Билет 9.2. Теории гениальности
Одаренность показывает, благодаря каким начальным, структурным условиям возможно достижения высокого результата. Однако этот результат может быть и не достигнут. В отличие от одаренности, гениальность содержит не потенциальные и структурные, а актуальные и процессуальные характеристики творческого процесса.
Термин гениальность употребляется как для обозначения способности человека к творчеству, так и для оценки результатов его деятельности, предполагая врожденную предрасположенность к продуктивной деятельности в той или иной области и достижение выдающегося результата.
Гений, в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую степень одаренности, а связан с созданием качественно новых творений. Четко разграничивает гении и таланты формула: «Гений делает то, что должен, талант – то, что может» (Эфроимсон В.П., 2002). По Бюффону, гениальность заключается в необычайной мере выдержки.
❑ Уордсворт определил гениальность как акт обогащения интеллектуального мира каким-то новым элементом.
❑ Гете утверждал, что исходной и завершающей особенностью гения является любовь к истине и стремление к ней.
❑ Согласно Шопенгауэру, сутью гения является способность видеть общее в частном и беспрестанно влекущее вперед изучение фактов, чувство подлинно важного.
❑ По Карлейлю, гениальность – это, прежде всего, необычайная способность преодолевать трудности.
❑ По Рамон-и-Кахалю, это способность в период созревания идеи к полному игнорированию всего, не относящегося к поднятой проблеме, и доходящая до транса способность концентрации.
❑ По В. Оствальду – это самостоятельность мышления, способность наблюдать факты и извлекать из них правильные выводы.
❑ По Люкка: «Если оценивать продуктивность объективно, а именно как превращение налично существующего в ценность, как превращение временного в вечное, то гениальность идентична наивысшей продуктивности, а гений – продуктивен непрерывно, потому что именно творчество является его сущностью, именно превращение слова в дело» (по: Эфроимсон В.П., 2002).
Следовательно, решающую роль в повышенной творческой отдаче играет вовсе не сверхнормальное дарование, а повышенное стремление к реализации, очень сильная установка, ведущая к непрерывным поискам самого себя. Гении нередко долго не находят ту область, в которой они наиболее одарены.
Согласно определению оксфордского словаря, гений – это природная интеллектуальная сила необычайно высокого типа, исключительная способность к творчеству, требующему воображения, оригинального мышления, изобретения или открытия (по: Эфроимсон В.П., 2002). Таким образом, главным в феномене гениальности оказывается повышенный тонус, способность концентрации, мощность жизненных сил (а изначальные способности приобретают не первостепенное значение). Поэтому не удивительно, что в поиске генетических предпосылок гениальности открываются особенности обмена веществ, гормонального баланса, приводящие к повышенной продуктивности.
К настоящему времени прослеживается четыре основных подхода, пытающихся объяснить феномен гениальности (Анастази А., 1982).
1. Патологические теориисвязывают гениальность с безумием, слабоумием, «расовой дегенерацией», упадком физиологических функций гениев. Традиция эта ведет начало от Аристотеля и Платона, отмечавших особенности бреда великих людей. В дальнейшем было показано, что уровень их психического здоровья действительно часто бывает далеким от нормы. По мнению В. Ланж-Эйхбаума, изучившего 800 биографий известных людей, патологическое состояние повышает эмоциональную сензитивность, ослабляет самоконтроль, приводя людей в состояние подавленности, что, в свою очередь, ставит их перед необходимостью гиперкомпенсации; все это вместе приводит к повышению креативности.
2. Психоаналитические теориизаостряют внимание на мотивационных компонентах творчества, рассматривая его в качестве одной из психологических защит (сублимации). Согласно этому подходу, творчество является компенсаторным ответом на психологические или физиологические проблемы (Бетховен, Демосфен).
3. Теории качественного превосходстварассматривают гениального человека как изначально отличающегося от других, обладающего «креативным интеллектом» – способностью порождать не только субъективно, но и объективно новое.
4. Теории количественного превосходства рассматривают гениальность как достижение верхнего предела способностей, которые изначально присущи многим, но обычно не получают мотивационного или образовательного подкрепления.
Эмпирических доказательств верности какой-либо одной из перечисленных теорий пока не получено, и гениальность рассматривают как полидетерминированное явление.