И личностные диспозиции человека
В течение 15 лет на разном экспериментальном материале мы после- довательно доказываем, что личностные структуры различного уровня влияют на то, какие цели и как ставит перед собой человек, а также модулируют специфическим образом индивидуальный профиль СР. По существу речь идет о выделении новой области психологии индивидуальных различий в СР произвольной активности человека. Традиционно устойчивые различия в поведении описываются психологами через понятия черт и типов темперамента, интеллекта, личности. Природа этих различий рассматривается, как правило, сквозь призму наследственных и средовых факторов и связывается с конституцией, физиологией и психофизиологией человека.
Исследования индивидуальных различий в осознанной СР позволяют поновому взглянуть на многие проблемы психологии индивидуальных различий. В первую очередь — это влияние субъектной активности на проявления характера и темперамента человека. Разработанная нами методология исследования позволяет теоретически и эмпирически обо- сновать следующее положение. Характер и темперамент, безусловно, задают некоторые детерминированные организмом индивидуальные особенности как поведения, так и его регуляции. В то же время собственная субъектная активность, механизмом которой является осознанная СР, влияет на проявления темперамента и характера, может раздвинуть норму реакции, позволяет существенным образом изменять продуктивные аспекты активности человека. Среди исследуемых личностных конструктов центральное место в нашем проекте занимали основные личностные диспозиции — экстраверсия и нейротизм (по Г.Ю. Айзенку), представление о которых мы стремились расширить с точки зрения типичных структур индивидуальных особенностей СР. При обследовании 856 студентов 17—21 года с применением методик EPQ Айзенка и ССПМ нами было выявлено семь различных по структуре типичных профилей СР в типологических группах экстравертов, интровертов, эмоционально стабильных и нестабильных. По существу, в типичных профилях СР отражены основные,
наиболее характерные для экстраверсии и нейротизма тенденции в самоорганизации произвольной активности, что позволяет говорить о существовании общей инвариантной регуляторной основы данных темпераментальных измерений личности. Эти данные нами подробно описаны (Моросанова, Коноз, 2000; Morossanova, 2003).
В этом же исследовании нами были показаны и основные тенденции в изменениях типичных профилей при различной степени сформированности осознанной СР. Оказалось, что при высоком развитии уровня осознанной СР у испытуемых может происходить формирование профилей с высокой развитостью и взаимосвязанностью основных звеньев, т.е. гармоничного стиля СР, позволяющего компенсировать влияние личностных особенностей и черт, препятствующих успешному достижению целей. В типичных профилях среди слабых звеньев в системе СР выделяются такие, которые в меньшей степени корректируются за счет более высокого уровня осознанной СР и являются наиболее устойчивыми стилевыми особенностями СР, представляя тем самым ограничения для формирования эффективной СР. Для экстравертов и стабильных таким звеном является планирование, для интровертов — моделирование значимых условий, а для эмоционально лабильных — оценка результатов.. В то же время нельзя закрывать глаза на тот факт, что развитие осознанной СР создает лишь потенциальные возможности более эффективного контроля агрессивности. Но если цели и намерения преступны, то высокая СР является мощным инструментом планирования и организации преступления. Проявление просоциальной агрессии необходимо предполагает осознанный контроль агрессивных побуждений. И, по-видимому, для людей с развитой СР в сочетании с высокой личностной агрессивностью более характерно просоциальное агрессивное поведение, которое они реализуют в профессиях, где агрессивность является профессионально важным качеством. В другом нашем исследовании (Моросанова, Аронова, 2007) изучалась регулирующая роль личностной направленности и самосознания. Для диагностики профилей СР и компонентов самосознания применялись следующие методики: методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубновой; методика Т.В. Корниловой «Список личностных предпочтений»; САМОАЛ — тест для оценки уровня самоактуализации личности (Н.Ф. Калина); компьютерная версия методики исследования жизненных планов «LifeLine» (Кроник, Пажитнов, 1992); тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев); опросник ССПМ (В.И. Моросанова).
Существуют элементы самосознания, способствующие и препятствующие развитию осознанной СР. Такие содержания самосознания, как стойкость в достижении цели, ориентация на настоящее, позитивное самоотношение и стремление к самоактуализации, способствуют развитию процесса СР в целом, а чувство вины препятствует этому развитию. Наши исследования показали, что развитие осознанной СР «ведет за собой» развитие самосознания. Высокому уровню осознанной СР сопутствует развитие позитивных характеристик самосознания (высокое самоуважение, уверенность в своей жизненной перспективе, высокая потребность в познании, настойчивость в достижении цели, стремление к лидерству и самоактуализации), а также общей интегрированности самосознания.
Представления о личностных и регуляторных индивидуально-
типических особенностях старшеклассников открывают путь к построению развивающих программ, включающих целенаправленное развитие навыков СР, а также осознание и изменение образа себя и желаемого будущего (Моросанова, Плахотникова, 2003).
Заключение.Обобщая исследования личностных аспектов индивидуальных особенностей саморегуляции, отметим следующее. Активность субъекта по выдвижению и достижению цели опосредствуется целостной системой индивидуальной регуляции, которая по существу является средством, связывающим и интегрирующим динамические и содержательные аспекты личности, осознанные и бессознательные ее структуры для выдвижения и достижения целей. С нашей точки зрения, следует разводить индивидуальные особенности саморегуляции, детерминированные преимущественно конституциональными особенностями человека, и собственно субъектно-личностную саморегуляцию,связанную со степенью субъектной активности и со способностью к самоизменению и до известной степени преодолению ограничений природной организации. В этом случае на первый план в качестве детерминант выступают не столько динамические, темпераментальные, сколько содержательные аспекты личности субъекта — направленность и самосознание, в том числе потребностно-мотивационная сфера. Ее структура формируется в процессе жизнедеятельности, актуализируется при решении конкретной задачи в зависимости от ее личностной значимости и может модулировать развитие и особенности индивидуальной саморегуляции. По существу, развитие индивидуальности как субъекта — это развитие целостной системы саморегуляции, а точнее, ее проекций на все более высокие уровни индивидуальности человека с использованием все более широкого спектра психологических ресурсов индивидуальности.
Список литературы:
1. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. № 1.С. 5-12.
2. Краткий психологический словарь. Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
3. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
4. Моросанова В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. - 2002, № 6.
5. Моросанова В.И. Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007.
6. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. 2000. №2. С. 118-127.
7. Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения // Журнал практической психологии и самоанализа, изд–во:"Когито-Центр"- 2004, №2.
8. Моросанова В.И., Сагиев P.P. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 134-140
9. Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. М.: Изд-во "Академический проект", 2000.
10. Субьект и личность в психологии саморегуляции / Под ред. В.И. Моросановой – М. – Ставрополь: Изд-во ПИ РАО, Сев КавГТУ, 2007.
15.Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал, 1984, т.5, №3. С. 152—162.
16.Гозман Л.Я., Кроз М.В. Измерение уровня самоактуализации личности
// Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.С. Социально-психологические
методы исследования супружеских отношений. — М., 1987. С. 91—114.
17.Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная
структура теста смысложизненных ориентаций // Психологический журнал, 1993, т. 14, №1. С. 150—155.
18.Муздыбаев К. Удовлетворенность жизнью, ощущение счастья, переживание смысла собственного бытия // Рабочий класс СССР на рубеже 80-х годов. М., 1981. С. 181—198.
19.Пантилеев С.Р., Столин В.В. Методика исследования самоотношения
// Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические
методики. М., 1989. — С. 166—172.
20.Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
21.Моросанова В.И. Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007
22.Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.,
1980.
23.Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека(структурно-функциональный аспект) // Вопр. психологии. 1995. № 1. С. 5—12.
24.Кроник А.А., Пажитнов А.Л. Психологическая программа LifeLine 2.0: биографические тесты и медитации. Руководство. М., 1992. С. 27.
Личностные и когнитивные аспекты саморегуляции деятельности человека /
Под ред. В.И. Моросановой. М., 2006.
25.Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Психол. журн. 1995. Т. 16. № 4. С. 26—36.
26.Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М., 1998.
27.Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психол. журн. 2002. Т. 23. № 6. С. 5—17.
28.Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): Руководство. М., 2004.
29.Моросанова В.И., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. М.,2007.
30.Моросанова В.И., Гаралева М.Д. Индивидуальные особенности саморегуляции агрессивного поведения // Вопр. психологии. 2009. № 3. С. 44—55.
31.Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека //Вопр. психологии. 2000. № 2. С. 118—127.
32.Моросанова В.И., Плахотникова И.В. Развитие личностной саморегуляции.М., 2003.
33.Моросанова В.И., Сагиев P.P. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов // Вопр. психологии. 1994. № 5. С. 134—140.
34.Субъект и личность в психологии саморегуляции / Под ред. В.И. Моросановой.М.; Ставрополь, 2007.
35.Morossanova V.I. Extraversion and neiroticism: The typical profiles of Self-regula -tion // Europ. Psychologist. 2003. Vol. 4. P. 279—288.
36.Абульханова К.А. С.Л. Рубинштейн- ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке / Под ред.А.В. Брушлинского, 37.М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. М.: Изд-во "Академический проект", 2000. С. 11-26.
38. Акмеологический словарь / Под общ. ред. А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2004. 39. Карпенко Л.А., Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998.
40.Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности.– М,1980.
41. Конопкин О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения // Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности. М., 1989.
42. Конопкин О.А., Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности // Вопр. психол. 1989. №5. С. 18.
43. Круглова Н.В. Особенности саморегуляции учебной деятельности в подростковом возрасте // Психол. журн. 1994. №1.
44. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
45. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
46. Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции личности // Вопр. психол. 1991. №1. С. 121.
47. Осницкий А.К. Диагностика самостоятельности учащихся в школе и СПТУ (методическое пособие для практических психологов). Иваново, 1991.
48. Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. Ростов-на-Дону, 1993.
49. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
50. Сипачев Н.О. Особенности развития анализа условий программирования и коррекций в процессах произвольной саморегуляции у младших школьников // Особенности произвольной регуляции деятельности в школьном возрасте. Деп. в ОЦНИ «Школа и педагогика». 13693 от 27.09.93.
51. Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования): Автореф. докт. дис. М., 1994.
52. Смирнова Е.О. Условия и предпосылки развития произвольного поведения в раннем и дошкольном детстве: Докт. дис. М., 1992.
53. Сосновский Б.А. Мотив и смысл. М., 1993.
54. Сосновский Б.А. (ред.) Психология человека в условиях социальной нестабильности. М., 1994.
55. Тихомиров O.K. Понятия и принципы общей психологии. М., 1992.
56. Украинцев Б.С. Самоуправляемые системы и причинность. М., 1972.