№ задания | № Темы | Содержание задания | MAX балл |
Раздел 1 Место специальной психологии в системе научного знания |
Задание 1 | Тема I.1 Теоретические основы специальной психологии: объект, предмет, цель, задачи Тема I.3 Отрасли специальной психологии. Связь специальной психологии с другими науками | Составление схем: «Отрасли специальной психологии», «Межпредметные связи, теоретическое и практическое значение специальной психологии» | |
Задание 2 | Тема 1.4 Методология специальной психологии | Составление таблицы «Концептуальные методологические основы специальной психологии». 1. Общая методология: - гносеология; - учения И. М. Сеченова и И. П. Павлова о высшей нервной деятельности; - психологическая теория деятельности, структура деятельности (А.Н. Леонтьев) и их роль в специальной психологии; - теория П.Я. Гальперина о поэтаптном формировании умственных действий и ее роль в специальной психологии. 2. Частная методология: - теория А.Р. Лурия о трех блоках мозга и мозговой организации высших психических функций и ее роль в специальной психологии (в учебнике по ред. Кузнецовой); - концепции Л.С. Выготского (о «социальном вывихе» как одной из важнейших причин детской дефективности; о возможностях и перспективах преодоления детской дефективности; теория социальной компенсации, «обходные пути» в развитии; о зонах актуального и ближайшего развития и роли обучения в развитии аномального ребенка; о единых закономерностях нормального и аномального развития, об общем и специфическом в развитии аномального ребенка; о структуре дефекта, первичных и вторичных отклонениях в развитии; о единстве аффекта и интеллекта) как теоретико-методологическая база специальной психологии. 1. Ведущие ученые в области специальной психологии (акцент на логопсихологию). | |
Задание 3 | Тема I.5 Исторические аспекты специальной психологии | Составление таблицы «История становления и развития специальной психологии» (в контексте периодизации отношений общества и государства к лицам с отклонениями в развитии Н.Н. Малофеева). Дать полную характеристику каждому этапу, при этом обязательно использовать таблицы Гончаровой и материалы учебника В.М. Сорокина – обобщить материалы. | |
Раздел II. Сущность феномена нарушенного развития |
Задание 4 | Тема II.2 Понятие нормы и патологии в современной науке о человеке | Выборочное конспектрование параграфа учебника «Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии»: 1. Основные подходы к пониманию проблемы «норма-патология» (параграф «Сущность феномена нарушенного развития», учебник В.М. Сорокина). 2. Различные значения понятия «норма» (параграф «Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии», в учебнике по ред. Кузнецовой) - Среднестатистическая норма и ее значение для работы педагога и педагога-психолога. - Функциональная норма и ее значение для работы в специальном образовательном пространстве. - Идеальная норма. | |
Задание 5 | Тема II.3 Классификации нарушений психического развития | Выборочное конспектирование параграфа учебника «Критерии и сущность классификаций нарушений психического развития» с последующим анализом. Дать четкую характеристику теоретическим, в том числе категориальным, классификациям; выписать категории, которые могут лежать в основе классификаций. Дать четкую характеристику эмпирическим классификациям. Сами классификации НЕ ПЕРЕПИСЫВАТЬ!!! Дать лишь некоторые примеры. | |
Задание 6 | Тема II.4 Понятие о дефекте и компенсации | Схемы «Структура дефекта при различных вариантах дизонтогенеза» - НЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИНТЕРНЕТОМ – ПОДУМАТЬ САМИМ (на основе анализа литературы) | |
Задание 7 | | Конспект «Биологические и социальные факторы компенсации (фазы и уровни компенсации)». | |
Раздел III. Структура нарушенного развития |
Задание 8 | Тема III. 1 Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития | Конспектирование параграфа учебника «Механизмы формирования системных нарушений в психическом развитии» - перечислить сами механизмы и дать их характеристику. Можно использовать схемы. | |
Задание 9 | Тема III. 3 Типы нарушений психического развития | Составление таблицы «Характеристика типов нарушений психического развития» 1. Психическое недоразвитие как проявление отставания в развитии. Характеристика. 2. Задержанное развитие как проявление отставания в развитии. Характеристика. 3. Поврежденное развитие как проявление поломки в развитии. Характеристика. 4. Дефицитарное развитие как проявление поломки в развитии. Характеристика. 5. Искаженное развитие как проявление асинхронии развития. Характеристика. 6. Дисгармоническое развитие как проявление асинхронии развития. Характеристика. Составить подробные характеристики на основе классификации В.В. Лебединского, Для более подробной характеристики ОБЯЗАТЕЛЬНО использовать описание особенностей развития детей при разных вариантах дизонтогенеза Н.Я. Семаго (Семаго,Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003, – 208 с. – см. таблицу во второй половине книги, выбирать только обобщенные данные об особенностях различных сторон психического развития детей) | |
Раздел IV. Специальная психология в реализации коррекционно-образовательных, реабилитационных и социально-адаптационных задач современного образовательного пространства |
Задание 10 | Тема IV.1 Категории специальной психологии | Составление терминологического словаря по теме «Категориальный аппарат специальной психологии». | |
Задание 11 | Тема IV.2 Принципы и методы психологического изучения детей с отклонениями в развитии | Составление таблицы «Специфика использования методов психологического изучения детей с отклонениями в развитии». Использовать мою лекцию по этой теме, а также материалы учебника под редакцией Лубовского, Кузнецовой. | |