Модуль 1. Основные направления изучения роли, детерминант, строения эмоциональных явлений

Общие положения.

Цель учебного пособия:в рамках различных психологических подходов к изучению эмоций и воли человека раскрыть строение, характеристики, функ­ции, основные проявления эмоциональных явлений и воли человека.

Задачи пособия:

1. рассмотреть эмоциональные явления как регуляторы поведения человека, как переживания, как ведущую форму существования личностного смысла;

2. объяснить природу и сущность эмоциональных явлений посредством рас­крытия их сложного строения;

3. рассмотреть связь эмоций с когнитивными процессами, охарактеризовать конкретные эмоциональные процессы и состояния;

4. раскрыть дискуссионные вопросы психологии воли, представленные в раз­личных психологических теориях о природе, сущности и механизмах воли;

5. раскрыть место и специфику воли в общей структуре уровней психической регуляции поведения и деятельности человека;

6. рассмотреть конкретные проявления (процессы, состояния, усилия, дейст­вия, качества) воли.

Как регулятивные явления эмоции выступают в качестве специфической формы непроизвольной регуляции, интегрирующей различные поведенческие проявления (вегетативные, психофизиологические, моторные и т.п.) для удовле­творения потребности. Рассмотренные как переживания, эмоции пристрастно "отряжают" мир с точки зрения предоставляемых им возможностей для удовлетворения потребностей. Оценивая значимость любого объекта, явления реально­сти, эмоции выступают ведущей, но не единственной формой существования личностного смысла. Имея сложное двухкомпонентное строение, эмоции обна­руживают и двойственную детерминацию. Последняя связана как с иерархиче­ским строением когнитивных процессов, соответствующим образом отражаю­щих причину эмоций, так и с иерархией потребностей, соответствующих разным уровням активности человека - биологический индивид, социальный индивид, личность (Модуль 1).

Сложность строения эмоциональных явлений определяет своеобразие эмоционального сопровождения различных когнитивных процессов наличие са­мостоятельных эмоциональных феноменов: аффективного тона ощущений; пер­цептивной защиты; эмоциональной памяти; эмоциональных впечатлений, при­чудливо объединяющих разномодальные образы; наличием интеллектуальных чувств, эмоционального интеллекта. Будучи связанными с когнитивными про­цессами, эмоциональные явления выступают то как обусловленные спецификой когнитивных процессов, то как обусловливающие эту специфику (Модуль 2).

Многообразие эмоций в сочетании с многообразием исследовательских подходов к их объяснению порождает поиск различных критериев классифика­ций эмоций. На наш взгляд, в большинстве случаев эти критерии приводя! к созданию или описательных, или функциональных, или генетических классификаций или к классификациям, сочетающим то и другое. Будучи разноуровневы ми, эмоциональные явления различаются по содержанию стоящих за ними потребностей, по устойчивости, динамике протекания, обратимости производимых ими эффектов. Это предполагает их изучение как процессов, состояний, устом чивых особенностей человека (Модуль 3).

Чувства - монополия только человека. Их свойства неотделимы от свожч и эмоциональных явлений, но высокий ранг чувств в эмоциональной сфере челн пека (положение обязывает) обусловливает специфику проявления этих свойств(Модуль 4).

В психологии воли уживаются противоречивые точки зрения, продуци­рующие сомнения исследователей не только относительно ее традиционно изу­чаемых признаков, но и ее самостоятельного существования как психической реальности. Положение усугубляется трудностями методического характера и противоречивостью результатов экспериментального исследования воли, что и приводит ученых к пессимистическим выводам по поводу судьбы психологии воли (Модуль 5).

В современной отечественной психологии воля изучается в рамках регу­ляционного, мотивационного подходов и подхода выбора (Модуль 6). Различия между указанными подходами проявляются в трактовках воли, в предлагаемых моделях ее изучения, в описаниях ее функций, диагностических признаков, интрапсихических техник, главных сфер проявления, завершения ее действия, во взглядах на ее воспитание (Модуль 7).

Изучение конкретных проявлений воли: волевых процессов, волевых со­стояний, волевых действий, волевых усилий, волевых качеств - предполагает определение условий их актуализации, обозначение их характеристик и призна­ков, классификацию различных форм волевой активности (Модуль 8). На сего­дняшний день больше "повезло" волевым действиям, которые, в первую оче­редь, являются объектом исследовательского интереса. Однако, если мы дейст­вительно думаем, что воля служит личности и ее жизнестроительству, мы долж­ны систематизировать наши знания о ней не столько для "порядка", сколько для развития психологии воли и превращения этой психологической области в дей­ственный, практический инструмент оказания помотци людям. Ведь до сих пор еще бывает, что хочется все бросить, но жизнь так хороша, что воля к ней все пересиливает.

Модульная форма учебного пособия предполагает наличие проектных за­даний и тестов рубежного контроля. Критериями оценки усвоения учебного модулявыступают полный ответ на два (по выбору преподавателя) из проект­ных заданий. Для студента критериями самооценивания (если не подглядывать сразу же в правильные ответы) выступают следующие: 50-60% правильных от­ветов на задания теста рубежного контроля соответствуют 3 баллам; 70-80% правильных ответов - 4 баллам; 90-100% правильных ответов - 5 баллам.

РАЗДЕЛ 1. ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ ЭМОЦИЙ

Модуль 1. Основные направления изучения роли, детерминант, строения эмоциональных явлений

Цель модуля: 1)раскрыть регулятивную сущность эмоциональных явле­ний, рассмотреть основные характеристики эмоциональной регуляции поведе­ния; 2) определить эмоции как переживания, установить их строение; 3) рас­смотреть с позиций бихевиоризма, психоанализа, когнитивных теорий взгляды на детерминанты эмоций.

Наши рекомендации