Суфийская школа четвертого пути говорит о срединной точке.
Что это за срединная точка? Это разрыв, или пробел, между мыслями или эмоциями; мы оказываемся в этой точке в тот момент, когда одна мысль или эмоция сменяется другой. Например, если у меня есть субличность по имени «Я плохой», то на пути ее превращения в другую субличность по имени «Я хороший» обнаруживается провал или пустое пространство. Это описано в книге «Квантовое сознание».
Точно так же другие чувства сменяют друг друга: могущество превращается в страх, чтобы затем превратиться в ярость. Срединная точка называется самовспоминанием, вернее, тем единственным местом, где самовспоминание становится доступным. В книгах Г. И. Гурджиева и П. Д. Успенского внимание концентрируется на этой срединной точке, где человек может пробудиться от сна, в котором он отождествляет себя с различными состояниями сознания. Половина вашего внимания обращена внутрь, другая половина направлена наружу. Эта срединная точка часто ощущается как абсолютный покой — небытие. Сам Гурджи-ев часто говорил: «Человек должен позволить себе раствориться в собственном небытии». В нашей терминологии это означает: оказаться в срединной точке, или внутренней пустоте, где растворяются все жесткие структуры.
Множество духовных школ говорят об этой срединной точке, или дыре между двумя состояниями, например между силой и слабостью. Можно также назвать ее пустым пространством между вдохом и выдохом, между двумя мыслями и ощущениями. Однако при изучении этой точки в контексте дао хаоса и терапии растворения субличностей возникает несколько вопросов.
1. Может ли срединная точка самовспоминания стать устойчивой и постоянной?
2. С чего начинается движение маятника?
3. Как мы выходим за пределы срединной точки самовспоминания?
4. Какие психологические факторы предохраняют и защищают нас от срединной точки?
5. Существует ли связь между хаосом и срединной точкой?
Чтобы как можно лучше ответить на эти вопросы, давайте представим себе фазовое пространство, предшествующее началу движения маятника. Я назову такое пространство Сущностью. Эта Сущность предшествует появлению субличностей и самой срединной точки. Она также предшествует появлению сознания, наблюдателя и объекта наблюдения, субъекта и объекта. Кроме того, Сущность предшествует появлению срединной точки самовспоминания, так как еще не существует ни вспоминающего, ни объекта воспоминаний. В пространстве Сущности нет ни сознания, ни различения, ни осознанности, ни осознающего, ни знания, ни знающего. Сущность можно уподобить наблюдению ни за чем и знанию ни о чем.
На первый взгляд эта картина представляется чистейшей абстракцией, запутанной и туманной; одна лишь мысль о ее практической реализации вызывает головокружение.
Но когда мы получаем доступ к этому состоянию свободы ни от чего и к не-сознательному сознанию безграничного единства, мы встречаемся с Сущностью.
Сущность не знает различения; различение появляется, когда пустота сгущается и создает сознание. Поэтому сознание без различения является Сущностью.
Прежде чем мы приступим к постижению Сущности, давайте еще немного поговорим о срединной точке. Эта точка есть пространство между субличностями — к примеру, слабость исчезает в этом провале прежде, чем стать силой. Когда мы попадаем в этот разрыв, мы часто испытываем странное и путающее чувство, вызывающее у нас сопротивление. Например, при подъеме маятника от слабости к силе он проходит через срединную точку. В этот момент мы оказываемся в трансе внутреннего чувства растерянности, беспомощности, оцепенения, злости, страха, смятения; мы желаем как можно скорее избавиться от этого состояния и поэтому стремительно покидаем срединную точку и возвращаемся в состояние отождествления с субличностью. Все эти эмоции и трансы подобны клею, соединяющему сильную и слабую субличность и удерживающему их вместе.
Пространство между двумя субличностями в срединной точке вызывает сопротивление, и поэтому мы с такой силой стремимся убраться прочь из этой «черной дыры». Если мы пробьемся сквозь напластования наших эмоций, то в самой глубине найдем гармоничную и спокойную грань хаоса, пустоты и небытия. Это и есть истинная срединная точка, вызывающая самое сильное сопротивление.
Сущность пребывает там, где начинается движение маятника; и все мы хорошо знаем, как тяжело остановить движение психоэмоционального маятника, если уж оно началось. Можно лишь изменить его направление,
Подлинное изменение происходит в месте обитания Сущности. Иначе говоря, чтобы воздействовать на движение маятника, вам следует обратиться к Сущности и взглянуть на маятник ее глазами.
К счастью для нас, Сущность оставляет след в нашем теле и сознании; субличности ощущают его как дыру или гнетущую и путающую внутреннюю пустоту внутри тела; им хочется скрыться от этой пустоты и преодолеть ее любой ценой. На самом деле это вовсе не дыра, а вход в храм, где нам может быть даровано благодатное исцеление хаосом.[35]
Но для того чтобы войти в этот храм, нам прежде следует пройти через состояние пугающего и мучительного хаоса. Поэтому исцеление начинается с конфликта, ведет нас через безумие хаоса и растерянности и приводит к благодатному хаосу и великой пустоте Сущности. Следующий шаг — понять и пережить каждое движение маятника, рожденное сопротивлением как безумию хаоса, так и его блаженству.
Лишь после этого мы сможем встретиться с Сущностью. Почему? Потому что все субличности имеют собственные желания и устремления, и их поиски желаемого невозможно прекратить. Даже если стратегия субличностей оказывается ошибочной и бесполезной, движение маятника все равно продолжается.
Открытие
Сущность обладает всеми сущностными качествами, которых тщетно ищут субличности. Поэтому после растворения субличностей мы можем пережить все сущностные качества: любовь, совершенство, творчество, силу, радость, гармонию, покой.
Когда наши субличности, охваченные страхом уничтожения, растворяются и исчезают в глубине Сущности, истинные качества Сущности проявляются во всей полноте.
В суфийском учении эмоции называются переживаниями; это слово указывает на их быстротечность и мимолетность. Они не являются чем-то постоянным: они приходят и уходят. В отличие от них состояние постоянно присутствует. Состояние является атрибутом Сущности, переживание — атрибутом личности. Обретя прочную связь с состоянием, человек тем самым обретает место мира и покоя.
Например, вы можете чувствовать любовь к другому человеку. Но вскоре маятник начнет движение от любви к ненависти. Как «любящая», так и «ненавидящая» субличности жестко привязаны к своим переживаниям. Сущность же постоянно пребывает в состоянии безусловной любви. Это означает, что вы более не отождествляетесь с субличностью по имени «любовь»; вы пребываете на уровне Сущности, которая есть любовь. Теперь субличности могут быть поглощены Сущностью, и любовь из переживания становится состоянием бытия. Иными словами, Сущность превращает переживания в состояние. В этом и состоит исцеление.
Чтобы приступить к исцелению, нам потребуется два вида диагностики: во-первых, характерологический анализ; во-вторых, энеаграмма в качестве диагностической процедуры. Я привожу много примеров и упражнений, для того чтобы показать, как проводить этот процесс с собой и с другими людьми. Давайте же приступим к процессу исцеления, объединяющему диагностику и растворение субличностей. И пусть маяком, освещающим наш путь, станет Сущность, или Истинное «я».
Глава 11