Программа психологической коррекционно-развивающей работы. Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития
Ростов-на-Дону
Введение
Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований.
Основными признаками синдрома Аспергера являются:
- недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
- отгороженность от внешнего мира;
- слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада);
- неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы.Нередко таких детей считают агрессивными;
- недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
- приверженность к сохранению неизменности окружающего;
- неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
- однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
Теоретический обзор
Синдром Аспергера получил свое название от имени венского психиатра Ганса Аспергера. В 1944 году в Германии Аспергер опубликовал доклад, описывающий целостную модель способностей и поведения, наблюдавшегося в первую очередь у мальчиков. В начале 1980-х работа Аспергера была переведена на английский язык и получила международное признание в своей области.
В 1990-х годах специфические диагностические критерии синдрома Аспергера были включены в Диагностическое руководство Американской психиатрической ассоциации и в Статистическое руководство по психическим заболеваниям в 4-м издании (DSM-IV, 1994), а также в 10-е издание Международной классификации болезней (МКБ10) (3), (15). В целом диагностические критерии DSM-IV и МКБ10 базируются на следующих чертах:
• Нарушение социального взаимодействия
• Нарушение социальной коммуникации
• Нарушение социального воображения, гибкости мышления и игры, основанной на воображении
• Отсутствие заметной задержки в когнитивном развитии
• Как правило, отсутствие задержки в речевом развитии (в Висконсине ребенок может также иметь нарушение в развитии языка и речи согласно с диагностическими критериями этого штата).
Недавними исследованиями установлена распространенность синдрома Аспергера как примерно 1:300, соотношение мальчиков и девочек – 10:1 (6). Дети с клиническим (медицинским) диагнозом "синдром Аспергера", которые были определены в школах как "дети с ограниченными возможностями", как правило, выявляются сотрудниками, выполняющими индивидуальные образовательные программы (IEP) и проводящими оценку нарушений в таких областях, как аутизм, речевые / языковые и другие нарушения здоровья. В зависимости от индивидуальных характеристик ребенка другие отклонения, перечисленные в законе штата как показания для специального образования, также учитываются и принимаются во внимание. По этой ссылке можно получить дополнительную информацию по данным вопросам в Департаменте народного просвещения штата Висконсин.
Основные черты, наблюдаемые у детей с синдромом Аспергера, те же, что и у детей, имеющих клинический диагноз "аутизм", и описываются как "высокофункциональный аутизм". В остальной части этой статьи, посвященной образовательным целям, внимание сконцентрировано на детях с синдромом Аспергера, диагностированных работниками индивидуальной образовательной программы (IEP) как дети с инвалидностью (ограниченными возможностями). Значительная часть этой информации применима также для работы с детьми, имеющими аутизм или “высокофункциональный аутизм”.
Детям с синдромом Аспергера очень нелегко влиться в коллектив. В школе около 94% таких детей становятся жертвами насмешек и злых шуток.
Психологи считают, что если родители не будут реагировать на насмешки и травлю в школе над таким ребенком, это может привести к неприятным последствиям и ухудшению состояния ребенка. Есть мнение, что подобного рода насмешки формируют и закаливают характер ребенка, но на самом деле все не так. Специалисты утверждают, что даже самые эмоционально стойкие дети помнят плохое отношение сверстников спустя много лет. Что же касается ребят с синдромом Аспергера и другими психическими заболеваниями - последствия могут быть намного хуже, вплоть до суицида.
Дети с аутистическими расстройствами, зацикливаются на обидах и неприятных эпизодах своей жизни. Они снова и снова проигрывают ситуацию, каждый раз переживая ее заново. Так, даже один неприятный эпизод из жизни может негативно повлиять на самооценку крохи с синдромом Аспергера и вызвать депрессию. Страшно представить последствия после каждодневных издевательств, которым подвергнут такой ребенок.
Люди, у которых диагностируют синдром Аспергера, в любой ситуации фокусируются только на негативных и неприятных моментах и событиях. В результате чего они чувствуют себя беспомощно и тревожно. Такая тревога забирает у ребят много времени и энергии, которую они могли бы потратить на решение социальных и академических задач. Допущенные социальные ошибки или неправильный ответ на уроке в школе может сделать ребенка с синдромом Аспергера жертвой издевательств и насмешек.
У детей с синдромом Аспергера мало друзей среди сверстников, часто их друзьями становятся только близкие люди. Это может стать еще одной причиной для насмешек и злых шуток. Также у таких детей бывают проблемы с личной гигиеной, что приводит к очередным насмешкам и унижениям. Они не могут защитить себя из-за моторной неуклюжести и проблем с балансом.
Синдром Аспергера является одной из форм аутизма, которая представляет собой пожизненную дисфункцию, сказывающуюся на том, как человек воспринимает мир, обрабатывает информацию и относится к другим людям. Аутизм часто описывается как "спектр расстройств", поскольку это состояние затрагивает людей по-разному и в различной степени.
Синдром Аспергера является в основном скрытой "скрытой дисфункцией". Это означает, что нельзя по внешнему виду определить наличие у кого-либо синдрома Аспергера. Люди с данным расстройством испытывают трудности в трех основных областях. К ним относятся:
-социальная коммуникация
-социальное взаимодействие
-социальное воображение
Когда мы встречаем людей, мы, как правило, можем сформировать свое мнение о них. По их выражению лица, тону голоса и языка тела мы можем сказать, счастливы ли они, сердиты или печальны, и реагируем соответствующим образом.
Людям с синдромом Аспергера труднее интерпретировать знаки, такие как интонация, мимика, жесты, которые большинство людей воспринимают как должное. Это означает, что им сложнее общаться и взаимодействовать с другими людьми, что может привести их к сильной тревоге, беспокойству и растерянности.
Хотя есть некоторые сходства с классическим аутизмом, в отличие от него у людей с синдромом Аспергера менее выражены проблемы с речью, и часто они имеют средний или выше среднего интеллект. У них обычно нет сопутствующей неспособности к обучению, связанной с аутизмом, но они все же могут иметь некоторые затруднения в обучении. К ним может относиться дислексия, апраксия (диспраксия), или другие расстройства, такие как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и эпилепсия.
При правильной поддержке и стимулировании люди с синдромом Аспергера могут вести полную и независимую жизнь.
Три основные трудности
Характерные черты синдрома Аспергера варьируются от одного лица к другому, но, как правило, подразделяются на три основные группы.
Трудности с социальной коммуникацией
Людям с синдромом Аспергера иногда трудно выражать себя эмоционально и социально. Например:
-они испытывают трудности в понимании жестов, выражения лица или тона голоса
-им трудно определять, когда следует начинать или завершать разговор, а также выбирать тему для разговора
-они используют сложные слова и фразы, но не понимают в полной мере, что они означают
-они могут быть очень буквальными, и ум трудно понимать шутки, анекдоты, метафоры и сарказм.
Чтобы помочь человеку с синдромом Аспергера лучше понять вас, постарайтесь быть четкими и лаконичными.
Трудности с социальным взаимодействием
Многие люди с синдромом Аспергера хотят быть общительными, но сталкиваются с трудностями в инициировании и поддержании социальных взаимоотношений, которые могут вызвать у них сильную тревогу и волнение.
Трудности с социальным воображением
Люди с синдромом Аспергера могут обладать богатым воображением в обычном понимании этого слова. Например, многие из них становятся писателями, художниками и музыкантами. Но у людей с синдромом Аспергера могут быть трудности с социальным воображением. Например:
-трудности в представлении альтернативных результатов ситуаций и предсказывании, что в дальнейшем может произойти
-трудности в понимании и представлении точки зрения других людей
-трудности в интерпретации мыслей, чувств и действий других людей. Едва заметные послания, которые передаются через мимику и язык тела, часто оказываются упущенными
-наличие ограниченной творческой деятельности, которая может быть строго последовательной и повторяющейся
Некоторые дети с синдромом Аспергера могут испытывать трудности в играх, в которых нужно притворяться, изображать из себя кого-либо. Они могут предпочитать занятия, основанные на логике и системности, такие как математика.
Любовь к определенному порядку
Пытаясь сделать мир менее беспорядочным и запутанным, люди с синдром Аспергера могут устанавливать правила и распорядки, на которых они настаивают. Маленькие дети, например, могут настаивать на том, чтобы всегда ходить по одной и той же дороге в школу. В классе их приводит в расстройство внезапное изменение в расписании. Люди с синдромом Аспергера часто предпочитают выстраивать свой распорядок дня в соответствии с определенным шаблоном. Например, если они работают в определенные часы, неожиданные задержки на работу или с работы могут привести их к тревоге, волнению или расстройству.
Особая увлеченность
Люди с синдромом Аспергера могут проявлять сильный, иногда одержимый, интерес к хобби или коллекционированию. Иногда эти интересы сохраняются на протяжении всей жизни, в других случаях, один интерес сменяется несвязанным интересом. Например, человек с синдромом Аспергера может сосредоточиться на изучении всего, что нужно знать о поездах или компьютерах. Некоторые из них обладают исключительными знаниями в выбранной ими области деятельности. При наличии стимула интересы и навыки могут быть так развиты, что люди с синдромом Аспергера могут учиться или работать в кругу своих любимых дел.
Сенсорные трудности
У людей с синдромом Аспергера могут быть сенсорные трудности. Они могут проявляться в одном или во всех видах ощущений (зрение, слух, обоняние, осязание или вкус). Степень трудности варьируется от одного человека к другому. Чаще всего чувства человека либо усилены (сверхчувствительны) либо слаборазвиты (малочувствительны). Например, яркий свет, громкие звуки, непреодолимые запахи, специфическая структура пищи и поверхность определенных материалов могут быть причиной тревоги и боли для людей с синдромом Аспергера.
Людям с сенсорной чувствительностью также труднее использовать систему восприятия своего тела в окружающей обстановке. Эта система сообщает нам, где находятся наши тела. Таким образом, тем, у кого ослаблено восприятие тела, сложнее перемещаться между комнатами, избегать препятствия, стоять на соответствующем расстоянии от других людей и выполнять задачи, связанные с тонкой моторикой, такие как завязывание шнурков. Некоторые люди с синдромом Аспергера могут раскачиваться или кружиться, чтобы удерживать равновесие или чтобы лучше справится со стрессом.
Практическая часть
Оскар Шелл (Жутко громко и запредельно близко/ С. Долдри, США 2011) мальчик 9 лет, пережил потерю отца в катастрофе.
Мальчик 9 лет, Оскар Шелл, страдает синдромом Аспергера. Мальчик Оскар Шелл был очень близок со своим отцом, который постоянно выдумывал для него разные задания и экспедиции. Одна из них так и не закончилась, когда 11 сентября произошёл теракт в Нью-Йорке. Отец Оскара находился в одной из башен, и ему не удалось спастись. В тот день, 9 сентября 2001 года, класс Оскара пораньше отпустили домой из-за ужасающих событий, потрясших страну. Когда мальчик добирается домой, на автоответчике он обнаруживает 5 пришедших сообщений от своего отца Томаса, который находится на деловой встрече во Всемирном торговом центре. Телефон звонит в шестой раз, но напуганный Оскар не может заставить себя ответить. Автоответчик записывает шестое сообщение, которое прекращается в момент падения второй башни. Оскар понимает, что его отец погиб. Чтобы лишний раз не расстраивать мать, он заменяет старый автоответчик на только что купленный. Год спустя Оскар случайно находит в вещах отца ключ и решает во чтобы то ни стало найти замок, который этим ключом открывается. Одна незадача - из подсказок есть лишь одно слово - “Блэк”, написанное на конверте, в котором лежал ключ
В газетной вырезке отца Оскар случайно находит обведённый маркером телефонный номер Эбби Блэк, ранее уже познакомившейся с мальчиком. Вместе они едут к бывшему мужу Эбби, Уильяму, возможно, что-то знающему о ключе. Тот рассказывает, что уже больше года ищет этот самый ключ. Дело в том, что его умерший отец оставил его ему в синей вазе, которую Уильям продал на распродаже отцу Оскара..
У ребенка наблюдаются трудности социализации, узконаправленные, но интенсивные интересы. Достаточно нечувствителен к эмоциям и чувствам окружающих. Сверстники воспринимают его эгоцентричным, черствым, эмоционально холодным, бестактным. Лучшим другом для него стал дедушка.
Очень увлечен некоторыми областями знаний, любит разгадывать загадки любой сложности (отец придумал для него игру, которая состояла из ряда загадок решая одну переходят к другой). Потеря отца стала не выносимой для него и ребенок начал переходить в мир воображения. Стал самостоятельно придумывать загадки и разгадывать их. Уделял чрезмерное внимание деталям, концентрировался на мелочах, постоянно пребывал в мире своих фантазий.
Часто довольно долго и подробно рассказывал об интересующем предмете, не отслеживая при этом реакцию собеседника. Оскару сложно начинать разговор и поддерживать беседу, если он не заинтересован в ней.
У ребенка наблюдается повышенная чувствительность к различным визуальным, звуковым, тактильным стимулам (яркому свету, звуку капающей воды, уличному шуму, прикосновениям к телу, к голове и др.). Всегда отличался стереотипностью поведения, проводил и соблюдал определенные ритуалы в распорядке дня.
Также наблюдалось большое количество навязчивых страхов (метро, качели, мосты).
Мальчик потерял отца в катастрофе. Долго переживал эту потерю, но семья помогла ему справиться. Большую роль сыграл дедушка, который сопровождал ребенка в путешествиях. Также мама предупреждала людей, что бы они максимально дружелюбно встретили ребенка и не повредили его психику еще больше.
На данном этапе требуется коррекционно-развивающая работа в области социальных отношений, так как ребенок скоро вступить в подростничество.
Диагностика нарушения
Диагностические критерии по DSM-IV (Справочник по диагностике и статистике психических расстройств)
А. Качественное нарушение социального взаимодействия:
Неспособность развития отношений со сверстниками, соответствующих уровню развития;
Отсутствие спонтанного поиска разделения радости, интересов или достижений с другими людьми (выражается отсутствием показа, принесения или указывания на объекты интереса другим людям);
Отсутствие социальной или эмоциональной взаимности;
В. Ограниченное повторяющееся и стереотипное поведение, интересы и деятельность:
Деятельность по одному или более стереотипному и ограниченному интересу, который является аномальным или по интенсивности или по направлению;
Стереотипные и повторяющиеся моторные движения (например, размахивания руками, скручивание рук или пальцев или комплекс движений всем телом);
Настойчивое внимание к частям объектов;
D. Отсутствие клинически значимой задержки речи (то есть отдельные слова используются по достижении двухлетнего возраста, связные фразы к трёхлетнему возрасту);
Е. Отсутствие клинически значимого отставания в развитии мышления или в развитии навыков самообслуживания, соответствующих возрасту, адаптации (исключая социальные взаимодействия) и в развитии любознательности к окружающему миру в детские годы;
Критерии диагностики Гиллберга (С. Gillberg, 1989, 1991)
Тяжёлое нарушение в социальном взаимодействии:
- неспособность взаимодействовать со сверстниками нормальным образом;
- отсутствие желания взаимодействовать со сверстниками;
- отсутствие понимания намёков;
- социально и эмоционально неприемлемое поведение
Всё исключающий узкий интерес:
- исключение другой деятельности;
- повторяющееся «залипание»;
Повторяющееся следование распорядку:
- следование распорядку (в аспектах жизни) возлагается на себя;
- требуется от других
Языковые и речевые проблемы:
- внешне правильная экспрессивная речь;
- формальная, педантичная речь;
- нарушение понимания, включая неправильную интерпретацию подразумеваемых значений.
Проблемы невербальной коммуникации:
- ограниченное использование жестов;
- выражения лица ограничены;
- неподходящие выражения;
По двум диагностическим критериям имеются совпадения, ребенок подходит под описание ребенка с аутичным ходом развития.
Программа психологической коррекционно-развивающей работы
Цели программы:
-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Задачи программы:
-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.
Форма работы: индивидуальная.
Продолжительность: долгосрочная.
Методы и формы работы:
-творческие и проективные методики. Очень эффективна арт-терапия и телесно-ориентированная терапия.
-продуктивное воображение (Пример: мы волшебники, мы можем сражаться с чудовищем, у нас есть волшебная палочка, волшебное кольцо и т.д.).
-символ-драма.
-сказкотерапия.
Основные этапы психологической коррекции:
Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.
Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.
Занятия проводяться раз в неделю, 1 час, количество занятий 25.
Эффективность программы.
Реализация коррекционной программы для детей дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.
Самоанализ
Сложно продумать состав занятий, так как не всегда можно найти упражнения для определенной возрастной группы.
Также возникали трудности в постановке диагноза, но с учетом диагностических факторов это возможно.
Также вызвало затруднение описание характеристики клиента.
Список литературы
1. American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 4th edition. Washington, DC: American Psychiatric Association (1994)
2. Attwood, Tony. "Asperger's Syndrome/High Functioning Autism." Autism Society of the Fox Valley, Autism Society of Northeastern Wisconsin, and the Autism Society of Wisconsin. Liberty Hall, Kimberly, Wisconsin. October 18, 1999
3. Bauer, Stephen. "Asperger Syndrome." Online Asperger's Syndrome Information and Support (OASIS). 1996. 19 December 1999
4. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.
5. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \\ Семья в психологической консультации \ Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
6. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
7. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
8. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.,2003.
9. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.,1998