Понятие и классификация функций управления.Основные методы .
Цели и задачи М.Объект и субъект М
Слово «менеджмент» в переводе с английского языка означает «управление».
Во-первых,менеджмент-это отрасль знаний, которая с помощью управленческого искусства достигает успеха в таких областях, как экономика, социология, психология, право и др., Во-вторых, менеджмент — это профессиональная деятельность, направленная на формирование и обеспечение целей организации путем рационального использования ресурсов.
Задача менеджмента как науки заключается в развитии теории управления. Практика менеджмента имеет связь с использованием теоретических положений в конкретной работе по управлению предприятиями и обобщением этой практики для развития теории.
В менеджменте выделяют общие и специфическиецели.
Общие (стратегические цели)определяют концепцию развития организации в целом. Они направлены на длительную перспективу (прогнозирование, планирование деятельности предприятия).
Специфические целиразрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности предприятия.
Менеджмент— синтетическая наука.
В нем используются результаты многих научных исследований, в первую очередь экономической теории.
Главной целью менеджментаявляется управление, ориентированное на успешную деятельность, присущее каждой организации и отдельно взятому человеку. Целью менеджмента является выживание организации, сохранение своего места на рынке в течение длительного времени. Если рассматривать менеджмент как науку,то в его задачи входят: разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающее устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива или же индивидуума путем выпуска конкурентоспособного товара.
Основными задачами менеджмента являются:
1.организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей;
2.использование работников, обладающих высокой квалификацией;
3.стимулирование сотрудников организации путем создания для них комфортных условий труда и системы его оплаты;
4.определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
5.разработка стратегии развития организации и реализация;
6.определение целей развития организации;
7.выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;
8.осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.
Субъект менеджментапредставляет собой человека или группу людей, осуществляющих управленческие воздействия в рамках организации и для реализации ее целей и задач. Объект менеджмента— все то, на что направлены управленческие воздействия субъекта менеджмента в рамках организации и для реализации ее целей и задач. Объекты менеджмента:
1.человеческие ресурсы организации;
2.поставщики ресурсов для организации;
3.конкуренты организации (реальные и потенциальные);
4.информационное обеспечение;
5.финансы организации (т.е. непосредственно финансово-денежные потоки) и управлениями.
Понятие и классификация функций управления.Основные методы .
Функция управления— это вид управленческой деятельности. Исследование функций управления имеет большое значение. Они в значительной мере определяют структуру органов управления. Распространенная классификация выделяет следующие группы функций.
1. Общие функции управленияявляются обязательными для любой организации. К ним относятся: планирование –рассматривая ее предприниматель на основе глубокой и всестороннего анализа положения, в кот. в данный момент находится фирма, формирует стоящие цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляя необходимые планы и прогнозы организация –задачами данной функции является формир-ние стр-ры орг-ции, обеспечение всем необх-м для ее работы (персоналом,материалом) – создание условий для формир-ния такой культуры внутри организации, кот. харак-ся высокой чувствительностью к изменениям, НТП и единым для всей орг-ции ценностю мотивация и –деят-ть, имеющая в своей основе цель активизировать людей, работающих в орг-ции, побудить и эффективно трудиться для вып-ния целей и поставленных планов. Для этого сущ-т эк. и моаральное стимулирование. Сущ-т содержательные и процессуальные теории мотивации контроль. –процесс, обеспечивающий достижение целей орг-ции. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными. Виды контроля :предварительный-реализуется в форме опр-й политики, процедур и правил. Применяется к трудовым, мтаериальным рес-м. Текущий – осущ-ся, когда работа уже идет и прозводится обычно в виде контроля подчинненого его начальником. Заключительный – осущ-ся после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время.Эти функции были выделены французским практиком и ученым Ан-ри Файолем
Функция планирования включает в себя следующие процессы:
1. на основе анализа внешней среды и интересов групп формируется миссия организации;
2. определяются цели на основе анализа требований рынка;
3. исходя из установленных целей организации и состояния внешней и внутренней среды намечается альтернативная стратегия;
4. для реализации стратегии вырабатываются политика и процедуры;
5. производится работа в подразделениях, основанная на оперативных планах.
2. Конкретные, или специфические, функцииопределяются объектом управления.
Процесс реализации функцииотвечает на вопрос, какова логическая последовательность действий, чтобы функция осуществлялась без перебоев. Структура функцииотвечает на вопрос, как или каким образом связаны между собой все действия. Здесь ведущую роль играет отдел (служба) планирования. На основе содержания, процесса и структуры функции проводится анализ, результаты которого служат основой для развития той или иной функции. Процесс управления хозяйственной деятельностьюзаключается в выполнении общих и специфических функций. В практике управления между органами управления функции распределяются неравномерно: порой они распыляются или дублируются. К функциям современного предприятияотносят следующие функции:
1. планирование(ресурс — время);
2. маркетинг(ресурс — потребитель);
3. предпринимательство(ресурс — бизнес);
4. финансы(ресурс — деньги);
5. организацияресурс — люди);
6. производство(ресурс — технологии);
7. инновация (ресурс — идеи);
8. информация(ресурс — данные);
9. социальное развитие(ресурс — культура).
Методы менеджмента— это способы воздействия на объект управления для достижения поставленных передним целей. Но при этом одна и та же цель может быть достигнута с помощью различных методов, или несколько целей может быть достигнуто с помощью одного какого-либо метода. Главная цель деятельности организации — это получение прибыли.Методы управления делятся на административные, организационно-правовые, экономические и социально-психологические.
1. Административный метод управления.Такой метод основывается на том, что вся деятельность организации проводится на жестком подчинении работников и на их беспрекословном выполнении указаний.
В результате применения административного метода достигается поставленный результат, но не предоставляется возможность его развития. Еще одной отличительной чертой данного метода является поощрение исполнительности, а не инициативности. Эффективность этого методазначительно ограничивается, так как не учитывает и не использует все возможности организации.
2. Организационно-правовой метод.Определяет организационно-правовую форму фирмы, условия функционирования, структуру организации, регламентирует права и ответственность персонала и т.д. Данный метод является своеобразным каркасом, в рамках которого функционирует предприятие.
3. Экономический метод.Метод основан на материальнойзаинтересованности работников и позволяет активизировать их деятельность. Фирма получает дополнительную прибыль за счет снижения издержек, из которой выплачиваются премии сотрудникам. Для большей заинтересованности работников денежные выплаты (заработная плата, премии) привязываются к прибыли или достигнутым результатам.
4. Социально-психологические методы.Подразделяются на виды воздействия:
1) создание благоприятного морально-психологического климатав коллективе и доверительных отношений между руководителем и подчиненными;
2) предоставление возможности развития и реализации личных способностей работников, что приведет к повышению удовлетворенности и эффективности работы сотрудников и предприятия в целом.