Семинарское занятие №21 (2 часа)
Планы семинарских занятий по дисциплине
«Психология детей с задержкой психического развития»
для студентов 3 курса отделения «Специальная психология» (отделение дневного обучения)
Vсеместр
Семинарское занятие №19 (2 часа)
Тема:Концептуальные основы психолого-педагогической коррекции детей с ЗПР
План:
1. Концептуальные основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ЗПР.
2. История развития психологической помощи детям с проблемами в развитии.
3. Теоретические и методологические проблемы психологической коррекции детей и подростков с проблемами в развитии.
Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов:
1. Выделите основные положения коррекционно-развивающего обучения.
2. Перечислите принципы организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР.
3. В чем состоит значение нейропсихологического коррекционного анализа, общепсихологического уровня и возрастно-психологического уровней анализа содержания нормы психологического развития для определения пути коррекционного воздействия на ребенка с ЗПР?
4. Охарактеризуйте условия эффективной коррекционной психолого-педагогической работы детей с ЗПР.
Литература
1. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. – М.:АРКТИ, 2001. – С. 8-26.
2. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: Научно-практическое пособие / И.И. Мамайчук. – СПб.: Изд-во «Речь», 2003. – 400 с.
3. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Изд-во «Речь», 2001. – 219 с.
4. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. 352 с.
5. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учебное пособие для студентов высшего и среднего педагогических заведений./ Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 272 с.
6. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. – СПб.: Речь, 2004. – С. 381-411.
Семинарское занятие №20 (2 часа)
Тема:Принципы и направления психолого-педагогической коррекции детей с ЗПР
План:
1. Типы образовательных учреждений, осуществляющих воспитание и обучение детей с ЗПР.
2. Особенности и основные положения и принципы коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР.
3. Основные направления психолого-педагогической коррекции детей с ЗПР.
4. Интегративная направленность психолого-педагогической коррекции детей с ЗПР.
Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов:
1. Охарактеризуйте комплекс мероприятий, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы.
2. Как конкретизируются принципы коррекционного воздействия при работе с детьми с ЗПР разного возраста?
3. Обоснуйте необходимость включения в процесс коррекционной работы с детьми с ЗПР таких направлений как коррекция познавательной деятельности, коррекция эмоционально-волевой сферы, подготовка к обучению в школе.
Литература
1. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: Научно-практическое пособие / И.И. Мамайчук. – СПб.: Изд-во «Речь», 2003. – 400 с.
2. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Изд-во «Речь», 2001. – 219 с.
3. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. 352 с.
4. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. – СПб.: Речь, 2004. – С. 357-370.
5. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – С. 136.
6. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М.: Аркти, 2000. – С. 208.
7. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с.
Семинарское занятие №21 (2 часа)
Тема:Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР первого года жизни
План:
1. Основные направления работы с детьми с ЗПР первого года жизни.
2. Развитие сенсомоторной сферы младенца.
3. Развитие речевой сферы детей с ЗПР.
4. Развитие психомоторики детей первого года жизни с ЗПР.
5. Развитие эмоциональной сферы и общения при риске возникновения ЗПР.
Литература
1. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: Научно-практическое пособие / И.И. Мамайчук. – СПб.: Изд-во «Речь», 2003. – 400 с.
2. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Изд-во «Речь», 2001. – 219 с.
3. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. – 352 с.