Правила постановки звуков при нарушенном речевом слухе
• При нарушенном речевом слухе ребенок путает между собой зву
ки, принадлежащие к одной и той же группе, так как они похожи
между собой по звучанию и способу произношения. Поэтому ра
боту над этими звуками нужно разделить, иначе ребенок будет
постоянно пытаться произносить один звук вместо другого.
• Только после того, как у ребенка закрепится произношение одно
го звука (например, [с]),можно переходить к постановке другого
звука, из этой же группы (например [з]или [ц]).
• Звуки, относящиеся к разным группам, нужно ставить одновре
менно, это ускоряет формирование произношения.
• При работе над звуками нужно соблюдать ту же последователь
ность, что и при постановке звуков при нормальном речевом слухе.
• Звуки, которые никогда нельзя ставить одновременно:
— Звуки, принадлежащие к одной группе: свистящие, шипящие,
губно-зубные, сонорные, заднеязычные.
— Звуки из групп свистящих и шипящих.
• Звуки, которые нельзя ставить одновременно, если они произно
сятся похожим образом:
— Губно-зубные ([ф— в])со свистящими и шипящими звуками
(если они произносятся похожим образом — [ш]или [с]похож
на [ф]).
— Шипящие и заднеязычные, когда они произносятся похожим
образом ([ш]похож на [х]).
— Свистящие и [т' — д'], когда в произношении [с]похож на [т].
— Заднеязычные и [т'— д'], когда [к]заменяется на [т].
— Звук [л]и губно-зубные звуки, когда [л]напоминает [в].
— Сонорные звуки ([л], [р], [и])и заднеязычные, когда произно
шение сонорных напоминает звук [г].
— Звук [х]и губно-зубные звуки, когда [х]похож на [ф].
— Звуки [т' — д'] и [ч— щ], когда произношение [т']похоже на
М-
— Звуки [ч— щ] и заднеязычные, если звук [ч]напоминает мяг
кий звук [к'].
• Звуки, которые всегда можно ставить одновременно:
— Свистящие и заднеязычные звуки.
— Шипящие и сонорные звуки.
— Свистящие и сонорные звуки.
— Звуки [т'— д']и сонорные звуки.
— Губно-зубные и звуки [р]и [й].
— Звуки [ш— ж] и [т' — д'].
Если ребенок смягчает какие-то звуки, нужно поставить их в первую очередь.
Дополнительные правила постановки звуков
Эти правила не являются обязательными, но их желательно придерживаться для ускорения постановки звуков и для облегчения работы над ними.
• Перед началом систематической работы над звуками нужно попытаться выявить у ребенка те звуки, которые можно легко и быстро ему поставить.Для этого нужно попробовать поставить ребенку каждый из звуков (в том порядке, в каком они приводятся в практикуме по формированию произношения) каким-нибудь простым и быстрым в исполнении способом. В начале каждой главы практикума приводятся эти способы.
Может получиться так, что какие-то звуки вдруг пойдут у вашего ребенка очень легко, практически без особой работы над ними.
Вы можете начать работу над одним звуком, например над [ж], а у ребенка на каком-то этапе вдруг совершенно неожиданно выскочит другой звук, например, [р]. Этим нужно обязательно воспользоваться — довести до конца постановку случайно возникшего звука и ввести его в речь и только после этого возвратиться к тому звуку, над которым вы первоначально работали. Звук [р] считается самым сложным. Поэтому, если у ребенка уже есть французское произношение этого звука, ставить его нужно последним. Но если ребенок как-нибудь иначе произносит звук [р], попытайтесь поставить ему его как можно раньше. Это нужно сделать для того, чтобы предупредить формирование у ребенка грассирующего звука [р], который потом будет достаточно трудно исправить.
Если звук не будет получаться, отложите работу над ним, потому что звук действительно трудный. Но, если вам удастся поставить ребенку промежуточный по отношению к [р] звук (одноударный), его нужно будет закрепить и временно ввести в речь ребенка, а после постановки остальных звуков поставить ребенку уже полноценное его произношение.