Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины
По окончании изучения курса студент должен:
Знать:
· основные психические функции и их физиологические механизмы;
· закономерности формирования и развития основных познавательных процессов человека;
· механизмы формирования и развития личности, роль биологических и социальных факторов в формировании темперамента, характера, способностей;
· значений эмоций, воли и мотивации в организации поведения и деятельности человека;
· основные методы психологического исследования индивидуально-психологических особенностей человека и межличностных отношений;
· способы произвольной регуляции психической активности, поведения и деятельности человека;
· приемы саморазвития и стимулирование потребности личности в самоанализе и самовоспитании.
Уметь:
· применять стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;
· использовать методы диагностики индивидуально-психологических особенностей личности (ее темперамента, характера, способностей, особенностей ее мотивационной сферы и т.д.);
· применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях с целью диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов;
· осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики;
· выявлять интересы, трудности, проблемы, конфликтные ситуации и отклонения в поведении учащихся;
· использовать полученные знания для повышения эффективности своей профессиональной деятельности.
Владеть:
· стандартными методами и методиками, позволяющими решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;
· методами диагностики индивидуально-психологических особенностей личности (ее темперамента, характера, способностей, особенностей ее мотивационной, когнитивно-познавательной сферы и т.д.);
· качественными и количественными методами диагностики развития, общения, деятельности личности;
· навыками сбора и первичной обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики;
· методами исследования интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении и развитии детей и взрослых;
· методами интроспекции и интерпретации собственного психического состояния;
· простейшими приемами психической саморегуляции;
· навыками эффективного взаимодействия с партнерами с учетом их индивидуально-психологических особенностей.
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Виды учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий | Объем часов/ зачетн. единиц | Форма обучения | ||
очная | Заочная с полным сроком обучения | Заочная с сокращенным сроком обучения | ||
1. Общая трудоемкость дисциплины | 108/3 | 108/3 | 108/3 | 108/3 |
2. Аудиторные занятия: | ||||
2.1. Лекции | - | - | _ | |
2.2. Практические (семинарские) занятия | ||||
2.3. Лабораторные работы | – | – | – | |
2.4. Контрольные работы | – | |||
2.5. Курсовой проект (работа) | – | – | – | |
2.6. Другие формы и методы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями современных производственных и образовательных технологий: лекция с проблемным изложением, мозговой штурм, дискуссия, решение ситуационных задач, работа в малых группах, использование средств мультимедиа | – | – | – | |
3. Самостоятельная работа студента: | ||||
3.1. Курсовой проект (работа) | – | – | – | |
3.2. Контрольная работа | – | – | – | |
Окончание таблицы 1 | ||||
3.3. Другие виды самостоятельной работы (реферирование, подготовка научного сообщения, электронных презентаций, проектная деятельность, ситуативное моделирование и др.) | – | – | – | |
4. График изучения дисциплины | ||||
4.1. Курс | ||||
4.2. Семестр | ||||
4.3. Экзамен (семестр) | - | - | - | |
4.4. Зачет (семестр) | 2 | |||
4.5. Курсовой проект (работа) (семестр) | – | – | – | |
4.6. Контрольная работа (семестр) | – |
Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | |||||
1. | Раздел 1. Введение в общую и экспериментальную психологию 1.1. Система методов психологии. | 1,2, | Еженед. | Творческие задания: 1,2 Контрольная работа: 2 | ||||
2. | Раздел 2. Познавательные процессы 2.1. Ощущения и восприятие. Память. Внимание. | 3,4, | Еженед. | Творческие задания: 3,4 Отчет по апробации методик:4 | ||||
Продолжение таблицы 2 | ||||||||
2.2. Мышление и воображение | 5,6 | Еженед. | Творческие задания: 5,6 Отчет по апробации методик: 6 | |||||
2.3. Речь. Вербальные способности. | Еженед. | Творческие задания: 7 Отчет по апробации методик: 7 Коллоквиум 7. | ||||||
5. | Раздел 3. Психология личности 3.1. Типологические особенности личности. | 8,9 | Еженед. | Творческие задания: 8,9 Отчет по апробации методик: 9 | ||||
6. | 3.2. Личностные качества и черты характера | 10,11,12 | Еженед. | Творческие задания: 10,11,12 Отчет по апробации методик: 12 | ||||
7. | 3.4. Эмоционально-волевая сфера личности | 15,16 | Еженед. | Творческие задания: 15,16 Отчет по апробации методик:16 | ||||
8. | 3.5. Диагностика мотивационной сферы | 17,18 | Еженед. | Творческие задания: 17,18 Отчет по апробации методик:18 | ||||
9. | 3.6. Психологическое исследование межличностных отношений | 19,20 | Еженед. | Творческие задания: 19,20 Отчет по апробации методик: 20 Тестирование: 20 | ||||
Итого за 2 семестр | Зачет | |||||||
Содержание разделов (тем) дисциплин
Раздел I. Введение в общую и экспериментальную психологию
Тема 1.1. Система методов психологии.Эмпирические методы психологического исследования. Наблюдение: его виды и этапы проведения. Эксперимент: естественный, лабораторный. Достоинства, недостатки и возможности разных видов эксперимента. Психолого-педагогический эксперимент и его функции. Этапы проведения психолого-педагогического эксперимента: констатирующий, формирующий, контрольный. Метод опроса, особенности достоинства и недостатки устного и письменного опроса. Тестирование. Социометрический метод и др.