О уход . -Р^-^^^^.о.Н.рабо-"•""' ^„Я^Т ДО~-.ЬНО .ЫСОКО. 10 страница
Coulson, W. R. A sense of community. Columbus, Ohio:
Charles E. Merrill, 1973.
Egan, G. Encounter: Group processes for interpersonal growth. Monterey, Calif.: Brooks/Cole, 1970.
Egan, G. The skilled helper. Monterey, Calif.: Brooks/ Cole, 1975.
Gibb, J. R. Sensitivity training as a medium for personal growth and improved interpersonal relationships. Interpersonal Development, 1970, /, 6—31.
Gibb, J. R. Effects of human relations training. In A. E. Bergin & S. L. Garfield (Eds.), Handbook of psychotherapy and behavior change. New York: Wiley, 1971.
Goldberg, C. Encounter: Group sensitivity training experience. New York: Science House, 1970.
Gustaitis, R. Turning on. New York: Macmillan, 1969.
Hartley, D., Roback, H.В., & Abramowitz, S. I. Deterioration effects in encounter groups. American Psychologist, 1976, 31, 247—255.
Hogan, D. В. The experiential group and the psycho-therapeutic enterprise revisited: A response to Strupp. International Journal of Group Psychotheraphy, 1976, 26, 321—333.
Howard, J. Please touch. New York: McGraw-Hill, 1970.
Jourard, S. M. The transparent self: Self disclosure and well-being. Princeton, N. J.: Van Nostrand, 1964.
Kaiser, H. The problem of responsibility in psychotherapy. Psychiatry, 1955, 18, 205—211.
Kaplan,H.I., & Sadock, B. J. (Eds.). Sensitivity through encounter and marathon. New York: Jason Aronson, 1972.
Keyes, R. We the lonely people, searching for community. New York: Harper & Row, 1973.
Koch, S. The image of man implicit in encounter group theory. Journal of Humanistic Psychology, 1971, 11, 109—128.
Lieberman, M. A., Yalom, I. D., & Miles, M. S. Encounter groups: First facts. New York: Basic Books, 1973.
Luft, J. Group processes: An introduction to group dynamics. Palo Alto, Calif.: National Press, 1970.
Maddi, S. The existential neurosis. Journal of Abnormal Psychology, 1967, 72, 311—325.
Maslow, A. H. Toward a psychology of being (2nd ed.). New York: D. Van Nostrand, 1968.
Mintz, E. E. Marathon groups: Reality and symbol. New York: Appleton-Century-Crofts, 1971.
Mowrer, О. Н. The new group therapy. New York:
D. Van Nostrand, 1964.
Mowrer,I. H. Peer groups and medication, the best "therapy" for professionals and laymen alike. In Where do therapists turn for help? Symposium presented at American Psychological Association, Division 29, Miami, September, 1970.
Peterson, R. L. Choice, responsibility, and psychotherapy. Psychotherapy: Theory, Research, and Practice, 1977. 14, 106—119.
Rogers, С. R. (Ed.). The therapeutic relationship and its impact. Madison: University of Wisconsin Press, 1967. Rogers, C. R. Interpersonal relationships USA 2000. Journal of Applied Behavioral Science, 1968, 4, 208—269.
Rogers, С. R. Carl Rogers on encounter groups. New York: Harper & Row, 1970.
Ross, W. D., Klingfeld, M., & Whitman, R. W. Psychiatrists, patients and sensitivity groups. Archives of General Psychiatry, 1971, 25, 178—180.
Rowan, J. Encounter group research: No joy? Journal of Humanistic Psychology, 1975, 15, 19—28.
Russell, E. W. The facts about "Encounter groups:
First facts." Journal of Clinical Psychology, 1978, 34, 130—137.
Sampson, E. Social psychology and contemporary society. New York: Wiley, 1971.
Schutz,W. C. FIRO: A three-dimensional theory of interpersonal behavior. New York: Holt, Rinehart & Win-ston, 1958.
Schutz, W. C. Joy: Expanding human awareness. New York: Grove Press, 1967.
Schutz, W. C. Here comes everybody: Bodymind and encounter culture. New York: Harper & Row, 1971.
Schutz, W. C. Not encounter and certainly not facts. In J. W. Pfeiffer & J. E. Jones (Eds.), The 1974 handbook for group facilitators. La Jolla, Calif.: University Associates, 1974.
Shepard, M., & Lee, M. Marathon 16. New York:
Putnam's 1970.
Steinberg, R. The encounter group movement and tradition of Christian enthusiasm and mysticism. Unpublished doctoral dissertation, York University, 1975.
Stoller, F. H. Marathon groups: Toward a conceptual model. In L. N. Solomon & B. Berzon (Eds.), New perspectives on encounter groups. San Francisco: Jossey-Bass, 1972.
Strupp, H. H. The experiential group and the psychothe-rapeutic enterprise. International Journal of Group Psychotherapy, 1973, 23. 115—124.
Tucker, R. C. The theory of charismatic leadership. Daedalus, 1968, 97 (3), 731—756.
Warkentin, J. Intensity in group encounter. In A. Bur-ton (Ed.), Encounter: Theory and practice of encounter. groups. San Francisco: Jossey-Bass, 1969.
Yalom,I. D., & Lieberman, M. A. A study of encounter group casualties. Archives of General Psychiatry, 1971, 25, 16—30.
4 Гештальтгруппы
История и развитие
История гештальтподхода к групповой работе во многом связана с биографией его основателя Фрица (Фредерика С.) Перлза. Окончив Берлинский университет по специальности нейропсихиатрия, Перлз вместе с Карен Хорни в 1926 г. обратился к психоанализу и открыл свою собственную практику в соответствии с принципами фрейдизма. В 1933 г., когда к власти пришел Гитлер, Перлз эмигрировал в Южную Африку. В дальнейшем на него оказали заметное влияние философия экзистенциализма, гештальтпсихология и теория Вильгельма Райха о физиологических проявлениях психологических проблем.
Экзистенциализм, явившись в какой-то мере реакцией на разочарование, вызванное двумя мировыми войнами, суровой экономической депрессией и процессом дегуманизации, ввел в психологию представление о свободе человека и его ответственности за формирование собственного внутреннего мира (Cohen & Smith, 1976). Экзистенциальная философия помогла Перлзу отойти от психоаналитического подхода, согласно которому основное внимание уделяется истории индивидуального развития. Вместо того чтобы искать корни проблем в прошлом своих пациентов, Перлз начал всматриваться в настоящее, в то, как они приспосабливаются и живут в своем мире. При таком подходе терапия перестает быть системой извлечения значимой информации из памяти. Перлз считал, что информация, необходимая для терапевтического изменения, содержится в непосредственном поведении пациента; как тот вступает во взаимодействие с терапевтом и проявляет себя в этом взаимодействии.
Гештальтпсихология помогла Перлзу понять важность феноменологии текущего опыта. Он стал осторожен в интерпретации бессознательного, фокусируя вни-
1 мание на видимых проявлениях проблем пациентов (Peris, 1969a). В то время как экзистенциализм пытается объяснить, как люди переживают свое существование в данный момент, академическая гештальтпсихология пытается ответить на вопрос, как они воспринимают свое существование (Kempler, 1973). Основатели геш-тальтпсихологии Келер (Kohler, 1947), Коффка (Kof-fka, 1935) и Вертгеймер (Wertheimer, 1945) подчеркивали активность воспринимающего, который структурирует дискретные события и придает им смысл. Свою теорию они противопоставили ранним теориям восприятия, сводившим психические процессы к простой сумме составляющих их компонентов и рассматривавшим воспринимающего как пассивного реципиента сенсорных качеств формы. Один из учителей Перлза, Курт Гольдштейн, применил положения гештальттеории в области мотивации человеческого поведения. Сам Перлз распространил положения гельштальттеории восприятия на изучение личности, использовав понятие “отношение фигуры и фона” для объяснения восприятия чувств, эмоций и телесных ощущений. Современник Перлза Курт Левин, эксперименты которого положили начало движению Т-групп, позаимствовал принцип целостности Гольдштейна для объяснения взаимодействия человека с его социальным окружением, а также социально обусловленных изменений личности.
Вильгельм Райх оказал влияние на представление Перлза о сопротивлении в терапии. Сопротивление — это термин, который используется для описания переживания внутренней преграды, возникающего у людей по отношению к возможным изменениям в поведении или при осознании значимых переживаний. Сопротивление также можно рассматривать как защиту от стресса, обусловленного развитием и изменением личности. Райх, ученик Фрейда, выдвинул предположение, что сопротивление является частью так называемой “телесной брони”, то есть физического выражения психологической защиты. Он верил, что сопротивление изменениям можно преодолеть путем использования методик прямого телесного контакта. Перлз заимствовал идею Райха о том, что сопротивление проявляется в невербальном поведении, или языке тела. Более полное описание терапии Райха будет дано в 6-й главе.
После переезда в 1946 г. в Соединенные Штаты Перлз разработал большинство своих оригинальных и про-
дуктивных теорий личностного развития и терапевтического изменения. В 1952 г. он основал Институт гештальт-терапии в Нью-Йорке. Это положило начало новому мощному психотерапевтическому движению. В 1964— 1969 гг. Перлз жил в Институте Эсалена в г. Биг-Суре, штат Калифорния, где проводил семинары, терапевтические группы и курсы обучения гештальттерапии. В 1969 г. он переехал в Канаду для создания Института гештальттерапии. Зимой 1970 г. его не стало.
Перлз занимался такими различными вопросами, как теория поля Курта Левина, театр психодрамы, биоэнергетика и метод Александера. Из каждой области он извлекал то, что могло оказаться значимым для развития его собственной терапевтической модели. Подобно Левину, Перлз отказался от каузального подхода, поиска в поведении ответа на вопрос “почему?”, при котором человек рассматривается как “пассивная пешка”, управляемая силами среды, и сосредоточился на изучении взаимодействия активной личности и среды, поиске в поведении ответов на вопросы “что?” и “как?”. Из психодрамы, биоэнергетики и метода Александера Перлз заимствовал упражнения и методики, видоизменив их в соответствии со своими теоретическими представлениями.
Хотя гештальттерапия формировалась как метод индивидуальной психотерапии, групповая ее форма стала наиболее распространенной. В середине 60-х гг. Перлз объявил о своем намерении оставить индивидуальные занятия и перейти к групповым формам работы (Peris, 1967). Однако обычная гештальтгруппа сильно отличается от групп других видов. Если Т-группы и группы встреч вовлекают в работу всех членов группы и поощряют взаимодействие между ними, гештальттерапия, как ее описывал Перлз и как ее практиковали многие его ученики (Simkin, 1968), представляет собой договорное общение группового лидера и отдельного участника, который добровольно решается стать пациентом, сев на так называемое эмоционально “горячее место”, то есть на стул рядом со стулом терапевта. Остальные члены группы без комментариев наблюдают за терапевтическим процессом, взаимодействием терапевта и клиента. Хотя в некоторых упражнениях гештальттерапии могут участвовать все члены группы, чаще всего им отводится роль молчаливых зрителей и выразителей групповой поддержки. Ценность групповой работы Перлз
(Stevens, 1977) видел в том, что члены группы, наблюдая за поведением работающего пациента, начинают лучше понимать себя и собственные проблемы. Члены группы могут идентифицироваться с пациентом, находящимся на “горячем месте”. Кроме того, по принципу цепной реакции при возникновении сильного эмоционального переживания у одного члена группы аналогичные переживания могут возникнуть и у остальных. Таким образом, предполагается, что наблюдение само по себе способствует изменению.
Некоторые гештальттерапевты используют групповое взаимодействие и поддержку в большей степени. В частности, в центрах личностного роста на Востоке терапевтическая работа не ограничивается общением руководителя группы с одним членом группы, в терапевтический процесс вовлекаются другие члены группы. “Горячее место” превращается в “блуждающее горячее место”, на котором оказывается то один, то другой член группы (Polster & Polster, 1973). И хотя в течение определенного времени в работе задействован один член группы, другие, если захотят, могут спонтанно вмешаться в разговор. Возрастает понимание того, что все происходящее в группе в любой момент имеет какое-то отношение ко всем членам группы и обсуждаемым проблемам. Таким образом, члены группы непосредственно вовлекаются в групповой процесс и попадают под воздействие индивидуальной терапии.
В последнее время растет понимание того, что гештальттерапия вполне совместима с изучением группового процесса и групповой динамики. В тех гештальт-группах, которые признают важность групповых процессов, ярко проявляется социальная взаимодействующая природа индивидуально-личностной работы (Zinker, 1977). Если какой-то член группы просит о помощи, то наверняка найдутся и члены группы, которые негативно отнесутся к его просьбе, и члены группы, которые окажут помощь и поддержку. В такой модели все межличностные действия и попытки общения индивидуумов признаются необходимыми и поощряются. В настоящее время на переднем крае изучения внутриличностных, межличностных и групповых уровней деятельности находятся группы Гештальтинститута в Кливленде (Керпег, 1980). Если женщина злится на мужчину—члена той же группы,— руководитель может начать работать с ее чувством злости по отношению к мужчинам в целом
или исследовать ее взрыв ярости как отражение групповых проблем (как, например, это происходит в тэ-вистокских группах).
Гештальтметод предполагает, что группу ведет сильный, активный руководитель, который поощряет проявление независимости у участника. В тех группах, которые основываются не на принципах гештальта, руководитель может поощрять спонтанное взаимодействие, используя модель группы встреч или Т-группы и применяя геш-тальтметод тогда, когда он наиболее подходящ и продуктивен. Начиная с 60-х годов, когда гештальтгруппы стали достаточно популярными, они вошли в число основных видов консультирования и терапии.
Основные понятия
Хотя Перлз (Peris, 19б9а) отрицал теорию, а любое теоретизирование, в особенности философско-психологического рода, называл “слоновьим дерьмом”, его терапевтический подход основывался на пяти ключевых теоретических понятиях: отношение фигуры и фона, осознание ' и сосредоточенность на настоящем, противоположности, функции защиты, зрелость и ответственность.
Фигура и фон
Первым из этих основополагающих понят! • является понятие отношение фигуры и фона. Иссл;
дователи восприятия в русле гештальттеории обнаруж. ли: люди организуют поступающую информацию такг образом, что важные и значимые события занимаь центральное место в сознании, а менее важная инфо мация отступает на задний план. Перлз примени это положение к описанию функционирования личное i и предположил наличие ритмической смены процесс формирования и завершения фигуры, когда в качест:
фигуры выступает потребность, например, получить по^ держку или выразить гнев.
"Awareness" — осознание, сознавание, осведомленность,— ключевой термин этой главы и, может быть, всей гештальттерапии. В русском языке нет единого лексического эквивалента, который передал бы смысл этого центрального понятия, лежащего в основе теории ф. Перлза. В переводе данной книги было использовано одно из значений этого термина — “осознание”.— Прим. ред.
Гештальттеория утверждает, что человек функционирует на основе принципа саморегуляции. Он поддерживает свой динамический баланс, или гомеостазис, при помощи постоянного осознания тех потребностей, которые возникают в нем самом и вызываются средой, и удовлетворения потребностей по мере их возникновения, в то время как все остальные, не связанные с этим процессом объекты или события отступают на задний план.
Отношение между фигурой и фоном есть одно из важнейших понятий гештальттеории. Процесс саморегуляции организма приводит к формированию фигуры, или гештальта. Основное значение слова “гештальт” можно определить как паттерн или конфигурацию — специфическую организацию частей, составляющих определенное целое, которую нельзя изменить без ее разрушения (Latner, 1973). Гештальтобразования возникают только на каком-то фоне или с определенным задним планом. Мы выбираем из фона то, что важно или значимо для нас, и это важное или интересное нам становится гештальтом. В перцептивной ситуации, изображенной на рис. 4, фигурой могут быть либо ваза, либо два профиля. В группах фигурой обычно является то чувство, которое преобладает над всеми остальными чувствами и мыслями. Например, чувства гнева, разочарования, страха, радости, сексуального желания или люб-
Р и с. 4. Это перцептивное упражнение позволяет нам видеть то вазу, то два профиля.
ви легко могут стать фигурами, в то время как остал ные компоненты нашего опыта отступают на задний плс. •
Как только потребность удовлетворена, гештальт :
вершается, то есть теряет свою значимость. Он отступа на задний план, освобождая место для формирован' нового гештальта. Этот ритм формирования и заверц ния гештальтов является естественным ритмом жизь! деятельности организма.
Иногда потребность нельзя удовлетворить, и гештальт остается незавершенным. Например, если члены группы испытывают злость по отношению к руководителю, но им не удается выразить это чувство, то потребность отреагировать не становится четкой фигурой и поэтому не может быть удовлетворена; гештальт останется незавершенным. Такое неотреагированное или невыраженное чувство становится причиной многих неразрешимых проблем и через некоторое время оказывает воздействие на текущие психические процессы. Например, те члены группы, которые не смогли выразить свой гнев и злость, начинают сопротивляться работе с руководителем или выражают эти чувства более скрытым способом. Причиной того, что некоторые женщины испытывают трудности в отношениях с мужчинами в группе, может быть наличие неотреагированных чувств по отношению к значимым мужчинам в прошлом. Геш-тальтприемы позволяют члену группы сделать фигуру более четкой с тем, чтобы неотреагированные чувства в конце концов нашли свое выражение. Таким образом, травмирующий индивидуума гештальт завершается, и возникает возможность перейти к работе над другими скрытыми проблемами.
Осознание и сосредоточенность на настоящем
Для того чтобы быть способным формировать и завершать гештальты, человек должен полностью осознавать самого себя в настоящий момент. Осознание и сосредоточенность на настоящем являются ключевыми понятиями гештальттеории. Для удовлетворения своих потребностей нам необходимо постоянно быть в контакте с зонами своего внутреннего и внешнего мира. Внутренняя зона осознания включает те процессы и события, которые происходят в нашем теле. Мы отвечаем на свои внутренние потребности, когда надеваем свитер, ощутив холод, или когда ложимся спать, испытав сильную усталость. Внешняя зона представляет собой
совокупность внешних событий, которые поступают в наше сознание в качестве сенсорных сигналов. Информация, поступающая от внутренней и внешней зон, почти не оценивается и не интерпретируется.
Кроме внутренней и внешней зон, существует еще и средняя зона, которую Перлз назвал зоной фантазии. Ее составляют мысли, фантазии, верования, отношения и другие интеллектуальные или мыслительные процессы. Перлз (Peris, 19б9а) полагал, что неврозы возникают в результате тенденции к сосредоточению на средней зоне за счет исключения из сознания событий внутренней и внешней зон. Эта тенденция вступает в конфликт с естественным ритмом организмических процессов. Как правило, большая часть нашего опыта, социального и культурного, возникает при совершенствовании процессов средней зоны: мы учимся обосновывать наши мысли, аргументировать наши убеждения, защищать наши отношения и оценивать других. Однако Перлз утверждал, что корни патологических состояний лежат в нашей тенденции фантазировать и интеллектуализировать при интерпретации того, что мы осознаем. Когда мы находимся в средней зоне, то главным образом работаем с нашим прошлым и будущим: вспоминаем, строим планы, отчаиваемся и надеемся. Мы не живем в настоящем и постоянно не обращаем внимания на необходимость осознания процессов внешней и внутренней зон. Саморегуляция организма зависит от осознания настоящего и от способности жить в полной мере по принципу “здесь и теперь”.
Требование к членам гештальтгруппы оставаться в настоящем, избегать обращения к прошлому опыту, а также не строить планы на будущее получило свое полное выражение в утверждении Перлза: “Нет ничего, кроме того, что есть здесь и теперь. Теперь есть настоящее... Прошлого уже нет. Будущее еще не наступило” (Peris, 19б9а, р. 44). Некоторые гештальттерапевты более терпимы к другим временным перспективам и понимают неизбежность включения прошедшего и будущего в ситуацию групповой работы. Например, М. Польстер и Э. Польстер предупреждают:
...Прошлое и будущее заключают в себя то, что уже когда-то было или будет, тем самым формируя психологические границы настоящего и представляя собой тот психологический фон, на котором и может возникнуть фигура (Polster & Polster, 1973, р. 7—8).
Противоположности
Противоположность — это единичная оценка или же континуум этих оценок. Например, “плохо” и “хорошо” представляют собой два полюса такого континуума. Согласно гештальттеории мы организуем свое восприятие окружающего мира через подобные противоположности. Перлз считает, что личность организована по тем же принципам. На протяжении всей жизни каждый из нас испытывает противоположные чувства: мы любим и ненавидим своих родителей:
счастливы и одновременно расстроены, когда завершаем какое-то дело, которому была посвящена немалая часть нашей жизни; благодарны тем людям, которые помогли нам решить наши проблемы, и одновременно обижены на них. Очень важно понять, что эти противоположности не являются непримиримыми противоречиями, а представляют собой такие различия, которые могут формировать и завершать гештальт. Полностью осознавая каждую часть такой противоположности (вместо отрицания менее привлекательной ее части), мы в большей степени начинаем осознавать самих себя и свои желания. Постепенно осознавая ранее недифференцированные аспекты самих себя и своих состояний, мы сможем формировать четкие гештальты, идентифицировать наши потребности и удовлетворять их.
Противопоставление полярных сторон нашего “Я”, которые должны сосуществовать вместе, “нападающего” и “защищающегося”, наиболее распространено в геш-тальттерапии. “Нападающий” аналогично фрейдовскому “сверх-Я”, или сознанию, характеризуется авторитарностью, самодовольством и требовательностью. “Защищающийся” защищается, оправдывается, чувствует свое бессилие. “Как и каждая пара родитель — ребенок, они борются за власть друг над другом, стремятся контролировать друг друга” (Perk, 1969, р. 19). Члены группы часто обсуждают борьбу между двумя подобными противоположностями. Этот вид групповой работы получил название “игра в самобичевание”. Например, участница группы, которая испытывает чувство вины, представляя себе, как она скажет матери о решении жить отдельно в собственной квартире, скорее всего, занимается самобичеванием. Ее внутренний голос “нападающего” говорит: “Ты должна остаться в доме, в котором живешь. Ты знаешь, как мать в тебе нуждается.
Как можешь ты оставить ее в такой момент, неблагодарная!” Внутренний голос “защищающегося” жалобно отвечает: “Но я хочу быть самостоятельной. Я не могу всю свою жизнь жить только для нее. Кроме того, я буду часто ее навещать и позабочусь о том, чтобы у нее все было в порядке”. Когда “нападающий” и “защищающийся” ведут внутри нас свои баталии, мы испытываем чувство вины, становимся пассивными, подавленными, неспособными к принятию решений.
Понятие противоположностей можно применить и к функционированию личности. Личность рассматривается как некое целостное образование, состоящее из двух компонентов — “Я” и “Оно”. Когда индивидуум действует по побуждениям из области “Я”, он способен дифференцировать себя и других. Подобный жесткий барьер в нашем опыте, граница “Я”, возникает для того, чтобы мы могли ощутить свою неповторимость, нетождественность с остальным миром. Когда же индивидуум действует по побуждениям из области “Оно”, он оказывается тесно связанным со своим окружением, граница “Я” становится расплывчатой и гибкой, может даже появиться чувство идентичности с внешним миром. Эти взаимодополняющие друг друга аспекты функционирования личности и отвечают за формирование и завершение гештальтов. Стремления из области “Я” позволяют четко выделить фигуру из фона, то есть формируют фигуру: стремления из области “Оно” завершают гештальт и возвращают фигуру в фоновое окружение (Latner, 1973).
Функции защиты
Индивидуум реагирует на угрозу или стресс при помощи ухода от проблем, формирования невосприимчивости к боли и даже при помощи галлюцинаций и бреда (Latner, 1973). Эти реакции выполняют функции защиты, они искажают или прерывают наш контакт с угрожающей ситуацией. Индивидуум как бы снижает свой уровень осознания до тех пор, пока опасность не минует. Такие реакции достаточно адекватны в определенных ситуациях. Однако, если опасность действует на протяжении длительного времени или индивидуум подвергается множеству опасностей одновременно, то он может начать опасаться даже “чихнуть” без использования защиты. Индивидуум может усвоить, что контакт со средой никогда не является безопасным,
и начать прибегать к предохраняющим действиям даже тогда, когда опасность ему не угрожает.
Идея гештальттеории о контакте и границах контакта между индивидуумом и средой возникла при анализе поведения индивидуума в окружающем мире при взаимодействии с другими людьми и дает основу для понимания точки зрения гештальттерапии на психологию личности (Керпег, 1980). Гештальттеория различает четыре невротических механизма на границе “Я”, препятствующих достижению индивидуумом психологического здоровья и зрелости: слияние, ретрофлексия, ин-троекция и проекция (Peris, 1973; Peris, Hefferline & Goodman, 1951),
Если идентификация представляет собой тип поведения здоровой личности, то слияние — это невротический механизм избегания контакта. Слияние происходит, когда индивидуум не может дифференцировать себя и других, не может определить, где кончается его “Я” и где начинается “Я” другого человека. Слияние легко выявить по преимущественному использованию при описании собственного поведения местоимения “мы” вместо “я”. Члены группы, уверенные в том, что остальные члены группы чувствуют точно так же, как они сами, могут отвергать других или попадать в ситуацию своего собственного отвержения при обнаружении различий между людьми, так как они не ожидают и не могут принять наличия подобных различий. У таких людей настолько отсутствует граница “Я”, что они с трудом могут отличить свои мысли, чувства или желания от чужих. Ретрофлексия, интроекция и проекция — это дефектные взаимодействия со средой, побуждаемые желаниями из области “Я”. Граница “Я”, помогающая личности ощутить свою нетождественность с остальным миром, смещается и приводит либо к отвержению того, что принадлежит нам самим, либо к принятию того, что принадлежит другим личностям.
Буквально “ретрофлексия” означает “резкий поворот на себя” (Peris, 1973, р. 40). При ретрофлексии граница между личностью и средой смещается ближе к центру “Я”, и ретрофлексирующий индивидуум начинает относиться к самому себе так, как он сам относится к другим людям или объектам. Если первая попытка индивидуума удовлетворить свою потребность встречает сильное противодействие, то он вместо того, чтобы направить энергию на изменение среды, направляет ее
на себя, то есть выбирает в качестве объекта самого себя. У ретрофлексирующего индивидуума формируется отношение к самому себе как к постороннему объекту. Первоначальный конфликт между “Я” и другими превращается в конфликт внутри “Я”.
Грамматическим индексом ретрофлексии является использование возвратного местоимения. Ретрофлексирующий индивидуум говорит: “Я должен управлять самим собой. Я должен заставить себя сделать эту работу. Мне стыдно за самого себя”, что свидетельствует о четком разделении “Я” как субъекта и “Я” как объекта действия. Ретрофлексирующий участник, находясь на “горячем месте”, говорит: “Мне стыдно, что я кричал!” Согласно принципам гештальттеории, он чувствует злость по отношению к кому-то, но он уже усвоил, что направлять свой гнев на других опасно. Руководитель группы может попросить этого члена группы поискать возможные причины гнева по отношению к другим членам группы и попробовать выразить свои негативные чувства.
Интроекция — это тенденция присваивать убеждения, установки других людей без критики, попыток их изменить и сделать своими собственными. Интро-екты — это отдельные убеждения, установки, мысли или чувства, которые были приняты без анализа и переструктурирования и поэтому не стали частью личности. В результате граница между “Я” и средой перемещается глубоко внутрь “Я”, и индивидуум настолько занят усвоением чужих убеждений, что ему не удается сформировать свою собственную личность. Если интро-ецируются представления и отношения несовместимые друг с другом, то все усилия индивидуума направляются на примирение чуждых идей и он буквально разрывается между ними на части.