Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины

По окончании изучения курса студент должен:

Знать:

· основные психические функции и их физиологические механизмы;

· закономерности формирования и развития основных познавательных процессов человека;

· механизмы формирования и развития личности, роль биологических и социальных факторов в формировании темперамента, характера, способностей;

· значений эмоций, воли и мотивации в организации поведения и деятельности человека;

· основные методы психологического исследования индивидуально-психологических особенностей человека и межличностных отношений;

· способы произвольной регуляции психической активности, поведения и деятельности человека;

· приемы саморазвития и стимулирование потребности личности в самоанализе и самовоспитании.

Уметь:

· применять стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;

· использовать методы диагностики индивидуально-психологических особенностей личности (ее темперамента, характера, способностей, особенностей ее мотивационной сферы и т.д.);

· применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях с целью диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов;

· осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики;

· выявлять интересы, трудности, проблемы, конфликтные ситуации и отклонения в поведении учащихся;

· использовать полученные знания для повышения эффективности своей профессиональной деятельности.

Владеть:

· стандартными методами и методиками, позволяющими решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;

· методами диагностики индивидуально-психологических особенностей личности (ее темперамента, характера, способностей, особенностей ее мотивационной, когнитивно-познавательной сферы и т.д.);

· качественными и количественными методами диагностики развития, общения, деятельности личности;

· навыками сбора и первичной обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики;

· методами исследования интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении и развитии детей и взрослых;

· методами интроспекции и интерпретации собственного психического состояния;

· простейшими приемами психической саморегуляции;

· навыками эффективного взаимодействия с партнерами с учетом их индивидуально-психологических особенностей.

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Виды учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий Объем часов/ зачетн. единиц Форма обучения
очная Заочная с полным сроком обучения Заочная с сокращенным сроком обучения
1. Общая трудоемкость дисциплины 108/3 108/3 108/3 108/3
2. Аудиторные занятия:  
2.1. Лекции   - - _
2.2. Практические (семинарские) занятия  
2.3. Лабораторные работы  
2.4. Контрольные работы  
2.5. Курсовой проект (работа)  
2.6. Другие формы и методы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями современных производственных и образовательных технологий: лекция с проблемным изложением, мозговой штурм, дискуссия, решение ситуационных задач, работа в малых группах, использование средств мультимедиа  
3. Самостоятельная работа студента:  
3.1. Курсовой проект (работа)  
3.2. Контрольная работа  
Окончание таблицы 1
3.3. Другие виды самостоятельной работы (реферирование, подготовка научного сообщения, электронных презентаций, проектная деятельность, ситуативное моделирование и др.)  
4. График изучения дисциплины      
4.1. Курс  
4.2. Семестр  
4.3. Экзамен (семестр)   - - -
4.4. Зачет (семестр)   2
4.5. Курсовой проект (работа) (семестр)  
4.6. Контрольная работа (семестр)

Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Раздел 1. Введение в общую и экспериментальную психологию 1.1. Система методов психологии.   1,2,   Еженед. Творческие задания: 1,2 Контрольная работа: 2  
2. Раздел 2. Познавательные процессы 2.1. Ощущения и восприятие. Память. Внимание.     3,4,   Еженед. Творческие задания: 3,4 Отчет по апробации методик:4    
Продолжение таблицы 2
2.2. Мышление и воображение 5,6   Еженед. Творческие задания: 5,6 Отчет по апробации методик: 6
2.3. Речь. Вербальные способности.   Еженед. Творческие задания: 7 Отчет по апробации методик: 7 Коллоквиум 7.
5. Раздел 3. Психология личности 3.1. Типологические особенности личности. 8,9   Еженед. Творческие задания: 8,9 Отчет по апробации методик: 9    
6. 3.2. Личностные качества и черты характера 10,11,12   Еженед. Творческие задания: 10,11,12 Отчет по апробации методик: 12  
7. 3.4. Эмоционально-волевая сфера личности 15,16   Еженед. Творческие задания: 15,16 Отчет по апробации методик:16  
8. 3.5. Диагностика мотивационной сферы 17,18   Еженед. Творческие задания: 17,18 Отчет по апробации методик:18
9. 3.6. Психологическое исследование межличностных отношений 19,20   Еженед. Творческие задания: 19,20 Отчет по апробации методик: 20 Тестирование: 20  
Итого за 2 семестр     Зачет
 

Содержание разделов (тем) дисциплин

Раздел I. Введение в общую и экспериментальную психологию

Тема 1.1. Система методов психологии.Эмпирические методы психологического исследования. Наблюдение: его виды и этапы проведения. Эксперимент: естественный, лабораторный. Достоинства, недостатки и возможности разных видов эксперимента. Психолого-педагогический эксперимент и его функции. Этапы проведения психолого-педагогического эксперимента: констатирующий, формирующий, контрольный. Метод опроса, особенности достоинства и недостатки устного и письменного опроса. Тестирование. Социометрический метод и др.

Наши рекомендации