Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и их учебно-методическое
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Текущий контроль
Результаты освоения учебной дисциплины (модуля) оцениваются следующими средствами текущего контроля успеваемости:
1. Защита рефератов.
2. Индивидуальный опрос.
3. Самоконтроль.
4. Тестирование.
5. Собеседование.
Методическое обеспечение текущего контроля:
1. Индивидуальный опрос и собеседование проводится на семинарских (практических) занятиях по вопросам к каждой теме. Перечень вопросов приведен в методических указаниях к практическим занятиям (в тематике семинарских занятий).
2. Самоконтроль осуществляется по вопросам, перечисленным в разрезе тем в методических указаниях и заданиях по самостоятельной работе и путем решения тестовых заданий для самоконтроля.
Методические указания к практическим занятиям (тематика семинарских занятий), методические указаниях и задания по самостоятельной работе, методические указаниях и задания к контрольной работе для студентов размещены на Портале электронных образовательных ресурсов по дисциплине «Религиоведение» в разделе «Ресурсы».
Тестовые задания для самоконтроля и текущего контроля размещены на Портале электронных образовательных ресурсов по дисциплине «Религиоведение» в разделе «Тесты и экзамены».
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в форме зачета.
Вопросы (задания) к зачету размещены на Портале электронных образовательных ресурсов по дисциплине «Религиоведение» в разделе «Ресурсы».
Использование балльно-рейтинговой системы для текущего контроля и промежуточной аттестации
Для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации используется балльно-рейтинговая система в соответствии с «Положением об академическом рейтинге».
Текущий рейтинг по дисциплине «Религиоведение» определяется с учетом посещаемости, участия студентов в аудиторной и самостоятельной работе, выполнении контрольных точек, а также внеаудиторной работе (участие в конференциях, олимпиадах, конкурсах и др.)
Требования, критерии оценки для расчета текущего рейтинга по дисциплине размещены на Портале электронных образовательных ресурсов в разделе «Ресурсы».
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Основные концепции религии
План
1. Цели, задачи и функции религиоведения. Принципы и методы религиоведения как науки.
2. Этимологические значения термина «религия». Многообразие трактовок религии.
3. Ветхозаветная трактовка. Мифологическая школа в религиоведении.
4. Антропологическая школа. «Священное» Р. Отто.
5. Аксиологическая концепция религии. Марксизм о религии.
6. Биопсихологическая трактовки религии.
Тема 2. Феноменология религии
План
1. Социологический подход к религии Э. Дюркгейма.
2. «Многообразие религиозного опыта» В.Джемса.
3. Психоаналитическая трактовка религии: З.Фрейд, Э.Фромм, К.Г.Юнг.
4. А.Г. Маслоу: религия «пикового опыта».
Литература
1. Лебедев В.Ю. Религиоведение: учеб. для студентов вузов. – М.: Юрайт. 2011.
2. Религиоведение: учеб. пособие для студентов вузов. / под. ред. М.М. Шахнович. – СПб.: Питер, 2011.
3. Рогалевич Н. Религиоведение. Экспресс-курс учебное пособие. – Минск: Новое знание, 2007.
4. Писманник М.Г. Лекции по религиоведению : учеб. пособие. – Пермь. 2006.
5. Классики религиоведения: Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. М.: АспектПресс, 1996.
6. Попова М.А. Фрейдизм и религия. М., 1985.
7. Религиоведение. Хрестоматия / Сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. М., 2000.
8. Религиоведение. Энциклопедический словарь / Под ред. Е. С. Элбакян и др. М., Академический Проект, 2006. (Статьи «Религиоведение», «Мюллер Ф. М.» и др.).
9. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.
10. Энциклопедия религий / Под ред. Е. С. Элбакян и др. М., Академический Проект, 2008.
11. Яблоков И.Н. Религиоведение: Учеб. словарь-минимум по религиоведению. – М.,1998.
12. Яблоков И. Н. Философия религии. М., РАГС, 2008.
Тема 3. Проблема веры
План
1. Концепции и этапы актуализации веры. Проблема веры.
2. Вера – как утверждение Бога. Эмоциональное содержание веры.
3. Вера в качестве установки («привычки»).
4. Авторитарная вера.
5. Рациональная (научная) вера.
6. Концепция априорной, трансцендентальной веры. Вера как парадокс и абсурд.
Литература
1. Омельчук Р.К. На пути к онтологии веры: монография. - Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010.
2. Религиоведение: учеб. пособие для студентов вузов. / под. ред. М.М. Шахнович. – СПб.: Питер, 2011.
3. Бердяев Н.А. О назначении человека. М. 1985.
4. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994.
5. Букин В.Р., Ерунов Б.А. На грани веры и неверия. Л., 1974.
6. Вениамин, митрополит (Федченков). О вере, неверии и сомнении. СПб., 1992.
7. Кураев А. О вере и знании – без антиномий. //Вопросы философии, 1992. № 7.
8. Пивоваров Д.В. Вера и знание в религии и науке. Екатеринбург, 1994.
9. Романов А.В. Саарон, или О вере: Онтология веры – феноменология Голгофы. Екатеринбург, 1994.
10. Романов А.В. Вера, религиозность, культ (психологический аспект). – Екатеринбург, 1999.
11. Романов А.В. Феноменология веры. Учебно-методическое пособие. - Екатеринбург, 2011.
12. Романов А.В. Вера и религиозность (монография) - Екатеринбург, 2004.