ГЛАВА 6 Возможно больше, чем вы думаете
Три года назад я получил электронное письмо от моего хорошего друга и коллеги Маркуса Бельдига. В нем он рассказал мне такую историю.
В Университете Копенгагена в экзамен по физике было включено следующее задание: «Скажите, как при помощи барометра можно измерить высоту небоскреба». Один студент ответил так: «Я привяжу барометр к длинной веревке и скину с крыши небоскреба. Длина веревки плюс длина барометра и есть высота небоскреба». Этот забавный ответ так разозлил преподавателя, что он тут же поставил студенту «неудовлетворительно». Студент оспорил это решение, так как ответ, без сомнения, был правильным. В конце концов, к экзамену привлекли независимого эксперта. И тот признал, что ответ на вопрос дан верный, но по нему ни в коей мере нельзя оценить знание студентом физики.
Тогда было решено поступить следующим образом. Студенту дали шесть минут, чтобы он смог доказать комиссии, что владеет основополагающими знаниями предмета.
Пять минут студент сидел, не говоря ни слова, и, казалось, был полностью погружен в себя. Когда ему напомнили о времени, студент сказал, что у него есть множество правильных решений, но он не знает, какое именно ему следует сейчас рассказать. Комиссия попросила молодого человека поторопиться, и тогда он предложил такое решение: «Можно взять барометр с собой на крышу и сбросить вниз. Затем нужно измерить время его падения. Высота здания тогда вычисляется по формуле H = 0,5g х t2. Но такой способ не очень хорош для барометра».
Затем он продолжил: «Или, к примеру, если погода солнечная, можно измерить реальную длину барометра и длину его тени. После этого измеряем длину тени небоскреба и при помощи простейшей математической пропорции находим его высоту».
Следующее его предложение звучало так: «Но если вы настаиваете на высоконаучном ответе, то можно подвесить барометр на веревочку и дать ему раскачиваться из стороны в сторону, как маятнику. Сначала на уровне земли, а затем – на крыше небоскреба. Высоту здания в таком случае можно рассчитать с помощью разницы в гравитационной возвращающей силе Т=2 π х квадратный корень из (l/g)».
Закончил свой ответ студент так: «Если у небоскреба есть наружная пожарная лестница, забираясь по ней, можно каждый раз отмерять длину барометра. Сложенные все вместе, эти длины и будут равняться высоте небоскреба. Но если вы все же хотите услышать скучный ортодоксальный ответ, то, конечно, можно измерить давление воздуха на земле, а затем на крыше. Переводим разницу из миллибаров в сантиметры и получаем высоту здания. Но во время обучения от нас всегда требовали свободы мышления, поэтому я считаю, что лучший способ – это зайти в гости к домоправителю и сказать: «Я подарю вам этот прекрасный барометр, если вы скажете мне, какова высота этого здания». По легенде, студентом был Нильс Бор, единственный датчанин, удостоенный Нобелевской премии по физике.
Я не знаю, на самом ли деле все было так, как описано. Зато эта история очень наглядно демонстрирует, что всегда есть несколько путей к намеченной цели. Помните, что проблема всегда имеет не одно решение. Многие отказываются от своих целей, не сумев добиться их общепринятыми методами, вместо того чтобы просто изменить стратегию и продолжать попытки до тех пор, пока не получится. Однако это не значит, что цель оправдывает любые средства. Наоборот, как сказал доктор психологии Серж Кахили Кинг, средства оправдывают цель.
Если вам кажется, что позитивные внушения могут помочь в достижении ваших целей, используйте их. Если вы поймете, что эта методика вам не подходит, пробуйте другие. Важно найти инструмент, который вам подходит. Надеюсь, я показал вам достаточно техник, чтобы вы могли выбрать для себя подходящую или найти свой собственный путь. При этом всегда держите в голове, что если вы будете беспощадны на пути к своей цели, скорее всего, люди вокруг вас будут относиться к вам точно так же.
Если вам кажется, что позитивные внушения могут помочь в достижении ваших целей, используйте их.
Если же вы будете доброжелательны, то и люди всегда будут готовы помочь вам.
В разделе «Язык конструирует реальность» я писал о том, как шарлатаны используют определенные техники, чтобы вытягивать деньги из карманов доверчивых обывателей. Но это не значит, что на самом деле не существует людей, которые интуитивно могут понять собеседника и дать ему разумный совет. Вы должны помнить об этом. Не обобщайте. Никогда! Мы не можем точно объяснить силу интуиции, но от этого ее сила не становится меньше.
Во времена дремучего Средневековья, когда шла охота на ведьм, у инквизиторов были различные методы определения принадлежности к темному колдовству. Например, обвиняемую связывали по рукам и ногам и бросали с моста в реку. Если девушка шла ко дну, она не была ведьмой, а если ее тело всплывало на поверхность воды, ее сжигали за связь с Люцифером. А один инквизитор из Испании использовал такую проверку. Шесть черных и один белый шарик помещали в непрозрачный мешок. Обвиняемая должна была с завязанными глазами одной рукой вытянуть шарик. Черный – виновна и будет сожжена. Белый – невиновна и может беспрепятственно идти на все четыре стороны. Не спрашивайте меня, где здесь логика. На самом деле все должно было быть наоборот. Но инквизиторов не интересовали ни логика, ни правда. Я просто хочу предупредить, что, скорее всего, вас, как обладателей данной книги, тоже не обойдут стороной обвинения. О моих перспективах на этот счет я стараюсь даже не думать… Кстати, до наших дней дошла информация о том, что две трети обвиненных в колдовстве девушек вытягивали белый шарик! Никто не знает почему.
В 1898 году появилась книга «Futility» (по-русски название звучит как «Тщетность, или Гибель «Титана») Моргана Робертсона. В своем романе автор описал гибель самого большого корабля того времени. Придуманный им корабль имел в длину 882 фута, весил 66 ООО тонн, у него на борту было 3000 пассажиров и членов экипажа и слишком мало спасательных шлюпок, всего 24 штуки. Согласно роману, корабль считался непотопляемым. И, как уже было сказано, Робертсон назвал свой корабль «Титан». Из фильма вы наверняка знаете, что «Титаник» в 1912 году был самым большим пассажирским лайнером своего времени. Его длина равнялась 800 футам, он весил 70 000 тонн, а на борту находилось 3360 человек. И… было всего 20 спасательных шлюпок. Как за 14 лет до появления реального корабля и за 100 лет до Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет могла появиться такая история? Совпадение? Не знаю!
Еще один пример. Однажды мой брат по ошибке взял с собой нашего кота, когда подвозил папу на работу. Как только папа открыл пассажирскую дверь, кот выпрыгнул из машины и убежал. А работал папа в пяти километрах от дома. И хотя наш кот никогда не был в стоматологическом кабинете моего отца (а с чего бы ему там быть?), который, помимо всего прочего, располагался в центре города (крайне неприветливом для котов месте), день спустя наш оголодавший питомец вернулся домой. Как он узнал дорогу? Никто до сих пор не может внятно объяснить мне его способность к ориентированию!
Что я хотел этим сказать? Возможно, больше, чем вы думаете. В любом случае.
Ученые тоже вынуждены признать этот факт, даже Нильс Бор. Однажды с другом ученым он направлялся к своей хижине в горах.
Когда они были уже у цели, друг заметил, что Бор повесил над дверью подкову. Он был крайне удивлен, что такой рациональный и гениальный ученый, как Нильс Бор, следует подобному обычаю, и спросил: «Скажи, ты же не веришь в эту ерунду?!» На что Бор ответил: «Конечно нет… Но это работает».
Пару слов в заключение
В этой книге я был очень честен, заново пережил с вами множество историй из личной жизни и поделился многими мыслями. Моей целью было посвятить вас в тайну моего искусства. Все, что я здесь описывал, для меня является повседневностью и рутиной. Как вы знаете, я не ученый, но все же читаю лекции и доклады, провожу семинары и выступаю с шоу-программой, чтобы люди могли прикоснуться к моему знанию и, кроме того, повеселиться.
Все представленные в этой книге ментальные методики я применяю ежедневно, и они уже сослужили мне отличную службу. Я искренне надеюсь, что вы тоже сможете освоить их и научиться применять. Во имя вашего успеха и счастливой жизни.
Когда я заново прочитал уже готовую книгу, мне бросился в глаза тот факт, что многие техники я описываю, но при этом не разъясняю. Но я хочу, чтобы вы понимали, что моей целью не было доказывать абсолютно все. Для меня важным было сделать вас более чувствительными к определенным сторонам реальности. Если вы начнете смотреть на окружающую действительность непредвзято, хотя это крайне сложно и требует серьезной тренировки, вы увидите мир таким, какой он есть, и тогда сможете подстраивать его под себя.
Библиография
Акерманн, Андреас: С легкостью к цели. Как стать ментальным победителем. Анвил, 2000.
Бенмер, Ричард / Гоиндер Джон: Терапия в трансе. НЛП и структура гипнотической коммуникации. Штутгарт, 1984.
Там же: Новые методы в кратковременной терапии. Нейролингвистическая программа. Изд-во Юнферман. Падерборн, 1981.
Бауер, Джоэл / Леви, Марк: Как убедить человека, который не желает ничего слышать. Добейся желаемого во что бы то ни стало! Нью-Джерси, 2004.
Браун, Деррен: Хитрости разума. Лондон, 2006.
Коэн, Стив: Победи толпу. Секреты воздействия, харизмы и умения привлечь внимание. Нью-Йорк, 2005.
Колет, Питер: Я вижу то, о чем вы молчите. Как расшифровывать жесты других людей и узнавать, что они на самом деле думают. Бергиш Ландбах, 2004.
Кореей, Йенс: Самоконструктор. Семинары Корсена. Мюнхен – Висбаден, 2002.
Эбелин, Флориан: Загадка Гермеса Трисмегиста. История герметизма. Мюнхен, 2005.
Эбершпехер, Ганс: Быть кредитоспособным, когда нужно. Как добиться успеха при помощи ментального тренинга. Мюнхен, 2008.
Федриготти, Антони: Сила мысли. Стремление к успеху. Мюнхен, 2005.
Форер, Бертрам Р.: Заблуждения персональных убеждений. Лабораторная демонстрация легковерия. Журнал клинической и социальной психологии N2 44. С. 118–123, 1949.
Гладуэл, Малколм: Озарение! Сила момента. Мюнхен, 2007.
Хилл, Наполеон: Думай и богатей. 13 слагаемых успеха. Мюнхен, 2000.
Кинг, Серж Кахили: Городской шаман. Штутгарт – Берлин, 1991.
МакГилл, Ормонд: Новая энциклопедия пошагового гипноза, Кармартен. Уэльс, 1996.
Молчо, Сэми: Язык тела. Мюнхен, 1983.
Рэди, Ромилла / Бартон, Кейт: Нейролингвистическое программирование для чайников. Вайнхайм, 2005.
Розенталь, Роберт / Якобсон, Леноре: Пигмалион в учебном классе. Ожидания учителя и интеллектуальное развитие ребенка. Нью-Йорк, 1992.
Роуланд, Иан: Полное собрание фактов о холодном чтении. Лондон, 1998.
Сейдл, Барбара: НЛП. Использование ментальных ресурсов. Планегг Мюнхен, 2007.
Штраус, Нейл / Таппервайн, Курт: Высшая школа гипноза. Границы, шансы, риски. Мюнхен, 2002.
Вацлавик, Пауль: Насколько реальность настоящая? Иллюзии, обман, понимание. Мюнхен, 1976.
Вайсман, Ричард: Научное исследование повседневности. Франкфурт, 2008.
Благодарности
Барбаре Лаугвиц и Ульрике Майсер за их доверие, сотрудничество и редакцию.
Кристиане, моей коллеге и волшебнице.
Моим родителям, которые всегда позволяли мне выбрать свой путь.
Карлу Хаасу, который для меня больше, чем просто тур-менеджер.
Марку Штокелю, моему замечательному представителю, без которого издательство, вероятно, мной бы не заинтересовалось.
Семье Войт, Оливеру Интеворну, Тиму Интеворну, Шарлотте, Винсенту, Марлене, Матце Фишедику, Ивес Дорис, семье Майснер – в особенности Йоргу, Михаэлю Шпицбарту и Марион, Маркусу Росси (королю королей) и Сатори, а также всем моим зрителям и участникам семинаров, которым я обязан своим успехом.
www.e-puzzle.ru
www.e-puzzle.ru