Интеллект, способности, суть способностей
Интеллект – это присущий каждому человеку уровень способности пользоваться операциями мышления. Существует два типа интеллекта - текущий и кристаллизирующий, которые имеют разный характер динамики своего развития.
Текущий тип интеллекта – это те способности, с помощью которых человек учится почему-то новому. К ним принадлежат скорость и результативность запоминания, индуктивные суждения, операция пространственного восприятия и восприятия новых связей.
Вторым типом интеллекта является кристаллизирующий интеллект, который приходит к человеку с опытом и образованием. Приобретение данной формы интеллекта связано с осведомленностью человека и теми знаниями, которые он приобрел в течение длительного времени жизни. Это способность человека устанавливать отношения, формулировать суждения, анализировать проблему и использовать усвоенную им стратегию для решения задач.
Способности - это совокупность такой психической особенности человека, которая позволяет ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности и постоянно совершенствоваться в них. Способности функционируют и развиваются только в деятельности.
Классификация способностей.
Первая группа способностей имеет биологическую основу, где выделяют:
· элементарные способности, связанные с особенностью протекания первичных познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память);
· сложные способности, связанные с особенностью такой формы психического отображения как мышление, представление, воображение.
Вторая группа базируется на социальной основе и подразделяется на:
· общие способности, которыми в той или иной степени наделены все люди. Это способность к общечеловеческим видам деятельности, общению друг с другом. Речь идет о благоприятном соединении особенностей и качества личности, которые оказываются в деятельности;
· специальные (профессиональные), что дают возможность достичь высоких результатов в определенной деятельности, избранной профессии; частичные - это способности человека в неосновном для его виде деятельности. Связующим звеном между способностями первой и второй группы является особенный вид способностей - творческие.
Талант -совокупность способностей, которые позволяют получать продукт деятельности, которая отличается оригинальностью и новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.
Гениальность -высшая степень одаренности, что позволяет человеку достичь общественно значимых (революционных) результатов.
Внутренняя картина болезни(ВКБ) как «продукт» собственной внутренней творческой активности субъекта формируется в своей более-менее развернутой форме при любом соматическом страдании – начиная от однократных эпизодов боли, дискомфорта, к грубым проявлениям соматической патологии (при тяжелых хронических заболеваниях).
Болезнь, как патологический процесс в организме двояким образом принимает участие в построении внутренней картины болезни:
1. телесные ощущения местного и общего характера приводят к возникновению сенсорного уровня отображение картины заболевания. Степень участия биологического фактора в становлении внутренней картины болезни определяется весом клинических проявлений, астении и болезненных ощущений;
2. болезнь создает для больного тяжелую психологическую ситуацию. Эта ситуация содержит в себе множество разнородных моментов: процедура и приемы счета, общение с врачами, перестройка отношений к близким и коллегам на работе.
Эти и некоторые моменты налагают отпечаток на собственную оценку болезни и формируют окончательное отношение к своему заболеванию.