.к. находятся в одних и тех же семантических полях; встречаются случаи несовпадения психологических харак-теристик (они не противоположные, а различные по семантике).
Вариант №11-п
Вопросы выбора или назначения на руководящую должность высшего или средне-го звена требуют сегодня глубокого научного анализа и практической переработки. Осо-бенную актуальность и значимость приобретает этот вопрос в связи с обостренной соци-альной, экономической, экологической нестабильностью, ростом инфляции, существова-нием "горячих" точек, активизирующимися террористическими актами и связанными с этими факторами социально-стрессовыми расстройствами. На современном этапе важны-ми представляются проблемы снижения готовности чиновников принимать адекватные решения в конфликтной ситуации, лояльно решать глобальные вопросы в условиях эко-номической нестабильности, вовремя и адекватно реагировать на общественно-политические события.
Анализ и обобщение данных литературы свидетельствуют о том, что существую-щие научные исследования касаются, в основном, психологических методов изучения личности руководителя. Мы же ставим задачу выявить наиболее объективные психофи-зиологические методы, подкрепляющие и дополняющие психологические.
В этой же связи нам интересны психофизиологические исследования на полиграфе. В современной науке полиграфом или, чаще, детектором лжи, называют инструмент, ко-торый показывает правдивость или лживость ответов на определенные вопросы через вы-черчивание графика, отражает эмоциональные или физические реакции испытуемого. На продолжительном графике записывается любое изменение в дыхании, кровяном давлении, сопротивление кожи мягкому электрическому заряду и иногда мускульное сокращение или подрагивание. Измеряемой величиной, согласно большому числу наглядно представ-ленных результатов экспериментов, является физиологическая реакция, сопровождающая эмоции и контролирующая потовые железы. Мускульные подрагивания записываются тремографами или мембранами, присоединенными к кистям, к рукам или к ногам и к за-писывающему аппарату.
Известно достаточно широкое применение проверок на полиграфе в интересах раз-личного рода расследований и в целях кадрового отбора принимаемого на службу или ра-ботающего персонала. Но только в некоторых работах рассматривается психофизиологи-ческий аспект методики получения информации от человека в ходе испытания на поли-графе (Холодный Ю.И., Хэссет Дж., Барланд Г.)
Необходимо сказать, что в отечественной психологической литературе вопросы испытаний на полиграфе никогда не являлись предметом серьезного обсуждения. Вокруг этой темы постоянно велись словесные дебаты, касающиеся в основном этической сторо-ны вопроса и о "научности-антинаучности" метода (И.Ф.Пантелеева, Н.А.Селиванова). Тем не менее, неугасающий интерес продолжает сохраняться и толкает к оценке природы и методологии специальных психофизиологических исследований с применением поли-графа.
Признаки симпатикоподобной активации, показатели ЭЭГ и особенности межпо-лушарной асимметрии мозга можно достаточно уверенно связать в один показательный комплекс при условии корреляции этих данных с психологическими методами, выявляю-щими индивидуально-типологические и личностные характеристики испытуемого.