Психологический анализ возрастных этапов развития.
Эпоха раннего детства
1. Психологическая характеристика младенческого возраста. Комплекс оживления и его значение для развития личности.
2. Когнитивное и сенсомоторное развитие ребенка в раннем детстве.
3. Развитие мышления и речи ребенка в раннем детстве.
4. Кризис трех лет, его характеристика.
5. Общение и роль взрослого в раннем детстве.
Рекомендации по подготовке вопросов для обсуждения:
ü Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо.
Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, ибо, согласно Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.
ü Проявляется новообразование в форме комплекса оживления, который включает в себя следующие реакции:
· общее моторное возбуждение при приближении взрослого;
· использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения;
· обильные вокализации во время общения с матерью;
· реакция улыбки.
Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления – основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.
Ведущий тип деятельности – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым. Зависимость от взрослого носит всеобъемлющий характер.
Предметная деятельность – это деятельность с предметами согласно их назначению. Но способ действия "не написан" на предметах, он не может быть открыт ребенком самостоятельно. Этому ребенок должен научиться у взрослых людей. Постепенно ребенок овладевает человеческим действием. Он осваивает назначение предмета, способы действий с предметами, технику выполнения действий.
В освоении предметной деятельности огромное значение имеют игрушки. Их назначение находится в соответствии с ведущими деятельностями (сначала – в ориентировочном поведении, далее – в общении с взрослыми; затем – в предметной деятельности).
Базовая потребность возраста – потребность в безопасности, защищенности. Она должна быть базально удовлетворена. В этом главная функция взрослого человека. Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее. Если нет – ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией.
К концу младенческого возраста у ребенка возникает первое понимание слов, а у взрослого появляется возможность управлять ориентировкой ребенка. До года речь ребенка – пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Иногда автономную речь называют детским жаргоном. По форме она является общением. По содержанию – эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией.
Начало и конец автономной речи знаменует начало и конец кризиса одного года.
ü Новообразования возраста
1. К году ребенок произносит первые слова (складывается структура речевого действия);
2. Осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия).
Вторая половина стабильного периода характеризуется расширением границ общения. Разрывается слитность взрослого и ребенка, появляются двое. Следовательно, изменяется социальная ситуация. В ее изменении – суть кризиса одного года.
ü В возрасте от 1года до 3 лет ребенок целиком поглощен предметом. Но в наличной социальной ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие должно разрешиться в новом типе деятельности — предметной деятельности, направленной на активное усвоение общественно выработанных способов действия с предметами (второе основное новообразование раннего детства). В этой деятельности возникают и речь, смысловое обозначение вещей, обобщенно-категориальное восприятие предметного мира, наглядно-действенное мышление.
Восприятие можно считать ведущей психической функцией этого периода. Общеизвестно, что память ребенка раннего возраста проявляется всегда только в активном восприятии — узнавании (именно этим, кстати, объясняется факт амнезии раннего детства: связных воспоминаний почти не сохраняется, настолько своеобразно организована память и настолько мало участвует она во всей деятельности сознания); мышление в это время проявляется исключительно как наглядно-действенное (т.е. как умение восстановить связь, но только действуя в наглядно данной ситуации) — мыслить для ребенка раннего возраста означает разбираться в данных эмоционально окрашенных связях и предпринимать своеобразные, соответственные этой воспринимаемой ситуации действия; эмоции в раннем детстве обнаруживаются преимущественно в момент наглядного восприятия того объекта, к которому они направлены.
Восприятие в раннем детстве отличается двумя особенностями. Первая — его аффективный характер, его страстность. Вторая (она составляет общий закон и для последующего развития) — когда восприятие является доминирующей функцией сознания, это значит, что оно поставлено в максимально благоприятные условия развития.
К началу раннего детства у ребенка складывается предметное восприятие: он начинает воспринимать свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между предметами и использовать это знание в своих действиях с ними. Это создает предпосылки для дальнейшего умственного развития, которое происходит в связи с овладением предметной деятельностью (а позднее — элементарными формами игры и рисования) и речью.
Основанием для узнавания предметов служат в первую очередь особенности формы предметов. На всем протяжении раннего возраста восприятие ребенка становится более точным и осмысленным по мере овладения новыми видами восприятия, позволяющими правильно выделять свойства предметов и учиться узнавать предметы по сочетанию этих свойств. Такие действия складываются в освоении предметной деятельности, особенно в овладении соотносящими и орудийными действиями.
Сначала дети выполняют эти действия в материальном плане, потом от внешних ориентировочных действий они переходят к зрительному соотнесению. Формируется новый тип действий восприятия. Свойство одного предмета превращается для ребенка в образец, мерку, которой он «измеряет» свойства других предметов – сенсорный эталон. Образцами при выделении свойств предметов детям служат закрепившиеся в памяти представления о свойствах некоторых предметов, хорошо известных из собственного опыта.
Преобладающие виды памяти — двигательная, эмоциональная и частично образная. Ребенок в раннем детстве лучше запоминает то, что он сам сделал или прочувствовал, чем то, что видел или слышал. Память, хотя и играет большую роль в познании (ребенок запоминает представления о свойствах предметов, их назначении, схемы практических действий и т.д.), еще непроизвольна и никаких специальных действий с целью запомнить или припомнить ребенок не выполняет. Для запоминания имеет значение частота повторения действий.
ü На 2-м году жизни ходьба — еще самостоятельное действие, имеющее свою особую цель. Ребенок специально контролирует ее, пока не доведет до автоматизма, навыка, обслуживающего действия, имеющего другую цель (достать игрушку с полки, заглянуть в другую комнату и т.д.). Но, освоив действие ходьбы и действие прямостояния, ребенок начинает искать условия, в которых ходить и бегать трудно: карабкается на горки, ходит спиной вперед, с закрытыми глазами, кружится, пытается прыгать с возвышения, хотя и не всегда набирается смелости, продирается сквозь заросли, с большой охотой занимаются физическими упражнениями. Являясь полностью физическим приобретением, способность к самостоятельному передвижению приводит к психологическим последствиям.
Овладение ходьбой расширяет границы доступного ребенку мира, дает ему возможность самостоятельно, без посредничества взрослых, знакомиться с новыми предметами и местами. Расширяются свобода и самостоятельность ребенка в ориентировке во внешнем пространстве: теперь он начинает осваивать направления, расстояния, многомерность, сложные пространственные отношения объектов (снизу, под, над, справа, на и т.д.) на собственном опыте. Мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предметов (совместное функционирование зрения, кинестезии и осязания). Главное же, освобожденные от участия в ползании руки расширяют возможности ребенка в манипуляциях с предметами; новые предметы влекут за собой новые способы их обследования, открывают ребенку скрытые до этого свойства вещей и связи между объектами и их частями.
ü Язык усваивается с поразительной быстротой, особенно после того, как дети начинают произносить свои первые слова. За 2,5 года раннего детства речь ребенка развивается от примитивных называний до осознанного выражения мысли, беглой речи, состоящей из грамматически правильных предложений.
Очень важный путь в речевом развитии — овладение значением слова. Любое слово — это обобщение: слово относится не к какой-либо единичной конкретной вещи, а к группе, классу вещей. В класс могут входить предметы, различные по внешним признакам (цвету, форме, величине), но одинаковые по общественному употреблению.
Словарный запас достигает 1200-1500 слов к концу 3-го года жизни, в нем встречаются все части речи; среди предложений встречаются основные их типы, включая сложные бессоюзные и союзные предложения.
Собственная речь ребенка тесно вплетена в его деятельность и постепенно начинает выполнять функцию организации его действий, входя в них как обязательный компонент. Это и позволяет руководить им при помощи речи, осуществлять вместе с ним совместную деятельность.
На 3-м году жизни понимание речи ребенком не только возрастает по объему, но и изменяется качественно. Ребенок любит слушать речь взрослых, любит радио, детские пластинки, чтение сказок, стихов, осваивает понимание речи-рассказа. Но это понимание осуществляется лучше в пределах наглядной ситуации.
Сроки начала интенсивного роста активного словаря, появления 2—3-словных предложений и первых вопросов, обращенных ко взрослому, зависят в первую очередь от характера общения ребенка и взрослых. На 3-м году жизни можно отметить появление сложных предложений, состоящих из 2 и более простых предложений. Успехи в языковом развитии выражаются и в совершенствовании понимания и производства вопросов.
ü На пороге раннего детства у ребенка появляются действия, которые считаются проявлением мышления — использование связи между предметами для достижения какой-либо цели. Это происходит в процессе освоения орудийных и соотносящих действий. На первых порах установление новых связей идет путем проб и ошибок.
Мышление, основанное на внешних ориентировочных действиях, именуется наглядно-действенным, и это — основной тип мышления в раннем детстве. Мышление, в котором решение задачи осуществляется посредством внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. В раннем детстве ребенок решает с его помощью лишь ограниченный класс задач, более трудные задачи либо не решаются вовсе, либо переводятся в наглядно-действенный план.
Одним из самых существенных приобретений ребенка становится знаково-символическая функция сознания. В раннем детстве ребенок впервые начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заместителями.
Символическая (знаковая) функция — это обобщенная способность к осуществлению различения обозначения и обозначаемого и, следовательно, к выполнению действий замещения реального предмета знаком. Это новообразование проходит длительный путь в своем развитии, начинающемся в раннем детстве и завершающемся во взрослости. Оно во многом определяет интеллектуально-социальное развитие ребенка, позволяя осуществлять многие виды деятельности, общаться с помощью речи, учиться и т.д.
Центральным новообразованием возраста является возникновение у ребенка сознания, выступающего для других в виде собственного «Я».
ü Изменение позиции ребенка (возрастание его самостоятельности и активности) требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми и сверстниками. Это кризис его личности. По Д. Б. Эльконину, кризис 3 лет — это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего «Я».
Одной из характерных особенностей этого возраста являются возникающие у ребенка после 2 летсимптомы, которые составляют кризис трехлеток, и которые называют семизвездием кризиса 3 лет
1. Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.
2. Упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.
3. Строптивость. Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.
4. Своеволие. Стремится все делать сам.
5. Протест-бунт. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.
6. Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.
7. Деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность
Проявление этих реакций можно, по всей видимости, рассматривать как зарождение потребности в признании, Достаточное удовлетворение потребности ребенка в автономии на этом этапе делает ребенка уверенным в себе, помогает ему осознать свою значимость для других. Все это способствует формированию у ребенка глобального чувства самоуважения, которое является базовой потребностью каждого человека. Неудовлетворение же потребности ребенка в самостоятельности приводит к возникновению у него целого ряда негативных тенденций. Среди них можно выделить пассивность, забитость, злобу, агрессивность, чувство униженности, беспомощности, которые в своей совокупности способствуют формированию у ребенка различных компенсаторных и невротических механизмов, проявляющих себя в более позднем возрасте.
Литература для подготовки к занятию:
1. Баттерворт Дж. Харрис М. Принципы психологии развития – М.: Когито-Центр, 2000.
2. Возрастная психология. / курс лекций под ред. Н.Ф.Добрынина. – Москва, 1965.
3. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В.Петровского, Москва, 1979.
4. Ефимкина Р. П. Детская психология. – Н.: НГУ, 1995.
5. Заброцький Н.К. Вiкова психологiя – К.: МАУП, 1998.
6. Крайг Г, Бокум Д. Психология развития – СПб.: Питер,2004.
7. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 1999.
8. Немов Г.С. Психология. / т.2, Психология образования. – М., 1993.
9. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Российское пед. агентство, 1996.
10. Реан А.А. Психология развития человека от рождения до смерти – СПб.: Питер, 2004.
11. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект Пресс, 2001.
12. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. - М.: "Академия", 1996. - 336с
13. Шаграева ) О.А. Детская психология . Теоретический и практический курс. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 368с.
Эпоха детства
1. Психологическая характеристика ребенка дошкольного возраста. Основные новообразования личности дошкольника.
2. Развитие самосознания ребенка дошкольного возраста.
3. Формирование готовности дошкольника к обучению. Критерии готовности к школьному обучению.
4. Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Центральные новообразования личности младшего школьника.
Рекомендации по подготовке вопросов для обсуждения:
ü На протяжении дошкольного детства возникает первый схематичный рисунок цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Ж.Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы – результат деятельности людей. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек.
Происходит развитие мотивационно-потребностной сферы. В начале дошкольного возраста мотивы имеют характер неосознанных, аффективно-окрашенных желаний, связанных с наличной ситуацией. К концу дошкольного периода мотивы приобретают характер обобщенных намерений, начинают осознаваться. Столкновение тенденции к непосредственному действию и действия по образцу или по требованию взрослого приводит возникновению соподчинения мотивов, к появлению выделения главных и второстепенных мотивов. Иерархия мотивов означает появление волевого поведения, что придает выраженную направленность всему поведению.
Возникают первичные этические инстанции – происходит усвоение этических норм, моральных чувств, следование идеальным образцам во взаимоотношениях с другими людьми. К концу дошкольного возраста впервые наблюдается феномен «горькой конфеты». Теперь незаслуженная награда («за неудачу») только огорчает, конфета становится «горькой».
Произвольность поведения также связана с подчинением поступков ориентирующему образцу. Умение осмысленно ориентироваться на позицию другого человека становится основой многих конкретных умений и навыков, в частности школьно-учебных. Непосредственное импульсивное поведение перерастает в опосредованное внутренними нормами и правилами.
К концу дошкольного возраста у детей формируется самосознание и самооценка, в содержание которой входят оценка собственных умений выполнять практическую деятельность и моральных качеств, выражающихся в подчинении или неподчинении правилам, принятым в данной конкретной группе.
Складывается тенденция к осуществлению деятельности неигрового характера.
ü У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.
У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания - самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий.
Познание дошкольником пределов своих сил происходит не только на основе общения со взрослыми, но и собственного практического опыта. В отличие от предыдущих периодов жизни ребенка, в возрасте 3-7 лет общение со сверстниками начинает играть все более существенную роль в процессе самосознания дошкольника. Умение ребенка анализировать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. Так, в общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует возникновение самооценки.
К концу раннего детства ребенок усваивает свою половую принадлежность. На протяжении всего дошкольного возраста интенсивно идут процессы половой социализации и половой дифференциации. Они состоят в усвоении ориентации на ценности своего пола, в усвоении социальных стремлений, установок, стереотипов полового поведения. К концу дошкольного возраста ребенок осознает необратимость своей половой принадлежности и строит свое поведение в соответствии с ней.
Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний - все это составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, возникновение «личного сознания» (Д.Б.Эльконин). Оно появляется к концу дошкольного возраста, обусловливая новый уровень осознания своего места в системе взаимоотношений со взрослым.
ü Важнейшим новообразованием дошкольного возраста выступает готовность к школьному обучению. Являясь итогом развития ребенка на протяжении первых 7 лет жизни, она обеспечивает переход к позиции школьника (А.Н.Леонтьев). Степень готовности к школьному обучению - это в значительной мере допрос социальной зрелости ребенка (Д.Б. Эльконин), которая проявляется в стремлении занять новое место в обществе, выполнять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность.
Новая внутренняя позиция школьника возникает к 7 годам. В широком смысле ее можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, когда причастность к ним переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу»). Внутренняя позиция представляет собой центральное психологическое новообразование кризиса 7 лет. Полностью сформированная позиция школьника включает сочетание ориентации и на социальные, и на собственно учебные моменты школьной жизни,
В школе ребенок переходит к систематическому усвоению основ наук, научных понятий. Поэтому важный компонент готовности связан с развитием познавательной сферы ребенка. Знания сами по себе не выступают показателями готовности к обучению в школе. Значительно более важным является уровень развития познавательных процессов и познавательного отношения к окружающему. К концу дошкольного возраста у ребенка должны быть сформированы элементы произвольной памяти и умение наблюдать, умение произвольно воображать и управлять собственной речевой деятельностью.
В личностной сфере для школьного обучения наиболее значимы произвольность поведения, соподчинение мотивов, сформированность элементов волевого действия и волевых качеств. Произвольность поведения проявляется в разных областях, в частности в умении выполнять указания взрослых и действовать по правилам школьной жизни. Кроме того, ребенок должен уметь ставить и достигать цель, преодолевая некоторые препятствия, проявляя дисциплинированность, организованность, инициативность, решительность, настойчивость, самостоятельность.
В сфере деятельности и общения к главным составляющим готовности к школьному обучению относят формирование предпосылок учебной деятельности, когда ребенок принимает учебную задачу, понимает ее условность и условность правил, по которым она решается; регулирует собственную деятельность на основе самоконтроля и самооценки; осознает способы выполнения задания и проявляет умение учиться у взрослого.
Умение учиться у взрослого определяется внеситуативно-личностным, контекстным общением (Е.Е. Кравцова). Причем ребенок понимает позицию взрослого как учителя и условность его требований. Только такое отношение к взрослому помогает ребенку принять и успешно решить учебную задачу.
ü Ведущая деятельность ребенка младшего школьного возраста– учение. Обучение в школе и учение при этом могут не совпадать. Чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно должно быть организовано особым образом.
Эгоцентризм, присущий мышлению дошкольника, постепенно убывает, чему способствуют совместные игры, но не исчезает полностью. Конкретно мыслящие дети часто ошибаются, прогнозируя результат. Вследствие этого дети, однажды сформулировав какую-нибудь гипотезу, скорее отвергнут новые факты, чем изменят свою точку зрения.
На смену децентрации приходит способность сосредоточиться на нескольких признаках сразу, соотносить их, учитывать одновременно несколько измерений состояния объекта или события. У ребенка развивается также способность мысленно прослеживать изменения объекта. Возникает обратимое мышление.
Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Усиливается конформизм, достигая своего пика к 12 годам. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству.
По-прежнему много времени дети уделяют игре. Игра принимает социальную окраску: дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы. Роли и правила детского общества позволяют осваивать правила, принятые в обществе взрослых. Игры с друзьями в возрасте с 6 до 11 лет занимают больше всего времени.
С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома.
ü Основные новообразования школьника:
1. личностная рефлексия;
Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. У детей в возрасте от 9 до 12 лет продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат.
Однако к 12-13 годам у ребенка складывается новое представление о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Самооценка теперь выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному Я. Младший школьный возраст – завершение развития самосознания.
2. интеллектуальная рефлексия.
Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Следовательно, ребенок становится способен подчинить намерение интеллектуальной цели, способен удержать его в течение длительного времени.
Литература для подготовки к занятию:
1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М., 1991.
2. Возрастная психология. / курс лекций под ред. Н.Ф.Добрынина. – Москва, 1965.
3. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В.Петровского, Москва, 1979.
4. Ефимкина Р. П. Детская психология. – Н.: НГУ, 1995.
5. Заброцький Н.К. Вiкова психологiя – К.: МАУП, 1998.
6. Крайг Г, Бокум Д. Психология развития – СПб.: Питер,2004.
7. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6—7 лет.—М.:Педагогика, 1992. — 160 с.
8. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Российское пед. агентство, 1996.
9. Психология развития. / Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. — М: ЧеРо, 2005.
10. Реан А.А. Психология развития человека от рождения до смерти – СПб.: Питер, 2004.
11. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект Пресс, 2001.
12. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. - М.: "Академия", 1996. - 336с
13. Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д.И.Фельдштейна, М.: Институт практической психологии, 1996.
14. Шаграева ) О.А. Детская психология . Теоретический и практический курс. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 368с.
Эпоха отрочества
1. Источники и значение подросткового возраста.
2. Психологические характеристики подростков. Центральное новообразование личности в подростковом возрасте.
3. Особенности общения подростков с окружающими людьми:
а) с родителями и другими взрослыми,
б) со сверстниками.
4. Развитие личности и самосознания в юношеском возрасте.
Рекомендации по подготовке вопросов для обсуждения:
Зоны развития и основные задачи развития в подростковом возрасте:
1. Пубертатное развитие. В течение относительно короткого периода, занимающего в среднем 4 года, тело ребенка претерпевает значительные изменения. Это влечет за собой две основные задачи развития: 1) необходимость реконструкции телесного образа Л и построения мужской или женской «родовой» идентичности; 2) постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности, характеризующейся совместным с партнером эротизмом и соединением двух взаимодополняющих влечений.
2. Когнитивное развитие. Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями: развитием способности к абстрактному мышлению и расширением временной перспективы .
3. Преобразования социализации. Отрочество также характеризуется важными изменениями в социальных связях и социализации, так как преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса.
4. Становление идентичности. В течение всего подросткового возраста постепенно формируется новая субъективная реальность, преобразующая представления индивида о себе и другом. Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает в себя три основные задачи развития; 1) осознание временной протяженности собственного Я, включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее; 2) осознание себя как отличного от интериоризованных родительских образов; 3) осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (в основном речь идет о выборе профессии, половой поляризации и идеологических установках).
У человека в истории развития общества точки полового и социального развития совпадали, и это отмечалось обрядом инициации, тогда как органическое созревание наступало обычно еще через несколько лет. У современного ребенка все линии развития разошлись. Теперь мы наблюдаем сначала половое созревание, затем органическое и спустя некоторое время – социальное. Это расхождение и обусловило возникновение подросткового возраста. Французский этнограф и историк Ф. Ариес предположил, что подростковый возраст возник в XIX веке, когда контроль родителей за развитием ребенка продолжился вплоть до брака. В настоящее время в развитых странах мира этот период жизни имеет тенденцию к постепенному увеличению. По современным данным он охватывает почти десятилетие – от 11 до 20 лет.
Начало отрочества совпадает с наступлением пубертата, конец же, более неопределенный, обозначен многоточием. Четыре зоны развития, описанные выше, распределены по функциям, каждая зона имеет особое значение в каждый конкретный момент развития. В какой то период зоны развития подростка перекрываются, некоторые из них занимают центральное место в психологической жизни подростка в данный момент, но это совсем не означает, что какая-то из них не может быть критической для человека на всем протяжении отрочества.
Важность подросткового возраста определяется тем, что в нем закладываются основы и намечается общее направление в формировании моральных и социальных установок личности. В юношеском возрасте продолжается их формирование.
ü Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Центральное новообразование этого возраста – возникновение представления о себе как "не о ребенке"" подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.
В этот период меняются представления о себе и окружающей действительности. Настроение становится эмоционально неустойчивым. Психике подростка присущи внутренняя противоречивость, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Главная особенность подросткового периода — открытие внутреннего «Я», осознание собственной индивидуальности и ее свойств.
Половое созревание, скачок в росте, нарастание физической силы, изменения внешности — все это стимулирует у подростка повышенный интерес к себе самому. Физическое созревание как один из главных признаков взросления провоцирует сильную тягу к самопознанию. Подростковое «Я» неопределенно, расплывчато. Отсюда, с одной стороны, растет потребность самоутверждения — потребность быть включенным в какую-либо группу сверстников.
С другой стороны, повышается потребность в уединении и обособлении, которое чаще всего проявляется в отдалении от взрослых. Уединение помогает подростку разобраться в себе, лучше понять самого себя. В возрасте 13-15 лет многие подростки озабочены тем, что о них думают другие, они становятся значительно более ранимы и чувствительны к критике и насмешкам.
Внешность для подростка — важнейшая сторона жизни. С возрастом озабоченность внешностью обычно уменьшается в силу того, что человек привыкает к своему облику. На первый план выступают другие свойства личности — умственные способности, волевые и моральные качества, ведь именно от них в дальнейшем зависит успешность взаимоотношений с окружающими.
Другим важным аспектом поиска собственного «Я» является сексуальная идентичность. В юношеском возрасте процесс половой идентификации завершается, и молодой человек воспринимает себя как мужчину или как женщину и хочет выглядеть и действовать соответствующе. Интерес к сексу играет огромную роль в жизни подростка.
Усложнение мыслительных функций в подростковом возрасте оказывает влияние на все стороны жизни подростка. Склонность к теоретизированию становится в известном смысле возрастной особенностью. Подростком создаются собственные теории политики, философии, формулы счастья и любви.
ü С точки зрения А. Е. Личко, суть «подросткового комплекса» составляют свойственные этому возрасту определенные психологические особенности, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды. К ним относятся реакции эмансипации, группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби-реакция) и реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.
Специфическая поведенческая реакция подросткового возраста — реакция группирования со сверстниками, которая у несовершеннолетних принимает почти инстинктивные формы. Подростковые группы проходят через всю историю человечества. Подростковые группы — источник общественной озабоченности. Взрослые опасаются, что сверстники могут сбить с правильного пути молодых людей и что влияние взрослых будет слабеть по мере приобретения сверстниками все большей значимости. Для большинства подростков влияние семьи превосходит влияние сверстников в том, что касается главных вопросов, на протяжении всего этого периода развития.
Прежде всего, друзья-ровесники дают подросткам возможность развивать свои соц. навыки и обеспечивают защиту от одиночества, часто испытываемого в юные годы. Далее, группа сверстников обеспечивает окружение, поначалу состоящее из друзей того же пола, а затем из разнополых пар, в котором юноши и девушки исследуют свою идентичность и открывают для себя, кто они такие. Наконец, хотя группа сверстников настаивает на подчинении своим нормам, особенно в отрочестве, она дает прибежище и опору подросткам по мере их продвижения от семейной зависимости к взрослой независимости.
Некоторые молодые люди, однако, становятся полностью зависимыми от группы сверстников в том, что касается соц. поддержки и поведенческих экспектаций. Такие ориентированные на сверстников подростки (составляющие меньшинство) часто ощущают себя отверженными миром взрослых. Во мн. отношениях эта меньшая группа иллюстрирует опасения взрослых по поводу групп подростков одного возраста, ибо они часто презирают установленный порядок, совершают антисоциальные поступки и пытаются создать мир, который отвечает только их потребностям.
В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взрослостью. Так проявляется реакция эмансипации - стремление подростка вырваться из-под опеки и контроля взрослых, борьба за самостоятельность и самоутверждение как личности.
Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, помочь оценить свои способности и возможности, лучше познать себя. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение
Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Сам он больше притязает на определенные права, чем стремится к принятию на себя обязанностей. Если подросток почувствует, что от него многого ожидают, он может пытаться уклониться от выполнения обязанностей под прикрытием наиболее «доброго» взрослого. Поэтому для освоения подростком новой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослого.
Общение подростка во многом обусловливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться на прямо противоположное. Изменчивость настроений ведет к неадекватности реакций подростка. Так, реакция эмансипации, проявляющаяся к стремлении высвободиться из-под опеки старших, может принимать под влиянием момента такие крайние формы выражения, как побеги из дома.
Все вышеперечисленные специфические подростковые реакции — эмансипации, группирования, увлечения, сексуальные, могут быть как вариантами поведения в норме, так и представлять собой патологические нарушения поведения (психологические и непсихологические).
Юность – период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. в юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь идентификации, уподобления другим людям, присвоил социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др.
В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии - важнейшая проблема юности.
Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя свою судьбу: путь своего духовного развития и земного существования. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни.
В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям.
Именно в юности обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой уникальный мир от вторжения сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексии укрепить чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание.
Пройдя путь первого рождения личности и ее существования, не выходящего за пределы непосредственных связей людей, подросток, вырастая из детства и входя в период юности, обретает возможность второго рождения личности. Рефлексия выводит молодого человека за пределы его внутреннего мира, и позволяют занять позицию в этом мире. Именно в этом возрасте человек либо обращается к нравственному цинизму, либо начинает сознательно стремиться к духовному росту, к построению жизни на основе понятия традиционных и новых нравственных ориентации.
Литература для подготовки к занятию:
1. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В.Петровского, Москва, 1979.
2. Ефимкина Р. П. Детская психология. – Н.: НГУ, 1995.
3. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. – М.: Педагогика, 1991.
4. Кон И.С. Психология ранней юности. – Москва, 1989.
5. Крайг Г, Бокум Д. Психология развития – СПб.: Питер,2004.
6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 1999.
7. Немов Г.С. Психология. / т.2, Психология образования. – М., 1993.
8. Реан А.А. Психология развития человека от рождения до смерти – СПб.: Питер, 2004.
9. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект Пресс, 2001.
10. Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д.И.Фельдштейна, М.: Институт практической психологии, 1996.
11. Шаповаленко И.В. Возрастная психология – М.: Гардарики,2005. – 349с.
12. Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития. – СПб.: Питер, 2003. -