Развитие методов подготовки кадров и повышения квалификации в области психотерапии в ссср
Б. Д. КАРВАСАРСКИЙ, В. А. ТАШЛЫКОВ
На современном этапе развития медицины психотерапия становится одним из элементов комплексного лечения пациентов с различными заболеваниями. Не только в психиатрической, но и. соматической практике применение эффективных лечебно-реабилитационных программ, включающих наряду с индивидуальной психотерапией социальные воздействия в групповых формах, требует от персонала лечебных учреждений значительного профессионального, социального и эмоционального опыта. В связи с этим чрезвычайно важным в системе подготовки кадров и повышения квалификации специалистов этих учреждений является формирование компетентности в применении разных форм и методов психо- и социотерапии.
Все более широкое применение психотерапии в последние десятилетия в СССР выявило недостаточность практики обучения в этой области в форме лишь стажировки и различных курсов и выдвинуло проблему организации программного образования по психотерапии.
В 1962 г. в Украинском институте усовершенствования врачей была создана кафедра психотерапии, психогигиены и психопрофилактики. Существенным вкладом этой кафедры явилась разработка и реализация программы обучения и усовершенствования специалистов по психотерапии, в том числе для санаторно-курортных учреждений [Вельвовский И. 3., 1979]. Главной целью проводимых кафедрой специализации и тематического усовершенствования является углубление знаний врачей в области общей и частной психотерапии, врачебной деонтологии, клинических проблем, основ реабилитации и профилактики. В программе подготовки используются традиционные методы обучения (лекции, семинары, практические занятия, чтение специально подобранной литературы). Большое значение придается методам гипнотерапии и релаксации (в индивидуальной и групповой формах).
В 1966 г. создается кафедра психотерапии в Цент
ральном институте усовершенствования врачей в Мос
кве. Г—циалисты кафедры руководствуются предпо-
сылк и каждый врач, независимо от специально-
сти, должен владеть современными методами психотерапии. Главной задачей подготовки является обучение психотерапии как клинической дисциплине, основанной на глубоком знании свойств личности пациента, на тщательном исследовании и анализе его жизни, болезни и ее динамики, на продуманной оценке психопатологических симптомов и «внутренней картины болезни» [Деглин В. Я., 1973]. Развитие психотерапевтического мышления позволяет врачам овладеть конкретными психотерапевтическими методами. Важное место в программе подготовки кафедры занимает курс общего усовершенствования по психотерапии и цикл специализации по наркологии в комплексе с психотерапией.
В 1982 г. была создана третья кафедра психотерапии в Ленинградском государственном институте усовершенствования врачей им. С. М. Кирова, которая осуществляет специализацию и тематическое усовершенствование по психотерапии. В последние годы были разработаны специальные программы и проводилось усовершенствование по психотерапии для интернистов — преподавателей медицинских институтов, специальные 2-месячные циклы по групповой психотерапии, детско-подростковой психотерапии и медицинской психологии для психологов с университетским образованием, работающих в учреждениях здравоохранения.
Широкому распространению психотерапии в практике здравоохранения во многом способствовали мероприятия последних лет по развитию психотерапевтического обслуживания больных. В 1985 г. Министерство здравоохранения приняло решение о включении в номенклатуру врачебных специальностей новой специальности — психотерапии, а в номенклатуру врачебных должностей — должность врача-психотерапевта. Заложены также основы единой психотерапевтической службы, отражающей основные принципы оказания лечебной помощи населению в СССР — принципы ступенчатости и преемственности — в виде следующих основных ее звеньев: психотерапевтических кабинетов в общесоматической поликлинике, психоневрологическом диспансере, учреждениях специального назначения (наркологический и логопедический профиль, женская консультация и др.), специализированных отделениях для больных неврозами, санаториях, создание «клубов бывших пацигентп » Важ-
нейшее значение приобретают психотерапевтические кабинеты поликлиник. Они создаются в общесоматических поликлиниках, обслуживающих не менее 30 тыс. взрослого населения, т. е. психотерапия становится массовой специальностью. С учетом того что в штат кабинета включается психолог (не только для психодиагностической, но и для психотерапевтической работы), повышается возможность реализации разнообразных психотерапевтических воздействий, в том числе и групповой психотерапии.
Основной формой последипломного образования врачей по психотерапии в СССР являются специализация, общее и тематическое усовершенствование на созданных в институтах усовершенствования врачей кафедрах психотерапии. Подготовка ведется с учетом трех «уровней» оказания психотерапевтической помощи населению: врачами общей практики; врачами, узкими специалистами, и психотерапевтами-профессионалами, для которых психотерапия становится их специальностью.
Подготовка врачей общей практики осуществляется на кафедрах в ходе 2-х месячных циклов с отрывом от основной работы. Содержанием цикла являются медицинская психология, изучение пограничных состояний, теория и методы психотерапии. Повышение знаний широкого круга врачей в области неврозов и пограничных с ними состояний позволит приблизиться к решению одной из наиболее актуальных лечебно-профилактических задач современного здравоохранения — своевременной диагностике пограничных состояний, оперативного направления больных к врачу-психотерапевту, лечения простых форм психогенных расстройств. Последнее потребует от каждого врача владения методиками психотерапии с широким спектром действия: так называемой «рациональной» психотерапией, аутогенной тренировкой, приемами поведенческой психотерапии и, возможно, гипнозом.
Кафедры психотерапии способствуют решению и второй задачи — тематическому усовершенствованию врачей более узких специальностей. Не меняя своей профессии (кардиолог, гинеколог, дерматолог и др.), они получают знания в области психотерапии, ее теории и методов для последующего использования в комплексном лечении применительно к своей специальности. Такая система подготовки сохраняет за врачами их клиническую профилизацию и при освоении психо-
терапевтических методов обеспечивает квалифицированное их применение в своей области.
На кафедрах психотерапии осуществляется подготовка психотерапевтов-профессионалов (из врачей различных специальностей). Основной формой здесь является 4-месячная специализация с отрывом от основной работы и последующим (один раз в несколько лет) дальнейшим тематическим усовершенствованием по отдельным разделам психотерапии (например, групповой психотерапии), а также для работы в различных областях медицины (отделениях неврозов, клиниках по лечению алкоголизма, психосоматических расстройств и др.) на тех же кафедрах психотерапии институтов усовершенствования врачей.
Повышению знаний в области психотерапии и медицинской психологии способствует также проводимое на кафедрах психотерапии тематическое усовершенствование по этим дисциплинам профессоров, доцентов и ассистентов, т. е. всего преподавательского состава кафедр внутренних болезней медицинских институтов, где проходит подготовка будущих врачей. Программа подготовки преподавателей-интернистов включает вопросы психодиагностики; клинические и психологические основы этиопатогенеза неврозов и других пограничных с ними заболеваний; теоретические основы психотерапии и ее методы; особенности применения психотерапии в различных областях медицины, прежде всего при лечении психосоматических расстройств.
Принятое в 1988 г. решение Министерства здравоохранения о начале тематического усовершенствования на кафедре психотерапии Ленинградского государственного института усовершенствования врачей им. С. М. Кирова психологов (с университетским образованием), работающих в психотерапевтических кабинетах поликлиник и других лечебно-профилактических учреждениях (в том числе в службах семьи и брака, кабинетах социально-психологической помощи, кризисных центрах и др.), с учетом активности психологов, их ориентированности не только на психодиагностическую, но и психотерапевтическую работу — приобретает особое значение для пропаганды среди широкой массы врачей роли психосоциальных факторов в патологии и лечении.
В последние годы групповая психотерапия находит в СССР все более широкое применение не только в психиатрии, но также в общей медицине. В связи
с этим значительно возросла потребность в разработке новых, видов обучения врачей и психологов по психотерапии, особенно групповым ее формам.
Инициативу в этом направлении предпринял Институт им В. М. Бехтерева, который ежегодно проводит в течение 1 мес курсы для психиатров и психологов в целях повышения их квалификации в области психотерапии и медицинской психологии. Программа курса включает изучение теоретических основ клиники неврозов и пограничных состояний, основных проблем медицинской и социальной психологии (психология отношений личности, неосознаваемая психическая деятельность, психология общения, отношение врач — пациент и др.), основных психотерапевтических методов (личностно-ориентированная или реконструктивная психотерапия в индивидуальной и групповой формах, семейная психотерапия, симптоматические методы — гипнотерапия, аутогенная тренировка и методы поведенческой психотерапии).
В системе комплексного обучения психотерапевтов период теоретической подготовки включает лекции и семинары на тему современных научных взглядов на проблемы групповой психотерапии, ее целей и задач, форм и методов, механизмов и закономерностей группового процесса. Во время занятий на семинарах обсуждаются темы, связанные с подготовкой и организацией групп, клиническими и психологическими критериями отбора пациентов, составом группы и моделью ее динамики. Кроме того, в программу цикла входит основанное на теоретических знаниях практическое ознакомление слушателей с формами групповой психотерапии. В учебных группах участники познают конкретные методы групповой психотерапии (разыгрывание ролевых ситуаций, проективный рисунок, психогимнастика и др.). Участие обучающихся в работе психотерапевтических групп в роли наблюдателя способствует как углублению знания о методе работы в группе, так и лучшему пониманию групповых закономерностей и механизмов.
Следующей формой обучения является продолжающаяся примерно 2—3 мес стажировка. Участие в работе психотерапевтических групп в роли котера-певта под контролем опытного психотерапевта и обсуждение с ним появляющихся проблем и трудностей способствует укреплению практических навыков. Взаимный анализ способов реагирования и поведения
в групповой ситуации позволяет психотерапевтам более глубоко осознать некоторые особенности собственной личности.
Обучение во время стажировки происходит также в форме регулярных занятий в условиях совместной работы с психотерапевтическим коллективом отделения неврозов и психотерапии Института им. В. М. Бехтерева. В ходе этих занятий обсуждаются практические проблемы работы и происходит обмен опытом. Благодаря участию в общих собраниях пациентов и персонала стажеры приобретают лучшее понимание социодинамических механизмов и психотерапевтических воздействий в большой группе.
Методы подготовки в области групповой психотерапии обогатились в программе циклов Института им. В. М. Бехтерева новой формой специализации групповых психотерапевтов — тренинговой группой (группа «лабораторного тренинга»). Анализ работы уже первой тренинговой группы психотерапевтов показал большую ценность этой активной формы приобретения практических навыков в психотерапевтической работе [Ташлыков В. А., 1979]. К основным целям тренинга относятся развитие восприимчивости психотерапевта к явлениям, возникающим в процессе общения с членами группы, понимания групповой динамики, умения чувствовать эмоциональный настрой членов группы и группы как целого, большей пластичности в поведении, лучшего осознания собственных чувств и поведения, а также их влияния на других людей и, кроме того, получение возможности испытания на себе различных психотерапевтических методов.
Полезность этой активной формы приобретения практических навыков в психотерапевтической работе, особенно в групповой психотерапии, говорит о выраженной потребности разработки системы тренинговых методов обучения психотерапевтов. Очень важной является разработка тренингового метода ведения психотерапевтической беседы, владения определенными навыками, влияющими непосредственно на эффективность проводимой психотерапии (это касается прежде всего способности психотерапевта к эмпатии в восприятии переживаний пациента), в укреплении навыков, которые позволяют адекватное психотерапевтическое вмешательство в определенных психотерапевтических ситуациях и т. д.
В настоящее время тематическое усовершенствова-
ние по групповой психотерапии и обучение этой форме психотерапии в основном сосредоточены на кафедре психотерапии Ленинградского государственного института усовершенствования врачей им. С. М. Кирова. Кафедра располагает двумя основными базами — отделение неврозов и психотерапии Института им. В. М. Бехтерева и отделение неврозов больницы им. И. П. Павлова.
В процессе специализации по психотерапии (продолжительностью 4 мес с отрывом от основной работы) освещаются теоретико-методологические, клинические, нейрофизиологические и психологические основы психотерапии. Слушатели, помимо групповой психотерапии, овладевают также рядом других психотерапевтических методов (AT, гипноз, методы поведенческой психотерапии). В дополнение к традиционным (таким как лекции, семинары, научно-практические конференции) используются новые методы более активного обучения, которые акцентируют внимание на развитии «чувствительности» врача к процессам взаимодействия с больным, способствуют осознанию влияния собственных установок на этот процесс, вырабатывают у врача умение конструктивно управлять этим процессом, тем самым повышая профессиональную компетентность врача. Рассмотрим эти формы.
1. Группы Балинта. Опыт применения их на
кафедре психотерапии показал, что психология отноше
ний является реальной теоретической основой для
понимания процессов в этих группах. Диапазон воп
росов, рассматриваемых в последних, может быть рас
ширен: «врач — больной», «врач — группа», «врач —
руководитель группы». Каждый участник такой группы
(до 12 человек) представляет несколько случаев из
собственной практики на эти темы. Внимание участ
ников группы сосредотачивается преимущественно на
эмоциональном отношении к больному, а не на рацио
нальной переработке этого отношения. Занятия допол
няются разыгрыванием «встреч» и некоторыми другими
приемами (всего 30 занятий).
2. Тренин го-дидактические группы, в
которых 10—12 участников функционируют в соответ
ствии с принципами психотерапевтического коллектива.
Участвуя непосредственно в группе, врачи овладевают
практически понятиями групповой динамики, осваива
ют психотерапевтические приемы, выявляют механиз
мы искажения обратной связи, учатся корригировать
их. Лабораторный тренинг ведется параллельно с лекционными и семинарскими занятиями. Его продолжительность 7 дней.
3. Интерперсональный тренинг — проводится в группах 8—10 человек. Основной его задачей является развитие практических навыков в области межличностных взаимоотношений. До последнего времени основным способом получения обратной связи в процессе такого тренинга была вербальная обратная связь, даваемая всеми участниками и руководителем тренинга. Опыт проведения занятий показал, что противоречие, которое возникает между тем, на что воздействуют (невербальное поведение), и механизмом регуляции поведения (вербальная обратная связь) может быть устранено при максимальном использовании самого действия, приемов, позволяющих в процессе этих занятий легче идентифицировать невербальное поведение и вербализовать его. Другим путем ускорения обучения, идентификации и получения обратной связи является специально разработанный анализ магнитофонных записей словесного взаимодействия (в группе, на занятии).
По мере все большей интеграции психотерапии в лечебной, психопрофилактической и психогигиенической практике возникают новые задачи в области психотерапевтического образования. На кафедре психотерапии Украинского института усовершенствования врачей проводится подготовка спортивных врачей по психотерапии, школьных врачей, врачей медико-санитарных частей промышленных предприятий. Возрастает потребность в детских и подростковых психотерапевтах. С 1986 г. на кафедре психотерапии Ленинградского государственного института усовершенствования врачей им. С. М. Кирова проводится двухмесячное тематическое усовершенствование по детско-подрост-ковой психотерапии (для педиатров, детских психиатров) .
Серьезного внимания заслуживают вопросы обучения психотерапии среднего звена — медицинских сестер. В практической работе хорошо проявили себя медицинские сестры, которым под контролем врача поручается проведение поведенческой, «двигательной» терапии, арттерапии и некоторых других психотерапевтических, обычно групповых занятий [Перекрестов И. М., 1982; Сабинина-Коробочкина Т. Т. и др., 1982]. В связи с отсутствием специальных учрежде-
ний для указанной подготовки она осуществляется (несистематически) на базе крупных научно-исследовательских и учебных центров, разрабатывающих теоретические и практические аспекты психотерапии (в Институте им. В. М. Бехтерева, на кафедре психотерапии Украинского института усовершенствования врачей и др.), а также на рабочих местах в специали-' зированных отделениях неврозов и психотерапии.
В перспективе программы специализации в области психотерапии требуют еще большей дифференциации в соответствии с конкретными потребностями врачей. В разработке комплексной системы подготовки в области психотерапии необходим синтетический подход, учитывающий реальный опыт и возрастающие потребности современной медицины в широкой сфере применения индивидуальных и групповых психо- и социо-терапевтических методов.
ГЛАВА 14