Цель преподавания дисциплины
Цели и задачи изучения дисциплины
Цель преподавания дисциплины
Безопасность есть одна из характеристик и критериев функционирования и развития социальных, экономических, технических, экологических и биологических систем. Проблема обеспечения безопасности на современном этапе развития человечества является ключевой как для отдельного индивида, так и для любого социального образования – организации, социального института, государства и реально определяет эффективность управления. Социальная безопасность есть безопасность личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Цель преподавания дисциплины - формирование у студентов знаний о сущности и содержании социальной безопасности, о видах и способах обеспечения социальной безопасности, а также подготовка к оказанию разносторонней помощи в социально опасных ситуациях, на основе понимания опасностей общества, государства, личности и вопросов защиты от них.
Учебная дисциплина «Социальная безопасность» является неотъемлемой компонентой профессиональной подготовки будущего специалиста по социальной работе, формирует его социально – личностные компетенции, выступает основанием для его последующего личностного и профессионального развития и совершенствования. Целью курса является формирование знаний, умений, навыков, а также общекультурных и профессиональных компетенций.
Общекультурные компетенции:
· владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
· быть способным находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовым нести за них ответственность (ОК-4);
· понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);
· владеть основными методами медико-социальной помощи, защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);
· владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, быть готовым к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16);
· быть способным учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни (ОК-17).
Профессиональные компетенции:
· быть готовым к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества (ПК-1);
· быть готовым к предупреждению и профилактике личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального "выгорания" (ПК-8).
Студенты должны знать:
· основные понятия: опасность, безопасность;
· сущность и содержание социальной безопасности;
· принципы и функции социальной безопасности;
· уровни социальной безопасности;
· объекты и субъекты социальной безопасности;
· признаки и формы проявления социальной напряженности;
· сущность и содержание общественной, государственной, национальной личности безопасности;
· особенности социальной безопасности на различных уровнях и в различных сферах; способы и виды обеспечения социальной безопасности;
· особенности взаимодействия социальной работы и социальной безопасности.
Студенты должны уметь:
· определять внутренние и внешние угрозы;
· определять уровень и стадии социальной напряженности;
· определять и анализировать признаки социальной напряженности;
· анализировать уровень и качество жизни;
· применять способы и средств защиты государства, общества, личности от внутренних и внешних угроз;
· действовать в экстремальных и жизнеопасных ситуациях;
· определять признаков социального государства как механизма обеспечения социальной безопасности.
1.2 Задачи изучения дисциплины:
- формирование у студентов представлений о сущности и содержании системы социальной безопасности;
- формирование у студентов научных представлений о понятиях, принципах и функциях социальной безопасности;
- формирование у студентов представлений о сущности и содержании общественной, личной, государственной безопасности;
- исследование социальных технологий обеспечения безопасности общества, государства, человека;
- изучение мер защиты государства, общества, личности от воздействия негативных факторов внешнего и внутреннего характера;
- изучение основных видов и способов обеспечения социальной безопасности в различных сферах жизнедеятельности;
- разработка путей и средств укрепления безопасности государства, общества, человека;
- исследование проблем социальной безопасности в социальной работе;
- научить студентов применять знания по социальной безопасности в практике социальной работы.
Межпредметная связь
Курс «Социальная безопасность» является курсом по выбору из блока ГСЭ. Данная дисциплина базируется на таких дисциплинах как: введение в профессию «Социальная работа», история, безопасность жизнедеятельности.
Данная дисциплина является одной из основных для освоения таких дисциплин как: социальная политика, прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе.
Программа и тематический план курса ориентируют студентов на всестороннее и системное изучение основных принципов и функций социальной безопасности, видов и способов обеспечения социальной безопасности на различных уровнях (личности, общества, государства).