Еханизмы групповой динамики
Существует несколько подходов к описанию психологических особенностей взаимодействия субъектов группы. Одну из таких моделей предложили американские психологи М. Вудкок и Д. Фрэнсис. Их представление об основных этапах развития группы сводится к следующему.
Первая стадия развития группы — “притирка”.На этой стадии члены группы присматриваются друг к другу. Определяется степень личной заинтересованности в том, чтобы работать в этой группе. Личные чувства и переживания маскируются или скрываются. И скреннего и заинтересованного обсуждения целей и методов работы практически нет. Члены группы не интересуются своими коллегами, почти не слушают друг друга. Творческая и воодушевляющая коллективная работа фактически отсутствует.
Вторая стадия — по терминологии авторов — “ближний бои”. Это период борьбы и переворотов. Период, когда оценивается вклад лидера, когда образуются кланы и группировки, а разногласия выражаются более открыто. На этом этапе личные взаимоотношения приобретают все большее значение. Сильные и слабые стороны отдельных членов группы все более отчетливо выявляются. Иногда происходит силовая борьба за лидерство. Группа начинает обсуждать способы достижения согласия, стремится наладить эффективные взаим оотношения.
Третья стадия — “экспериментирование”. На этой стадии члены группы осознают свой потенциал, который в целом возрастает. Все более актуальной становится проблема эффективного использования способностей и ресурсов группы. Возникает интерес к тому , как можно работать лучше. Методы работы пересматриваются. Появляется желание экспериментировать. Принимаются меры к реальному повышению эффективности работы группы.
Четвертая стадия — “эффективность”. Группа приобретает опыт успешного решения проблем и использования ресурсов. Работники переживают чувство гордости за свою принадлежность к “команде-победительнице”. Возникающие проблемы исследуются реалистиче ски и решаются творчески. Управленческие функции могут плавно делегироваться то одному, то другому члену группы в зависимости от конкретной задачи.
Пятая стадия— “зрелость”.На этой стадии группа функционирует как коллектив, сплоченный вокруг хорошо осознаваемых всеми реальных общих целей, в которые конвергированы (сведены) цели индивидуальные. Действуют прочные связи между членами группы. Людей оценивают по достоинствам, а не по их претензиям. Отношения носят неформальный, психологически комфортный характер. Личные разногласия разрешаются без отрицательных эмоций и психологического напряжения. Группа демонстрирует отличные результаты и у станавливает высокие стандарты своих достижений. Расширяется делегирование полномочий, и все больше членов группы участвует в планировании и принятии решений.
Психолог И. П. Волков предложил модель эмоциональной динамики группообразования как последовательность фаз развития межличностного контакта. С его точки зрения, структура эмоциональной динамики выглядит следующим образом.
Фаза первичного восприятия— формирование первого впечатления о членах группы.
Фаза сближения— формирование оценки и самооценки, развитие рефлексивных отношений, формирование установки на совместное действие.
Фаза совместного действия — принятие межличностных ролей и определение социального статуса в процессе общения.
Фаза “сцепления”— укрепление чувства общности, чувства “Мы”, формирование психологически комфортных норм общения и вьючение механизмов взаимовлияния.
Ряд финских психологов, специалистов по управлению (Тимо Санталайнен, Эеро Воутилайнен, Пертти Поренне, Иоуко Ниссинен и другие) предложили свою оригинальную конструкцию, описывающую поведение групп.
С их точки зрения, стадиями развития группы являются:
- формирование новой группы — индивиды ищут свои роли:
- приобретение навыков — выяснение форм деятельности;
- упрочение групповой работы — участники начинают действовать как группа;
- разделение на клики — критиканы находят друг друга;
- внутренняя гармония — “счастливая семья — любой ценой”;
- дробление — критическая стадия, на которой рушится притворное равновесие;
- идеальная группа — гибкая и эффективная группа, работа которой основывается не только на общих делах, но и на общих чувствах.
Рассмотрим эти стадии несколько подробнее.
Формирование новой группы.Происходит формирование группы как единого целого из практически чужих друг другу людей. Такова, например, учебная группа или новая группа в трудовом коллективе. Люди ведут себя осторожно, робко. Каждый стремится найт и себе роль, которая сохранила бы его индивидуальность и в то же время подходила бы и для единого целого. Поведение формально. Люди стремятся действовать, не раздражая других, и избегают возможных щекотливых тем. Такого же поведения ждут и от других член ов группы. Каждый очень доволен, если в группе найдется человек, немного более активный, чем другие, который вносит инициативы и даже стремится как-то направлять деятельность группы. Существование пока важнее дела, так что вполне возможно появление актив но самоустраняющихся, которые способны оставаться в стороне не замеченными другими. Они “участвуют, ничего не делая”, но другие не успевают обращать внимание на их поведение.
Приобретение навыков.На этой стадии развития группы происходит выяснение форм деятельности. На эту стадию обычно переходят тогда, когда группа работает над крупными заданиями, выполнение которых предполагает вклад уже всех членов группы. В это м случае в зависимости от задания возникают и конкретные проблемы внешних условий, техники, рабочих принадлежностей. Мнение отдельных работников все еще не учитывается. Решения принимаются преимущественно на основе голосования, а конечный результат опред еляется усредненным мнением (и разбросом мнений). Возможные весьма противоречивые цели группы и предложения о способе действий не выявляются, тлеют подспудно, отрицательно влияя на работу. Об использовании потенциала группы нет даже и речи.
Упрочение.На этой стадии группа выступает именно как группа. Ее члены уже имеют определенное впечатление о других работниках и способах их работы. Роли отдельных личностей гораздо чаще связаны именно с заданием. Каждый знает свое место, свою р оль и стремится исполнить ее хорошо. Активные и пассивные члены группы четко отделяются друг от друга. На этой стадии часто уже отработаны собственные способы деятельности, от которых уже нелегко отказаться. Атмосфера в группе чаще всего деятельная, поск ольку все знают друг друга, но сами же создают жесткую систему норы. Часто внутри себя группа довольно открыта, открытость же внешнему миру наблюдается далеко не всегда. Именно на стадии упрочения устанавливается равновесие принуждения и свободы, вследст вие чего многие члены группы стремятся защитить себя — вырабатывают защитные механизмы. Ими могут быть:
- отступление (молчание и отход от группы, отсутствие увлеченности, высокомерие, углубленность в другие заботы);
- пугающая информация (критический настрой, ссылки на собственное превосходство, угрожающие слова):
- приведение в замешательство (опутывание неожиданными ответами);
- жесткий формализм (формальная вежливость, буквоедство, слежение за поведением других и пр.);
- попытки обольщения (эротические призывы, капризничание);
- превращение дела в шутку;
- разговоры, уводящие от темы;
- пробуждение чувства виновности, ложная скромность и пр.
Разделение на клики.На этой стадии появляются критиканы, быстро объединяющиеся на основе общности мнений. Желание членов группы сотрудничать резко падает. Энергия расходуется на критику противоборствующих клик. некоторые устраняются от дел. Ме жду кликами рождаются конкуренция и борьба за власть. Можно воспрепятствовать разделению на клики или ослабить их влияние, обсуждая общие проблемы. Полезно заставлять группу постоянно квалифицировать свою деятельность; однако нужно быть готовым и к тому. что группа будет стремиться находить у себя лишь хорошие стороны и убеждать в собственном превосходстве. Хотя влияние клик будет существенно ослаблено. эффективность работы группы все равно снизится.
Внутренняя гармония.Это стадия, на которой возникает “счастливая семья”. Теперь группе присуще подчеркивание согласия любой ценой. Все стремятся сгладить разногласия и признают ценность каждого члена группы для единого целого. Атмосфера в груп пах довольно теплая, дружеская и безопасная, и члены группы гордятся тем, что они в нее входят. На этой стадии почти не говорят о ролях. Работа в целом удовлетворяет членов группы. Высоки устойчивость, сплоченность и стабильность в группе. У группы — сво и обычаи, у ее членов — свои рабочие места. На этой стадии группе угрожают лишь самоудовлетворенность и отсутствие притока “свежей крови”.
Дробление.Это следующая, нормальная, стадия развития группы, которая значительное время пребывала в состоянии внутренней гармонии. Назревает кризис, обусловленный потерей гибкости и снижением эффективности группы. Период “застоя” прерывается н еким внешним фактором. Искусственно поддерживаемое равновесие начинает рушиться. Появляются “здравомыслящие”, “сомневающиеся”, “задним умом крепкие”. Становится заметно, что для успешной работы группы уже явно недостаточно одного дружелюбия, необходим гл оток, и не один. свежего воздуха, нужны новые люди, и группа распадается, хотя бы на короткое время. Не исключено, что группа может возродиться, по-новому оценив ситуацию и квалифицировав свою деятельность. На этой стадии высказываются самые различные мн ения, которые даже рассматриваются. В этот момент большую роль может сыграть посторонний консультант.
Идеальная группа. Это открытая группа. Сотрудничество и общение проходят гибко и всегда целенаправленно. К такой группе легко присоединиться, а ее члены могут быть членами многих других групп. Роли и нормы здесь диффузны. Группа полагается как на собственные, так и на другие ресурсы. К работе, членам подгрупп и посторонним все относятся гибко и реалистично. Деятельность группы слагается из личных вкладов каждого. Члены группы способны, инициативны, воодушевлены, стремятся постоянно совершенств оваться и согласны работать на благо группы. Задания выполняются с общей ответственностью. Вся деятельность направлена на приспособление к изменениям, статичное состояние признается неудовлетворительным. Деятельность группы пронизана ощущением общности д ел и чувств.
Есть и другие модели групповой динамики, как сближающиеся с описанными, так и отличающиеся от них, что в немалой степени зависит от особенностей самой группы. В качестве примера можно назвать группы, специально создаваемые (в том числе с помощью психо логического отбора) для работы либо в экстремальных условиях (команды спасения), либо в условиях социальной изоляции (экспедиции). Здесь в качестве стадий развития группы различают следующие:
- период ознакомления (относительно короткий даже для интернационального состава группы, характеризующийся ориентировочными и исследовательскими реакциями членов группы. Имеют место повышенный интерес друг к другу, сдержанность и корректность поведения );
- фаза дискуссий (достаточно продолжительная, в ходе которой члены группы интенсивно общаются, выясняют позиции друг друга по значимым вопросам. В результате возникает структурный контур группы с признаками функционально-ролевой дифференциации и микрок оалиций);
- фаза ролевой ориентации (завершается складывание группы в целостную систему, обладающую определенными социально-психологическими характеристиками).
Нередко развивающиеся деструктивные процессы носят, как правило, непродолжительный характер и достаточно жестко пресекаются извне.
8. Способы взаимодействия. В многообразии человеческого взаимодействия можно выделить следующие его типы: кооперацию и конкуренцию, согласие и конфликт, приспособление и оппозицию. В различных типах взаимодействия проявляются разные способы воздействия людей друг на друга.
Заражение – это распространение любой деятельности или настроения в группе. Яркий пример такого способа взаимодействия показывают спортивные болельщики. Особыми условиями, в которых усиливается воздействие через заражение, являются толпа и ситуация паники. Иногда даже целые народы могут быть подвержены эффекту психологического заражения: от массового спортивного азарта или религиозного экстаза до политически окрашенного психоза (национализм или фашизм). Внушение – целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. В отличие от заражения внушение, за исключением отдельных случаев гипноза и телепатической связи, осуществляется посредством речевого сообщения и основано на ее некритическом восприятии. Убеждение – также целенаправленный, но логически обоснованный процесс побуждения человека принять определенные ценности, верования или отношения. Подражание – это воспроизведение человеком образцов демонстрируемого поведения. Подражание имеет важное значение для научения и освоения жизненного опыта. Как способ взаимодействия можно рассматривать и моду.
Условия эффективности убеждающего воздействия
1. Содержание и форма убеждения должны отвечать уровню возрастного развития собеседника.
2. Соответствовать его индивидуальным особенностям.
3. Убеждение должно быть последовательным. Логичным, максимально доказательным.
4. Содержать как обобщенные положения (принципы и правила), так и конкретные факты, примеры.
5. Целесообразно анализировать факты, одинаково известные собеседникам. Это даст возможность избежать сомнений как в истинности факта, так и в характере общего вывода.
6. Убеждая других, важно самому глубоко верить в то, что сообщаешь.
Следует помнить, что методика эффективного убеждения в сочетании с изоляцией сектантов в группе единомышленников в ряде случаев недобросовестно применяется руководителями религиозных сект. Также принципы убеждения и иные способы воздействия иногда спекулятивно используются в рекламе. Насколько можно противостоять нежелательному убеждению? В одном из экспериментов группа ученых обучала семиклассников реагировать на рекламу, подразумевающую, что раскрепощенная женщина курит, такой фразой: «Какая же она раскрепощенная, если зависит от табака?!». Школьники также участвовали в ролевой игре, в которой игрок, которого обозвали «желторотым» за то, что он отказался от сигареты, должен отвечать фразой: «Я был бы желторотым, если бы закурил только ради того, чтобы произвести на тебя впечатление». Такая методика повышения сопротивляемости людей недобросовестному убеждению получила название «вакцинации». В любом случае не будьте просто слушателями, включайте критическое мышление!
Ролевое взаимодействие. Понятие «роль» употребляется как минимум в двух сферах: в театре и в психологии. В психологии под ролью понимается нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по возрастным или половым характеристикам, роду занятий или сложившимся взаимоотношениям и др.). С ролями не следует путать маски, под которыми понимается набор выражения лица, жестов, стандартных фраз, позволяющий скрыть свои истинные эмоции и отношения к собеседнику.
Один и тот же человек может одновременно реализовывать несколько социальных ролей (например, Иванов Петя - сын, ученик, друг, староста в классе, старший брат, «душа» дворовой компании и т. д.). Одни роли даны нам от рождения и обусловлены полом, местом рождения, социальным происхождением и иными характеристиками. Другие – приобретаются в процессе жизни и взаимодействия с людьми в группах. В некоторых ситуациях множественность ролевых позиций порождает их столкновение – ролевой конфликт - и ставит человека перед необходимостью отдать предпочтение какой-то из них. Например, Иванов Петя как ученик школы должен в пятницу вечером посетить факультатив по физике, в это же время их дворовая команда играет в футбол с соседней. Как быть? В подобных ситуациях мы должны решить для себя и сообщить окружающим приоритеты ролей.
Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Иванов Петя после поздней игры в футбол хочет спать, но социальные роли ученика и старосты класса требуют, чтобы на урок он пришел вовремя. В общении с другими людьми всегда важно учитывать их ожидания от нас как партнеров по общению. Однако в некоторых случаях общающиеся люди по-разному понимают, что человек обязан делать в данной социальной роли. Это может привести к конфликтам между людьми. Так, значительная часть недоразумений по поводу поведения в школе связана с несовпадением ролевых ожиданий в отношении друг друга у учителей и учеников. Бывают также ситуации, когда мы приписываем другим определенные роли, на самом деле ими не принимаемые, и соответственно ожидаем от них поведения, к которому они в данное время не склонны. Нередко это бывает в так называемых lave store, отношениях учитель-ученик и др. В развитии данной ситуации возможны разные сценарии: от открытого конфликта до постепенного принятия и демонстрации человеком ожидаемого поведения (вспомним эффект Пигмалиона).
8.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Динамические процессы, происходящие в малой группе, обеспечивают эффективность групповой деятельности. Имеются три основных критерия эффективности деятельности группы: образовательный, профессиональный и воспитательный. Первые два отражают специальные задачи, третий является общесоциальным. Важные показатели эффективности — продуктивность и удовлетворенность членов группы групповой деятельностью.
И. Штайнер предложил формулу вычисления продуктивности:
Актуальная продуктивность = потенциальная продуктивность - нереализованная продуктивность.
Существуют различные пути повышения эффективности групповой деятельности.
Величина группы не оказывает однозначного влияния на успешную ее деятельность. Следствия увеличения или уменьшения количества членов группы могут быть как положительными, так и отрицательными.
Положительные: появляется больше людей с ярко выраженной индивидуальностью; легче распределить обязанности; большая по численности группа за одно и то же время может выполнить больший объем работ, повышается «ресурс талантов», большее число людей может участвовать, в выработке решений.
Отрицательные: может уменьшаться сплоченность, возрастает вероятность распада на группировки; трудная управляемость, увеличение расхождений во мнениях; средний вклад каждого снижается.
Для успешной работы большое значение имеют сложившиеся межличностные отношения. При сравнительно простых, привычных задачах взаимоотношения существенно не влияют на результаты групповой работы. В противном случае — лучше проявляют себя группы с благоприятными взаимоотношениями.
Успех деятельности зависит от формы ее организации. Выделяют следующие формы: коллективно-кооперативная (тесное взаимодействие и взаимозависимость), индивидуальная (самостоятельная работа каждого), скоординированная (соотнесение результата с деятельностью других).
На эффективность групповой деятельности влияет ее композиция. Высокоразвитые группы с неоднородной композицией лучше, чем однородные, справляются со сложными проблемами. В слаборазвитых группах взаимопонимание затрудняется. В трудных ситуациях, в условиях дефицита времени при сравнительно простых заданиях лучшие результаты обычно показывают однородные группы.
Успех деятельности зависит от стиля лидерства. Для группы, приближающейся к уровню коллектива, предпочтителен демократический, а иногда и либеральный стиль. Для групп со средним уровнем развития лучшие результаты дает гибкий стиль, сочетающий элементы директивности, демократичности, либеральности. В слаборазвитых группах предпочтительнее директивный стиль с элементами демократичности.