Эмпирическая часть разбивается на параграфы

В первом параграфе второй главы, которая может называться «Методы и организация исследования» необходимо указать:

·место (школа, детский сад, центр) и сроки проведения исследования;

·описание процедуры исследования (этапы);

·характеристика выборки (количество испытуемых для курсовой работы – 30 человек, а для ВКР – 50-60 человек, с указанием их пола, возраста и других необходимых характеристик);

Пример: В исследовании принимали участие 30 учащихся из десятого «А» и «Б» классов, средний возраст которых составлял пятнадцать с половиной лет.

При описании выборки необходимо указать, какие группы сравнивались (например: указать состав экспериментальной и контрольной групп; при их отсутствии указать состав групп, сравниваемых по другим основаниям - социально-экономическим, профессиональным, этническим и т.д.).

Если группа испытуемых была достаточно однородной (например: только подростки-мальчики) и исследователем не вводились разделяющие ее на подгруппы условия, необходимо обоснование такого подхода.

·перечень использованных методик (описание методики и обоснование ее выбора);

Минимальное количество методик, используемых в исследовании, 2 - 3 (при условии наличия: четко сформулированной гипотезы; достаточно большого количества регистрируемых показателей; узкой цели; большого количества испытуемых, представляющих разные группы). Максимальное количество - 6-7 методик (так как слишком большое количество зафиксированных релевантных показателей может затруднить анализ).

При описании методик подробно следует описывать только малоизвестные методики. В обосновании использования необходимо указывать, каким образом методика разрешает поставленные задачи;

·описание способа обработки результатов (методы математической статистики).

При описании способов обработки результатов необходимо указать конкретный способ, особенно при обработке количественных данных (например: «Использовался многофакторный дисперсионный анализ. Для выявления источников значимых эффектов использовался t-критерий Стьюдента»). Если использовалась компьютерная обработка, то указывается программа (например: «Анализ данных проводился в статистической системе Statistica 6.0).

Второй параграф экспериментальной части: «Анализ и интерпретация результатов / Количественный и качественный анализ результатов/Формирующий эксперимент/Психолого-педагогическая программа формирования стрессоустойчивости студентов ».

Данный параграф должен быть значительным по объему (10 - 15 страниц для курсовой работы и 2/3 для (15-20страниц) для выпускной квалификационной работы).

Данный параграф обычно представляет собой тщательное изложение своих результатов исследования. В нем очень часто помещают таблицы с приобретенными данными, рисунки, иллюстрирующие результаты, объяснения автора по поводу конкретных полученных данных (образец оформления таблиц и иллюстраций представлен в Приложении 4,5). Иногда, если исследование объемное и выполнено сразу по нескольким направлениям, изложение результатов занимает 2 параграфа (при выполнении формирующего эксперимента). Число всех выводов в работе должно соответствовать количеству всех поставленных задач.

Описание результатов выполняется в следующей последовательности:

1. Первоначально представляются результаты в процентном соотношении по всем подобранным методикам и оформляются графически (диаграммы, графики, таблицы и др.). Все «сырые» результаты (сводные таблицы данных, протоколы, типичные рисунки испытуемых), а также все громоздкие таблицы нужно помещать в Приложение. Полные копии всех протоколов прилагать к работе не требуется.

Если же идет сравнение двух групп (мальчики и девочки), то результаты описываются по методикам в обобщенном виде. После графического предоставления данных идет описание и анализ полученных данных.

Выпускная квалификационная работа может быть выполнена в форме формирующего эксперимента. При выполнении формирующего эксперимента необходимо выделить проблемные области в исследуемых признаках с целью разработки коррекционно-развивающей программы. Прежде чем перейти ко второму этапу описания результатов исследования, необходимо описать структуру программу и основные ее характеристики, этапы и сроки проведения. Для этой цели необходимо выделить отдельный параграф в работе. После реализации программы исследователю необходимо провести повторное исследование (контрольный эксперимент) по тем же методикам, которые описаны в параграфе 2.1.

Пример текстового представления:

Для испытуемых экспериментальной группы характерен средний уровень (62%) развития способности к прогнозированию учебной деятельности, развития способности к контролю учебной деятельности (55%), способности к контролю деятельности по оценке педагогов (42%)…..

2. На втором этапе в соответствии с выдвинутой гипотезой и задачами исследования подбираются методы математической обработки данных. Чтобы правильно подобрать математический критерий необходимо проверить результаты на нормальность распределения (критерий Колмогорова-Смирнова). Если результаты не соответствуют законам нормального распределения, то применяются непараметрические критерии. Если результаты распределены в соответствии с нормальным распределением, а также, если значения признака измерены по интервальной шкале - используются параметрические методы. Количественные данные должны учитывать пределы точности измерения показателей, зависящие от способов регистрации и обработки (должны быть сведения об уровнях значимости, достоверности сходства и различий).

Пример описания результатов, обработанные с помощью критерия ранговой корреляции Спирмена:

Связь шкал «представление об эффективности системы воспитания», «отсутствие сотрудничества - сотрудничество» (r=0,41**), «отношение к партнеру по браку «хорошего семьянина» (r=0,40**), подчеркивает взаимозависимость представления об эффективности системы воспитания, степени сотрудничества и отношение к партнеру по браку. Система воспитания является эффективной в представлениях матерей, если присутствует взаимодействие родителей и детей, а так же партнера по браку. Отрицательная оценка системы воспитания, свидетельствует о том, что матери не удовлетворены отношениями в семье как с детьми, так и с супругом, между ними отсутствует сотрудничество, в результате авторитаризма или попустительства.

Положительная корреляционная связь, выявленная между шкалами «представления о проблемах и трудностях материнства» и «невротические паттерны супружеского отношения» (r=0,37**), позволяет говорить о важности………..

Пример описания результатов, обработанные с помощью критерия Вилкоксона:

Вычисление Т критерия Вилкоксона показало, что эмпирическое значение Т попадает в зону значимости на «оси значимости». Поэтому можно сделать вывод о том, что полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что проведенная развивающая работа приводит к повышению уровня профессиональной чувствительности педагога-психолога.

В экспериментальной группе наблюдается положительная динамика в уровне сформированности эмпатических способностей (Т эмп.=34), профессиональной чувствительности (Т эмп.=56), по переменным: рациональный канал эмпатии (Т эмп.=40); эмоциональный канал эмпатии (Т эмп.=27);

Пример описания результатов, обработанные с помощью критерия Манна-Уитни:

Для выявления достоверности различий в уровнях развития процессов саморегуляции мнемической деятельности у респондентов ЭГ и КГ использовали критерий U-Манна-Уитни. В результате статистического анализа полученные значения, свидетельствуют о существенных отличиях между контрольной и экспериментальной группами. Напомним, что перед формирующим экспериментом группы имели тождественные показатели по всем исследуемым переменным. На контрольном этапе выявлены различия в показателях: слуховая оперативная память (UЭмп = 24), зрительная оперативная память (UЭмп = 26), целеполагания (UЭмп = 25.5), в показателях моделирования условий запоминания (UЭмп = 27 при UКр=31,p≤0.01). Следовательно, проведённая нами работа привела к значимым изменениям по всем переменным в положительную сторону.

Нашли свое место в работах исследователей также кластерный и факторный анализ.

Пример описания кластерного и факторного анализа:

«Проведенный кластерный анализ результатов позволил выделить 3 блока кластеров. Первый блок составляет кластеры... В нем выделяется ядро (2 внутренних кластера), к нему примыкают...»

«В результате факторного анализа было выделено 4 фактора: 1-й фактор является биполярным, объясняет 49,5% общей дисперсии и включает следующие признаки: внутреннюю конфликтность (0.75), тревожность (0.73), агрессивность (0,69), общительность (0,64), самообвинение (-0.55).

В табл. 1 приведены часто встречающиеся методы обработки количественных данных

Таблица 1. Классификация задач и методов их решения

Задачи Условия Методы
1. Выявление различий в уровне исследуемого признака а) 2 выборки испытуемых Q - критерий Розенбаума; U - критерий Манна - Уитни; Ф*- критерий (угловое преобразование Фишера)
б) 3 и более выборок испытуемых S - критерий тенденций Джонкира Н - критерий Крускала - Уоллиса
2. Оценка сдвига значений исследуемого признака а) 2 замера на одной и той же выборке испытуемых Т - критерий Вилкоксона; G - критерий знаков; Ф*- критерий (угловое преобразование Фишера)
б) 3 и более замеров на одной и той же выборке испытуемых хг2"- критерий Фридмана; L - критерий тенденций Пейджа
3. Выявление различий в распределении признака а) при сопоставлении эмпирического распределения с теоретическим хг2-- критерий Пирсона; критерий Колмогорова - Смирнова; m - биноминальный критерий.
б) при сопоставлении двух эмпирических распределений хг2- критерий Пирсона; критерий Колмогорова — Смирнова; Ф*- критерий (угловое преобразование Фишера)
4. Выявление степени согласованности изменений а) двух признаков г - коэффициент ранговой корреляции Спирмена
б) двух иерархий или профилей г - коэффициент ранговой корреляции Спирмена
5. Анализ изменений признака под влиянием контролируемых условий а) под влиянием одного фактора S - критерий тенденций Джонкира L - критерий тенденций Пейджа; однофакторный дисперсионный анализ
б) под влиянием двух факторов одновременно двухфакторный дисперсионный анализ

3. На третьем этапе необходимо дать качественную интерпретацию результатов исследования. Недопустимо использовать для интерпретации результатов в тексте материал, заимствованный полностью или частично из любых других источников без соответствующей ссылки.

Систематизация результатов заключается в их представлении в виде упорядоченной взаимосвязанной структуры, элементы которой могут соответствовать поставленным в исследовании задачам или представлениям о логичной структуре, отраженной в логической схеме, объекте исследования (перечень и соподчиненность понятий, раскрывающих тему). Систематически представленные результаты должны быть корректно интерпретированы.

Мы полагаем, что в основе интерпретации лежит процедура объяснения полученных результатов на основе принятой в исследовании концепции, причем объяснения в чем-то нового, не тривиального.

Например, факт резкого снижения учебной успеваемости учащихся при переходе из начальной школы в основную традиционно объясняется изменением системы отношений, снятием опеки педагога, трудностями привлечения к предметному (многопредметному) обучению. В случае с выпускниками начальной школы требует проверки версия о влиянии возрастных психофизиологических изменений на работоспособность учащихся, версия об их недостаточной подготовке к систематическому овладению более сложным и значительным по объему материалом вследствие несформированности основных познавательных умений.

Процедура интерпретации требует сверки принятого концептуального толкования с иными, альтернативными толкованиями, с проверкой разных версий истолкования результатов.

Первоначальная интерпретация связана с объяснением результатов на основе рабочей гипотезы, однако последующее выведение следствий, мысленное проигрывание ситуаций зависит от изменения влияющих факторов и модернизации, а иногда и изменения гипотезы, уточнения концептуальных установок.

Особая роль в интерпретации четко зафиксированных явлений принадлежит статистическим методам, а в истолковании целей, идеалов, уровня развития социальной и мотивационной сфер, творческих способностей — интерпретации герменевтического характера при активной роли выразительных средств языка, выполняющих фиксирующую, диагностирующую и эвристическую функции.

В задачи интерпретации входит выявление объективного значения полученных результатов для теории и практики обучения и воспитания, степени их новизны и предполагаемой эффективности в использовании, а также выявление смысла, т. е. значения для самого исследователя или заинтересованного в результатах исследования круга лиц.

Особую трудность представляет интерпретация результатов парадоксальных, не соответствующих ожиданиям, принятой концепции. Возникает необходимость их перепроверки или пересмотра концептуальных оснований. Несет в себе опасность и полное совпадение полученных результатов с ожидаемыми, ибо это не стимулирует дальнейшие поиски, вызывает соблазны поддаться «вектору» инерции, пойти по привычному пути.

4. На четвертом этапе все изложенные результаты обобщаются в выводы и рекомендации. Выводы – это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено самим автором. Частой ошибкой является то, что автор включает в выводы общепринятые в психологической науке положения – уже не нуждающиеся в доказательствах. Ошибочно полагать, что «Выводы» может быть заменен разделом «Заключение». Выводы – это не перечисление того, что сделано, не организационные итоги: все поставленные в исследовании задачи решены или часть их. Общие выводы лучше представить в тексте.

Требования по написанию выводов:

1. Количество выводов может быть разным, но лучше воспринимается количество, равное 5-7. При большем их количестве желательно вводить в перечень выводов дополнительное структурирование – разбивать их на группы по некоторому логическому основанию.

2. Выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным задачам, оценку продвижения в решении проблемы.

3. Решение каждой из перечисленных во введении задач должно быть определенным образом отражено в выводах.

Выводы должны быть конкретными. Их пишут в форме утверждений. Пример выводов:

Тема: Влияние переживания критических ситуаций на развитие девиантного поведения подростков.

Выводы:

1. Механизм переживания критических ситуаций лежит в основе стилевых защитных автоматизмов, предполагающих использование подростками ситуационных защитных автоматизмов и копинг-стратегий, которые определяют индивидуальный стиль переживания, срабатывающий в ситуации психологической угрозы независимо от воли и желаний человека.

2. Переживание критической ситуации подразумевает трансформацию личности, благоприятность или неблагоприятность которой будет определяться либо преодолением, либо псевдопреодолением ситуации. Результатом псевдопреодоления критических ситуаций выступает отклоняющееся поведение как форма компенсации и защиты.

3. В переживании критических ситуаций подростками выделяются три формы: «реактивная», «совладающая» и «защитно-компенсаторная». В каждой из них возможно как преодоление, так и псевдопреодоление критической ситуации.

4. Процессуально-деятельностная сторона переживания критических ситуаций реализуется в системе «ситуация–личность-поведение». На поведенческом уровне процессуальный аспект переживания критических ситуаций представлен ситуационными защитными автоматизмами. Деятельностный аспект реализуется в копинг-стратегиях, «техниках жизни», компенсаторном поведении и стилевых защитных автоматизмах.

5. Переживание критической ситуации, влияя на психологическое время личности, отражается на временной перспективе и ретроспективе, тем самым формируя и изменяя индивидуальную концепцию психологического времени. При этом в психологическом времени могут возникать феномены «текущего», «фиксированного» или «дезактуализированного» настоящего, а также либо деиндивидуализация, либо индивидуализация (при переживании-преодолении ситуации) самосознания.

6. На основе механизма влияния переживания ситуаций были выявлены следующие группы подростков: пограничная, депрессивно-оппозиционная, напряженно-концентричная, напряженно-фобическая и тревожно-неустойчивая.

7. Мишенями коррекции девиантного поведения подростков выступают: в эмоциональной сфере – состояния, в этиологии которых лежит психотравмирующее переживание; в поведенческой сфере - это пассивное дезадаптивное и псевдоадаптивное копинг-поведение, предполагающее исход в виде дезадаптации, социальной изоляции и отклоняющегося поведения.

В заключении приводятся обобщенные итоги теоретической и практической разработки темы, отражается результат решения поставленных во введении задач, формулируются выводы, предложения и рекомендации по использованию результатов работы. Общие требования к формулированию заключения:

· заключение должно содержать новое знание, которое отсутствовало до проведения исследования;

· последовательность пунктов в заключении определяется логикой работы; их следует формулировать самостоятельно, не допуская «ученной литературы;

· в заключении должно быть отражено решение каждой задачи, поставленной в исследовании;

· если в исследовании получены ответы на вопросы, которые не были поставлены до его проведения, они также должны присутствовать;

· в заключение должна быть оценка того, насколько удалось продвинуться в разрешении проблемы;

· могут быть указаны как положительные, так и отрицательные результаты;

Список литературы (использованных информационных источников) приводится в обязательном порядке и оформляется с учетом соответствующего ГОСТ Р 7.0.5.-2008 («Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»).

В приложение (я) выносятся те вспомогательные или дополнительные материалы, которые целесообразно по техническим или другим причинам не включать в основной текст.

Наши рекомендации