Дата | Тема | Вопросы | Ответы | Участники | Кол-во часов |
| Стратегия и тактика терапевтической работы. Этические и эстетические принципы работы. | 1. Основные стратегии работы гештальт-терапевта. | Стратегии: 1. Работа с феноменологие клиента. Это работа с представлениями клиента, его картиной происходящего, его чувствами и переживаниями, ожиданиями по поводу терапии. 2. Работа на границе контакта. Терапевт делится с клиентом актуальными чувствами, идеями, переживаниями, впечатлениями относительно их взаимодействия «здесь-и-сейчас» или в прошлом. В качестве технического приема используются «Я-высказывания» терапевта. Выбор стратегии осуществляется в первой фазе работы с проблемой клиента, когда проясняется тема и запрос. Выбор работы с внутренней феноменологией клиента может базироваться на ясном выделении беспокоящих клиента внутренних феноменов. Терапевт находится в позиции фасилитатора диалога клиента с наиболее беспокоящими его фигурами внутреннего опыта. Переживания терапевта не попадают на границу контакта. Терапевт не вступает в диалог с клиентом, а поддерживает разговор клиента с определенной фигурой внутреннего опыта. Этапы работы с внутренней феноменологией клиента: 1.Прояснение темы 2.Выделение противоположностей 3. Как можно более точное описание обеих позиций, терапевт поддерживает обе позиции, независимо от своих приоритетов. 4.Фасилитация диалога. 5. Интеграция. После кульминационной точки диалога терапевт предлагает клиенту выйти за пределы диалога и посмотреть на диалог со стороны. В этой третьей точке он описывает себя и свое состояние. Работа на границе контакта можно представить как встречу двух феноменологий- терапевта и клиента. Основной фигурой является выстраивание клиентом контакта, то, как именно он это делает. Терапевт работает в ситуации творческой неопределенности. Этапы работы на границе контакта: 1.Диагностический. 2.Экспериментальный - процесс работы, основанный на терапевтической гипотезе гештальт-терапевта, предлагающего клиенту эксперимент, в котором проблема изображается в действии. Целью эксперимента является помощь клиенту в поиске способов поведения в привычных ситуациях. При столкновении терапевта с незавершёнными ситуациями или неадекватными паттернами поведения, которые когда-то были творческим приспособлением клиента, но со временем утратили свою эффективность - эксперименты незаменимы и необходимы. Эксперименты способствуют освобождению клиента от привычных паттернов, осознаванию того, что можно осуществлять выбор, а также признанию того, что ответственность за выбор лежит на нём. Главные цели эксперимента: поиск новых способов поведения в актуальных жизненных ситуациях; рост осознавания; усиление самоподдержки; выражение чувств, которые обычно ретрофлексируются или не осознаются; принятие своих отторгаемых качеств; завершение незавершённых гештальтов; закрепление приобретённых навыков | Илюкович Т. Исакова Т. Цырулик А. Буслюк М. Клименко Н. Князева Е. | |
2. Структура и динамика терапевтической сессии. | В ходе проведения терапевтической сессии выделяется несколько этапов: 1. Идентификация фигуры. Задачи терапевта: -установить контакт с клиентом; -выявить, что произошло: какая проблема /сложность привела его к терапевту, как давно она существует, кто еще в нее вовлечен, пытался ли клиент решить ее раньше и каким образом; -прояснить запрос клиента и др. 2. Предложение эксперимента. 3. Оценка риска. Терапевт и клиент оценивают возможности и ограничения клиента в использовании эксперимента. 4.Развитие. Используя запрос клиента, собственные реакции, знания, навыки, терапевт сопровождает клиента на пути, где может встретиться что-то новое 5.Завершение. 6.Ассимиляция. Освоение нового, переход к использованию нового опыта в жизни. Динамика. 1.Концентрация на актуальной ситуации. Терапевт обращает внимание клиента на то, как он говорит, двигается и т.д. 2.Распознавание сопротивления. Это те области, в которые клиент не позволяет себе идти и которые исследуются. Здесь важно поддерживать достаточно хорошую энергию контакта. 3.Фокусировка на том, что клиент не осознает. Терапевт поддерживает осознавание клиента. Исследуя сопротивление терапевт обращает внимание на все. Поскольку терапевт является «другим» для клиента в контакте он опирается на свои чувства. 4. Терапевт и клиент используют в своей работе выражение и преувеличение. 5.Переживание тревоги. Клиент понимает, чего желает и тревожится из-за этого. 6.Намерения, действия, ощущения, которые были репрессированы становятся явными. Когда фигура формируется и реализуется происходит расход энергии, она уходит в фон и начинается формирование другой фигуры. |
3. Типы терапевтических интервенций и их использование гештальт-терапевтом. | Побуждение к осознаванию. Терапевт предлагает сосредоточиться и осознавать внутренний или внешний процесс. Телесный резонанс. Это собственные телесные реакции терапевта, которые отражают степень вовлеченности клиента в то, что он делает. Амплификация (преувеличение). Это просьба к клиенту усилить демонстрируемое поведение с осознаванием того, что происходит. - простое повторение того,что клиент говорит или делает, не замечая и не осознавая. - усиление и развитие - перевод в слова телесных символов Конфронтация со стереотипными высказываниями. Есть 2 способа -привлечение внимания клиента к его речи -просьба к клиенту повторить фразу или отрывок речи по-другому, так, чтобы его это внутренне трогало. Поддержка ответственности клиента. Просьба к клиенту описывать события так, чтобы и ему, и терапевту, стал ясен его личный вклад в их происхождение. Интервенция фантазией. Терапевт предлагает клиенту собственную фантазию на тему их отношений или просит клиента также понять или пофантазировать на что похожи отношения. Пустой стул. Применяется для работы с полярностями, проекциями и интроекцией, присвоения отчужденных аспектов self, исследования межличностной динамики. Интервенции терапевта, связанные с поддержкой контакта и фрустрацией механизмов прерывания контакта. На преодоление конфлуэнции. Терапевт побуждает клиента осознавать, что у него существуют только ему принадлежащие потребности и чувства. По отношению к интроекции .Терапевт учит клиента не «проглатывать», а «пережевывать» то, с чем он встречается. Общий принцип интервенции- терапевт обнаруживает некоторое базовое утверждение клиента, на котором строится его поведение и вместе с клиентом проверяет, чье оно, какие чувства вызывает на самом деле и может ли быть клиентом пересмотрено. Направленные на присвоение проекции. Если проекция касается чувств, то терапевт может побудить клиента -узнать, что другой чувствует по отношению к нему, и осознать, что это его собственное отвергаемое чувство -примерить его на себя и понять, что это его собственное чувство или качество. Наиболее эффективно работа с проекцией происходит в групповой терапии. По отношению к ретрофлексии. Фазы работы: 1.осознание ощущения 2.осознание чувства 3.проекция чувства вовне 4.установление адресата 5.отреагирование 6.позитивный смысл действия, новые возможности. По отношению к дефлексии. Терапевт направляет энергию на объект клиента. Побуждает клиента поддерживать контакт глазами, настойчив в определении темы беседы и внимателен к ответам клиента на свои вопросы, не дает уйти от контакта. По отношению к эготизму. Терапевт неторопливо проводит клиента по фазам контакта. Осторожно проводится фаза прощания, терапевт обращает внимание на то, чтобы клиент не уходил из контакта преждевременно. |
4. Понятие интенциональности контакта в гештальт терапии. | Понятие интенциональности пришло в гештальт из феноменологии. Интенция – это некая изначальная направленность восприятия, мышления, сознания на какой-либо объект. Интенциональность контакта- способность иметь намерения, ставить перед собой цели, определять свои ценности и предпринимать действия, необходимые для их реализации. Роль терапевта- понимать и описать последовательность, в которой импульсы всплывают из подсознания и проходят ряд фаз на пути к реализации. Это позволяет клиенту найти пути освобождения своих блокированных целей. Последовательность интенций Внутренние фазы: 1. Интенциональность. Источники побуждения в бессознательном (инстинктивные, органические, социальные и т.д.) 2. Желание (спонтанное, причудливое) 3. Хотение (надежды, томление, стремления) 4. Волевое намерение (планы, намерения) Внешние фазы: 5.Действие (предварительное, примерочное, пробное) 6. Актуализация (превращение в реальность, в часть жизни человека) 7. Взаимодействие (изменение среди многих других интенций) |
5. Сензитивные и фасилитационные навыки консультанта и терапевта. | Сензитивность терапевта- его способность понимать свое и чужое состояние, видеть эмоции и мотивы клиента. Сензитивные навыки: психологическая наблюдательность, способность понимать состояния и отношения людей в группе/ отношения между клиентом и терапевтом, правильные прием и передача сообщений. Фасилитатор - человек, который делает что-то возможным; человек, развивающий у клиента способность самому справляться с личными сложными ситуациями или стрессом. Важный навык фасилитатора- уметь соблюдать правила и регламент встречи. Фасилитатор убежден, что все ответы находятся внутри самого человека, и помогает собеседнику "услышать себя", применяя технические приемы того направления психотерапии, к которому он пренадлежит. Терапевт- фасилитатор показывает своим клиентам, какие у них есть возможности, какие вещи можно делать, помогает им и направляет их туда, куда они хотят идти. Терапевту необходимо создать условия, при которых клиент сможет получить и ассимилировать новый опыт. В своей работе терапевт-фасилитатор руководствуется следующими установками: конгруэнтность-открытость своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям; поощрение, доверие как выражение внутренней личностной уверенности терапевта в возможностях и способностях клиента; эмпатическое понимание - видение реакций клиента, его поведения и действий. |
6. Построение терапевтических гипотез. | Гипотезы основываются на понимании терапевтом феноменологии клиента. Концептуальное видение того, о чем говорит клиент, значительно облегчает работу, позволяет лучше интерпретировать материал, быстрее находить то, что может помочь в сложившейся ситуации, оперировать большим количеством идей в понимании происходящего. Важно, чтобы предложенная терапевтом гипотеза была принята клиентом, подходила ему. Принятая клиентом гипотеза обрастает множеством значимых и характерных только для него фактов и переживаний, то есть она максимально индивидуализируется. |
7.Воросы профессиональной этики. | 1. В отношениях между терапевтом и клиентом - запрещены двойственные отношения. -запрещены отношения после терапии 2. Вопросы профессиональной идентичности терапевта - определение терапевтом себя именно как гештальт-терапевта - четкость позиции гештальт-терапевта по отношению к клиенту (понимание терапевтом и объяснение клиенту что такое гештальт терапия, чем терапевт с клиентом будет заниматься.) Прочувствованное и полное нахождение на границе контакта делает этические нормы не только социальным конструктом, но и эстетической необходимостью для терапевта. |
8. Психотерапия как профессия. | В социальной практике сам термин «психотерапия» в большинстве случаев воспринимается как медицинский. В медицинской литературе и смежных с медициной дисциплинах психотерапия определяется как система лечебного воздействия на психику и через психику — на организм больного. Таким образом, психотерапия рассматривается как метод лечения и традиционно входит в компетенцию медицины. При всем этом содержательно методы воздействия кᴏᴛᴏрые классифицируются как психотерапевтические основываются на данных педагогики, социологии физиологии, медицины, психологии и других наук. Этот междисциплинарный характер методов особенно ярко виден в современных формах групповой психотерапии. Даже территориально психотерапия начинает занимать место во внебольничной среде. Обучение психотерапии стало более сложным и структурированным, популярна практика группового обучения, где наряду с обучением профессии происходит личностный рост учащихся. Благодаря образованию ассоциаций психологов стало возможным принятие этического кодекса психотерапии. |