Роль метафор в осмыслении новых реалий в социуме и внешнем мире
Метафора – это словесный образ фрагментов действительности (окружающая среда, общество, общественные отношения, внешний облик человека, его психология, язык), всего того, что дано нам в ощущениях и размышлениях. Словесный образ создается на основе отбора и рекомбинаций привычных значений, извлекаемых из «старых» лексических значений слов.
Поскольку видение мира фиксируется языком и, в частности, метафорами, то национальное своеобразие мышления можно выявлять, изучая метафоры в разных языках. Архетипы могут быть общими, а их конкретное воплощение в метафорах национально своеобразное. Например, представления о строении человеческого тела, о том месте, где находится душа у разных народах не одинаковы.
В русском языке и мышлении представления о душе связано с не телесностью, воздушностью души. Сравните: Дух, душа и дышать, святой дух, душа отлетела, душевные отношения, родственные души. С метафорикой души «конкурирует» метафоры сердца. Но между ними есть различия. Сравните Душа отлетела,а сердце упало,но душа болит и сердце болит, любовь и пронзенное стрелой сердце, а душу нельзя нарисовать.интересно изучить проблему, почему русские и греки так интересуются пятками: Душа ушла в пятки, пятки засверкали. У греков героя убить можно было стрелой в пятку.
Приведем простой пример, показывающий, как представления о движении человеческого тела (соматический код) используется для обозначения абстрактных действий. Вглядимся в предложения: Возьмем для примера…; Поставим вопрос…; Отложим обсуждение…; Покажем важность проблемы… Ясно, что движения рук, необходимые для перемещения и установки физических предметов (взять и поставить стул в угол комнаты) используются для номинации умственных операций.
Забегая вперед, заметим, что смысл метафорических высказываний устанавливается путем выяснения, что имеет в виду говорящий, облекая мысли в слова, при этом буквальные высказывания сразу отсеиваются. Свежие авторские метафоры, ее производит вонапример, авторская метафора Маяковского «…хотите буду безукоризненно нежный, не мужчина, а облако в штанах» позволяет увидеть паттерн мыслительных операций по созданию метафоры. В процессе интерпретации метафоры облако в штанах следует ответить на вопросы, что общего между облаком и нежностью, так как на этом построен поэтический образ. Слово облако ассоциируется с воздушными построениями из неосязаемой материи, у облака не «мужской характер», оно меняет форму, изменяется, ведет себя непредсказуемо, все эти качества традиционно приписываются женщине. Отсюда несложно перекинуть смысловой мостик к понятию «нежность». Нежность – это ласковость и мягкость, по Ушакову.
Таким образом, основные функции метафоры заключаются в том, чтобы переосмыслить за счет ассоциаций известное и таким образом определить то, что ранее не имело названий.
Основная роль метафорвидится в том, что метафоры помогают ограниченными средствами языка, одними и теми же словами называть новые предметы или явления во внешнем мире, в социуме во внутреннем мире человека. Для примера возьмем метафору море людей.
Анализируя базовые архаичные метафоры «зрения», можно понять роль этих метафорических построений в осмыслении и фиксации знаний об окружающем мире. Метанаблюдатель фиксирует свои познания через оптику метафор, с помощью привычных представлений о том, что собой представляет зрение и глаза человека. Он понимает, что значит смотретьна мир чужими глазами, вглядываться в суть проблемы, увидеть проблему, иметь в виду, рассматривать различные точки зрения, обращать взор на кого-либо, предусматривать события, Все люди способны присмотреться к человеку, не заметить очевидного и т.д. О кратком промежутке времени говорят, что мы не успеваем моргнуть глазом, когда что-то происходит во мгновение ока, а события мелькают перед глазами. Таким образом, мы понимаем, что глаголы семантического поля восприятия «смотреть и видеть» обнаруживают человеческое измерение абстрактных категорий времени и пространства.