Собственно эмпирическая часть

Здесь приводятся описание, анализ и интерпретация эмпирических данных. Данные, как правило, описываются по задачам. Результаты сопоставляются с гипотезами. «Гипотезы – это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда оно готово, но не стоит принимать леса за здание» (Г. Гете). Вы должны четко знать свои основные результаты. Что нового получили именно Вы? Или в чем подтвердили ранее известное? Это важно. Можно сравнить с результатами предыдущих исследований по схожей проблематике.

Интерпретация данных – это объяснение результатов. Интерпретировать можно, исходя их специфики объекта и предмета исследования. Сопоставлять свои результаты с теми фактами, исходя из которых формулировали гипотезы; с социально-психологическими теориями, законами, парадигмами. Например, теория когнитивного диссонанса, теория социального познания, теория зеркального Я, положения гуманистической, экзистенциальной психологии, социального конструкционизма.

Вы пишете про то, чем Ваша исследовательская работа обогатила науку, о чем стало известно несколько больше, чем раньше. Результаты можно объяснить спецификой ситуации, социального контекста, особенностей деятельности. Существуют виды объяснения.

Структурное – установление места объекта в общей системе. Например, менеджер среднего звена является руководителем.

Функциональное – способ функционирования, присущий объекту. Например, трудовая деятельность испытуемых в системе «человек – человек».

Генетическое причинное – установление связи объекта с предшествующими ему во времени явлениями. Например, в результате изменения экономической ситуации изменились ценностные ориентации россиян. Вследствие изменения социально-психологического климата изменились межличностные отношения в группе.

Генетическое следственное – анализируются результаты деятельности, поведения объекта. Например, проекты, результаты творческой деятельности кого-либо.

Существенным плюсом для работы будет разработка на основе исследования практических рекомендаций. Они должны быть адресными – обозначается, кому они предназначены. Это могут быть специалисты и носители обыденного сознания. Рекомендации направлены на улучшение сторон социальной жизни и повышение эффективности поведения личности и групп.

Например, предназначаться для психологов-консультантов, бизнес-тренеров, коуч-консультантов; руководителей организаций, лидеров общественных движений, представителей определённых профессий, субкультур, этнических общностей семей и др. Рекомендации могут касаться противостояния манипуляции, адаптации, поведения в конфликте, переговоров, и т. д.

Выводы.Здесь представляются основные результаты исследования.

Заключение

Заключение пишется по курсовой/дипломной работе в целом. Подводятся итоги Вашего теоретического и эмпирического исследования, представляются новые важные результаты. Это обобщение всей работы.

Кроме того, здесь прописывается практическая значимость, где и каким образом можно применить результаты. Например, для разработки социально-психологических тренингов, социальных программ, в индивидуальном, организационном консультировании. О практической значимости желательно подумать с самого начала, ещё при планировании исследования.

Обозначается перспектива исследования, то, что осталось неизученным, непонятным. Это может быть изучение других социальных групп, рассмотрение других явлений в связи с исследуемой проблемой.

Список литературы

В алфавитном порядке приводятся источники, которые использовались для написания курсовой/дипломной работы. Количество – не менее 50 (для дипломной работы). Это: монографии, научные статьи из журналов и сборников, психологические словари, диссертации, авторефераты, электронные ресурсы и публикации в сети Интернет. Наличие литературы на иностранных языках только приветствуется. На каждый из источников должна быть хотя бы одна ссылка в тексте.

Примеры библиографического описания источников

Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003.

Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2005.

Глебова Т.Н. Психологический портрет религиозности в Америке.URL // http:// www.fapsyrou.ru

Еремеев Б.А. Психология безопасности, психологическая безопасность и уровни развития человека // Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: Сб. науч. ст. по материалам Первого международного форума (Санкт-Петербург, 5 – 7 июня 2006 г.) / Под общ. ред. И. А. Баевой, Ш. Ионеску, Л.А. Регуш; Пер. Н.Л. Регуш, С.А. Чернышевой. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2006. С. 11 – 12.

Краснянская Т.М. Психология самообеспечения безопасности: феноменология, механизмы, стратегии: Дис. д-ра психол. наук. М., 2006.

Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психол. журн. 1997. Т. 18, № 5. С. 20 – 29. 149

Российский менталитет: вопросы психол. теории и практики / Под. ред К.А Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: Институт психологии РАН, 1997. 33 с. 74

Edmonson A. Psychological Safety in a learn teams. URL: http: // www. guilford.com

Приложение

В приложение выносится информация, которая перегружает текст, но является нужной, информативной, справочной.

Приложение содержит бланки методик, матрицы эмпирических («сырых») данных. Результаты статистической обработки – распечатки страниц из статистических программ, где видны результаты. Например, таблицы описательной статистики, корреляционная матрица, результаты факторного, кластерного анализа и т. д. Таблицы, графики, рисунки, схемы, на которых наглядно представлены основные результаты исследования. Таблицы и рисунки должны быть подписаны. Также в приложение можно вынести некоторую информацию по своему усмотрению (например, практические рекомендации, программу тренинга, протоколы и т. п.).

Наши рекомендации