Потребность как источник активности и развития личности
Потребность— это испытываемая личностью нужда в чем-либо.
В отличие от потребностей животных, носящих более или менее стабильный характер и ограниченных в основном биологическими нуждами, потребности человека все время множатся и изменяются в течение его жизни: человеческое общество создает для своих членов все новые и новые потребности, которые отсутствовали у предыдущих поколений.
Немалую роль в этом постоянном их обновлении играет общественное производство: изготовляя новые и новые предметы потребления, оно тем самым создает и вызывает к жизни новые потребности людей.
Характерными особенностями потребностей являются:
— конкретный содержательный характер потребности, связанной обычно или с предметом, которым стремятся обладать люди, или с какой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетворение (например, определенная работа, игра и т. п.);
— более или менее ясное осознание данной потребности, сопровождаемое характерными эмоциональными состояниями (привлекательность объекта, связанного с данной потребностью; неудовольствие, иногда и страдание от неудовлетворения потребности и т. п.);
— наличие хотя и часто слабо осознаваемого, но всегда присутствующего эмоционально-волевого состояния, ориентирующего на поиск возможных путей удовлетворения потребностей;
— ослабление или полное исчезновение этих состояний, а в некоторых: случаях даже превращение их в противоположные состояния при удовлетворении ранее реализованных потребностей (например, чувство отвращения при виде пищи в состоянии пресыщения);
— повторное возникновение потребности, когда нужда, лежащая в основе ее, вновь дает о себе знать.
Потребности относятся к направленности личности (это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности).
Потребности Ч. являются исходными побуждениями его к деят-ти: благодаря им он выступает как активное сущ-во.
История развития человеческой личности связана с историей развития ее потребностей. У грудного ребенка есть потребности только в еде, кислороде, тепле и покое. По мере созревания организма у человека появляются новые непосредственно биологически обусловленные потребности. Так, потребность в покое дополняется периодически появляющейся потребностью в движении, затем потребностью в игре, в познании, в труде. Общественно-организованный труд, создавая в процессе производства более совершенные и многообразные способы удовлетворения сначала элементарных потребностей Ч., порождает всё новые, более многообразные, утончённые потребности, а возникновение новых потребностей побуждает ко все более разносторонней деят-ти для их удовлетворения. Старение организма приводит к ослаблению потребности в движении, познании и т.д.
Анализируя путь развития человеческих потребностей, А. Н. Леонтьев приходит к принципиальной схеме: сначала человек действует для удовлетворения своих естественных (физиологических) потребностей, а затем удовлетворяет свои естественные потребности для того, чтобы действовать.
Потребности человека имеют общественно-личный характер, особую специфику. Это находит выражение:
· во-первых, в том, что даже для удовлетворения потребностей, которые имеют, казалось бы, узколичный характер (например, связанных с потреблением пищи), используются результаты общественного разделения труда (хлеб попадает на стол как итог сложных преобразований пшеничных зерен, как результат трудовых усилий селекционеров, агрономов, трактористов, комбайнеров, пекарей, продавцов и т. д.).
· во-вторых, для удовлетворения потребностей человек использует исторически сложившиеся в данной общественной среде способы и приемы и нуждается в определенных условиях (для того чтобы съесть кусок мяса, нам как минимум нужно, чтобы оно было приготовлено приемлемым для нас способом, мы нуждаемся в тарелке, ноже и вилке, в соблюдении некоторых гигиенических требований и т. д.).
· в-третьих, характерной особенностью потребностей Ч. является воз-ть их осознанности, отчего они становятся относительно стабильными. Это приводит к относительному постоянству поведения, предмет удовлетворенной потр-ти не перестает существовать для Ч., не теряет своего субъективного смысла и объективного значения. В противном случае поведение Ч. было бы импульсивным, потребностно-примитивным, социально-непредсказуемым и фактически неуправляемым.
· в-четвертых, множество потребностей человека выражают не столько его узколичные запросы, сколько нужды общества, коллектива, группы, к которой принадлежит человек, совместно с которой он трудится, - потребности коллектива приобретают характер потребностей личности. Например, студент, имеющий общественное поручение выступить с докладом на собрании, готовится к этому выступлению особенно тщательно не потому, что сама по себе подготовка является для него делом более привлекательным по сравнению, допустим, с чтением занимательной книги, а потому, что он испытывает настоятельную потребность выполнить требование коллектива.
· в –пятых, потр-ти Ч. специфичны и способом их систематизации, организации. Потребности Ч. образуют собой иерархию – взаимное действование, согласованное соучастие в структуре совместно реализуемой направленности личности.