Тема 6. Методы менеджмента

Метод управления – совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей организации, наиболее рациональная заранее разработанная последовательность выполнения определенных задач и решений.

Организационные методы управленияпредставляют собой систему способов,приемов, средств и рычагов организационного воздействия, обеспечивающих целенаправленное, планомерное, согласованное и эффективное функционирование системы управления.

Экономические методы управления – это совокупность средств и инструментов, целенаправленно воздействующих на создание благоприятных условий для функционирования и развития фирмы с помощью экономических рычагов.

Социально-психологические методы управления направлены на моральное стимулирование труда, повышение ответственности за порученное дело.

Тема 7. Управленческие решения

Решение – это выбор лучшего варианта для решения проблемы организации.

Принятие решения – это психологический процесс.

Интуитивное решение – это выбор на основе ощущения того, что оно правильное (шестое чувство).

Решение, основанное на суждении – это выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом.

Модель – это упрошенное представление некоторого объекта (системы), более доступное и удобное для изучения, чем сам объект.

Для моделирования производственных проблем используются три базовые модели: физическая, аналоговая и математическая.

По своей сути методы принятия управленческих решений рассматриваются как простые модели тех или иных реальных процессов.

Прогнозирование рассматривается как особый вид планирования, в основе которого лежит накопленный опыт и допущения аналитика о будущем развитии процесса или фирмы.

Принятие решений в управлении состоит из нескольких этапов и стадий:

Этап 1. Восприятие проблемы.

Этап 2. Интерпретация.

Этап 3. Определение критериев успешного решения.

Этап 4. Разработка альтернатив.

Этап 5. Оценка альтернатив.

Этап 6. Выбор альтернативы.

Этап 7. Организация выполнения решения.

Этап 8. Анализ и контроль выполнения решения.

Этап 9. Обратная связь и корректировка.

Тема 8. Планирование как общая функция менеджмента

План– это предвидимая и подготовленная на определенный период программа социально-экономического развития организации и всех ее подразделений.

Планирование предполагает: обоснованный выбор целей; определение политики; разработку различных мер и мероприятий; выбор методов достижения целей; обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.

Планирование – это начальный этап управления, однако оно представляет собой не единственный акт, а процесс, продолжающий до завершения планируемого комплекса операций.

Цель – это желаемое состояние будущего, достичь которого хотела бы организация.

Главную цель деятельности организации со стороны внешней среды называют миссией организации.

Миссия– четко выраженная причина существования организации.

Процесс стратегического планирования состоит из нескольких этапов: выбор миссии организации; формулирование целей организации; оценка и анализ внешней среды; анализ слабых и сильных сторон организации; разработка стратегических альтернатив; выбор и реализация стратегии.

SWOT – это анализ сильных и слабых сторон предприятия, а также исходящих из внешней среды возможностей и угроз.

Тактические планы призваны способствовать реализации стратегических планов. Как правило, они имеют более короткий период планирования (порядка 1 года).

Тактические планы определяют конкретные действия подразделений, направленные на достижение стратегических целей.

Оперативные планы разрабатываются на низших уровнях организации и посвящены решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде с определением промежуточных целей и задач.

Оперативные планыреализуются через систему бюджетов или финансовых планов, которые составляются по каждому подразделению отдельно, а затем соединяются в единый бюджет или финансовый план предприятия.

К наиболее широко применяемым методам планирования в настоящее время относятся бюджетный метод, управление по целям и управление по результатам.

Под бюджетированием понимается распределение всех видов ресурсов между структурными подразделениями в соответствии с поставленными заданиями.

Управление по целям – метод планирования, предусматривающий постановку целей для каждого отдела и работника и организацию контроля за выполнением этих целей.

Основная концепция управления по результатам –создание условий для свободного развития умственных и физических способностей человека в целях достижения совместно согласованных результатов.

Тема 9. Организационная деятельность как

общая функция менеджмента

Организационная деятельность (организовывание) – процесс или вид деятельности, общая функция менеджмента, в результате действия которой выполняются все запланированные работы с одной стороны, и формируется внутреннее построение организации с другой стороны.

Полномочия – ограниченное право использовать материальные, финансовые и другие ресурсы предприятия, а также использование усилий подчиненных работников для исполнения установленных заданий.

Ответственность – возложенные на служебное лицо обязанности выполнять поставленные задания и обеспечивать их положительное исполнение.

Делегирование – передача заданий и полномочий лицу, которое берет на себя ответственность за их выполнение.

Организационная структура управления – упорядоченная совокупность подразделений, которые образуют уровни управления, их взаимосвязи и при этом обеспечивают руководство организацией.

Линейная структура управления – это самая простая структура управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями, осуществляющий единоличное руководство всеми сотрудниками и сосредотачивающий в своих руках все функции менеджмента (планирование, организацию, мотивацию и контроль).

Функциональная структура управления. Суть этой структуры управления состоит в том, что управленческие решения линейного руководителя конкретизируют и доводят до исполнителей функциональные руководители.

Линейно-функциональная структура управления – это объединение линейного и функционального управления, что позволяет при линейном менеджере создать группы функциональных специалистов, объединенных в отделы, службы, бюро (в зависимости от уровня управления).

Дивизиональную структуру управления иногда называют «скоординированной децентрализацией», в которой высший уровень отвечает за планирование и распределение основных ресурсов и принимает стратегические решения, структурные подразделения получают определенную самостоятельность и право распоряжаться выделенными и принадлежащими им средствами не строго по инструкции, а в соответствии с рыночными условиями и возможностями.

Проектная организационная структура управления чаще всего создается для решения конкретных задач: внедрения в производство новой технологии, нового продукта или разработке нового оборудования.

Матричная структура управления создается путем совмещения обычной линейно-функциональной структуры с проектной структурой.

Тема 10. Мотивация как общая функция менеджмента

Под потребностями понимается внутреннее состояние человека, отражающее физиологический или психологический дефицит чего-либо, который вызывает состояние дискомфорта.

Подмотивациейпонимаются силы, существующие внутри и вне человека, которые побуждают людей к действиям, направленным на удовлетворение возникших

 
потребностей.

Значение мотивации определяется тем, что с ее помощью менеджер имеет возможность добиваться от подчиненных соответствующего целям организации поведения.

Развитие традиционного подхода привело к разработке стимулирующих систем оплаты труда, когда уровень заработной платы жестко привязан к количеству и качеству произведенной им продукции.

Концепции социального человека – это концепция, которая предполагает, что мотивировать работника можно не только зарплатой, но и неэкономическими выгодами, например привлечением работников к участию в делах организации, предоставление возможности приобрести новые знания и др. Такой подход получил название подхода с позиции человеческих отношений.

Совместное развитие концепций «экономического» и «социального» человека привело к разработке теории «целостного» человека. Этот подход называется подходом с позиции человеческих ресурсов.

Первую группу теорий мотиваций называют теориями содержания мотиваций или содержательными теориями. Эти теории изучают, какие именно потребности побуждают людей проявлять активность в труде.

Вторую группу теорий называют теориями процесса мотивации. Эти теории пытаются объяснить природу и действие механизма мотивации. Поэтому эти теории называют процессуальными теориями.

Теория Маслоу выделяет пять групп потребностей, взаимодействующих друг с другом и образующих своеобразную пирамиду потребностей (пирамида Маслоу):

1) физиологические потребности;

2) потребности в безопасности и уверенность в будущем;

3) социальные потребности;

4) потребности в признании окружающих;

5) потребности в самореализации.

Теория приобретенных потребностей (Мак Клелланд) рассматривает три потребности – потребность достижения, потребность соучастия и потребность властвования. Эти потребности оказывают заметное влияние на поведение человека и заставляют его предпринимать усилия, осуществлять действия, которые должны привести к удовлетворению этих потребностей. Эти потребности автор рассматривает как приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения.

Двухфакторная теория мотивации Герцберга утверждает: на поведение людей влияет не только удовлетворенность, но и неудовлетворенность тех или иных потребностей – мотивирующие (в признании, успехе, продвижении по службе и др.) и гигиенические группы потребностей, связанные только с условиями труда (заработок, культура на рабочем месте и т.д.).

Теория ожиданий, разработанная Виктором Врумом, базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным и необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению потребности.

Теория справедливости (равенства)гласит, что одним из постоянных стремлений людей является желание получать справедливую оценку своим действиям. Люди, хотя и не в одинаковой степени, желают, чтобы к ним относились справедливо. При этом справедливость связывается с равенством, с отношением к другим работникам и оценке их действий. Основная идея теории равенства состоит в том, что в процессе работы человек сравнивает то, как были оценены его действия, с тем, как были оценены действия других. На основании этого сравнения человек определяет свою трудовую активность.

Модель Портера-Лоулера определяет мотивационные элементы цепочки: затраты труда – удовлетворение вознаграждением.

Наши рекомендации