Семинарское занятие №21 (2 часа)

Планы семинарских занятий по дисциплине

«Психология детей с задержкой психического развития»

для студентов 3 курса отделения «Специальная психология» (отделение дневного обучения)

Vсеместр

Семинарское занятие №19 (2 часа)

Тема:Концептуальные основы психолого-педагогической коррекции детей с ЗПР

План:

1. Концептуальные основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ЗПР.

2. История развития психологической помощи детям с проблемами в развитии.

3. Теоретические и методологические проблемы психологической коррекции детей и подростков с проблемами в развитии.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов:

1. Выделите основные положения коррекционно-развивающего обучения.

2. Перечислите принципы организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР.

3. В чем состоит значение нейропсихологического коррекционного анализа, общепсихологического уровня и возрастно-психологического уровней анализа содержания нормы психологического развития для определения пути коррекционного воздействия на ребенка с ЗПР?

4. Охарактеризуйте условия эффективной коррекционной психолого-педагогической работы детей с ЗПР.

Литература

1. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. – М.:АРКТИ, 2001. – С. 8-26.

2. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: Научно-практическое пособие / И.И. Мамайчук. – СПб.: Изд-во «Речь», 2003. – 400 с.

3. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Изд-во «Речь», 2001. – 219 с.

4. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. 352 с.

5. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учебное пособие для студентов высшего и среднего педагогических заведений./ Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 272 с.

6. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. – СПб.: Речь, 2004. – С. 381-411.

Семинарское занятие №20 (2 часа)

Тема:Принципы и направления психолого-педагогической коррекции детей с ЗПР

План:

1. Типы образовательных учреждений, осуществляющих воспитание и обучение детей с ЗПР.

2. Особенности и основные положения и принципы коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР.

3. Основные направления психолого-педагогической коррекции детей с ЗПР.

4. Интегративная направленность психолого-педагогической коррекции детей с ЗПР.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов:

1. Охарактеризуйте комплекс мероприятий, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы.

2. Как конкретизируются принципы коррекционного воздействия при работе с детьми с ЗПР разного возраста?

3. Обоснуйте необходимость включения в процесс коррекционной работы с детьми с ЗПР таких направлений как коррекция познавательной деятельности, коррекция эмоционально-волевой сферы, подготовка к обучению в школе.

Литература

1. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: Научно-практическое пособие / И.И. Мамайчук. – СПб.: Изд-во «Речь», 2003. – 400 с.

2. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Изд-во «Речь», 2001. – 219 с.

3. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. 352 с.

4. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. – СПб.: Речь, 2004. – С. 357-370.

5. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – С. 136.

6. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М.: Аркти, 2000. – С. 208.

7. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с.

Семинарское занятие №21 (2 часа)

Тема:Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР первого года жизни

План:

1. Основные направления работы с детьми с ЗПР первого года жизни.

2. Развитие сенсомоторной сферы младенца.

3. Развитие речевой сферы детей с ЗПР.

4. Развитие психомоторики детей первого года жизни с ЗПР.

5. Развитие эмоциональной сферы и общения при риске возникновения ЗПР.

Литература

1. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: Научно-практическое пособие / И.И. Мамайчук. – СПб.: Изд-во «Речь», 2003. – 400 с.

2. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Изд-во «Речь», 2001. – 219 с.

3. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. – 352 с.

Наши рекомендации