Функции | № - № пробы | Описание проб |
1. КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ ПРАКСИС 1 а. Выполнение по зрительному образцу | 4 - 6 | Ребёнку предлагается воспроизводить заданные положения пальцев руки. Соединить 1 и 2 пальцы в кольцо. Пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты. Пальцы сжаты в кулак, 2 и 5 пальцы вытянуты. То же левой рукой. |
1 б. Выполнение по тактильному образцу | 9 - 10 | Глаза ребенка закрыты. Исследователь придает руке ребенка определенную позу, а затем снимает ее Ребенок должен воспроизвести позу той же рукой. Пальцы сжаты в кулак. 2 и 3 пальцы вытянуты. Пальцы сжаты в кулак. 2 и 5 пальцы вытянуты. То же левой рукой. |
1 в. Перенос поз. | 13 - 14 | Глаза ребенка закрыты. Исследователь придает руке ребенка опреде ленную позу, ребенок должен воспроизвести ее другой рукой. Пальцы сжаты в кулак. 2 и 3 пальцы вытянуты. Пальцы сжаты в кулак 2 и 5 пальцы вытянуты. То же левой рукой. |
2. ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ПРАКСИС | | Ребенок сидит напротив исследователя. Исследователь придает определенное пространственное положение своей руке. Ребенок должен воспроизвести его той же рукой. "Голосование" - рука согнута в локте и поднята вверх. Рука горизонтально перед грудью ладонью вниз. Большой палец под подбородком ладонь сагиттально, пальцами вперед Ладонь горизонтально к подбородку пальцами к себе. Ладонь горизонтально от подбородка, пальцами от себя. Левая рука касается правого уха. Правая рука касается левого уха. |
3. ДИНАМИЧЕСКИЙ ПРАКСИС 3 а. Смена трёх положений кисти. | | Ребенку предлагается последовательно придавать своей руке положение кулака, распрямленной кисти, расположенной "ребром", и ладони, ударяющей по столу плашмя. Задание выполняется правой рукой, Задание выполняется левой рукой. |
3 б. Выполнение графических проб. | | Ребенку предлагается рисовать заданный узор в течение 20 сек |
3 в.Реципрокная координация. | | Ребенку предлагается положить перед собой руки, одна из которых сжата в кулак, а другая распрямлена. Затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей, разжимая одну и сжимая другую. |
4. СЛУХО - МОТОРНЫЕ КООРДИНАЦИИ 4 а. Оценка ритмов. | | Исследователь стучит по столу, ребенку предлагают определить, сколько раз он стучит или сколько ударов содержится в каждой "пачке". Одиночные "пачки" (II или III). Серии "пачек" (II II II или III III III). |
4 б. Воспроизведение ритмов по слуховому образцу. | | Простые ритмы (II II II). (III III III). (II II II). Акцентированные ритмы (II III II III II) (III II III II III II). |
4 в. Воспроизведение ритмов по инструкции. | | Ребенку предлагается выполнять ритмы по речевой инструкции (для школьников). Стучать "по 2 раза", "по 3 раза". Стучать "по 2 раза сильно и по 3 раза слабо". |
5. СТЕРЕОГНОЗ. | | Глаза ребенка закрыты. Исследователь вкладывает предмет в его руку, Ребенок должен на ощупь узнать его (используются хорошо знакомые предметы по три в каждую руку: расческа, ключ, булавка) Ощупывание предметов правой рукой. Ощупывание предметов левой рукой. |
6. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС | | Ребенку предлагаются различные предметные изображения, которые он должен узнать (несколько изображений на одном листе). Реалистические изображения. Схематические изображения. Наложенные изображения. Ребенку предъявляется сюжетная картинка и предлагается рассказать, что на ней изображено. |
7. РЕЧЬ 7 а. Сенсорная функция речи | | Ребенка просят показать называемый объект (используются те же картинки, что при исследовании зрительного гнозиса). |
7 б. Моторная функция речи | | Ребенка просят повторить звуки: "у, б, л, н, д, т". Ребенка просят повторить слоги: "ба-па, да-та, би-ба-бо". Ребенка просят повторить слова: "дочка, точка, кадр, кораблекрушение". Бочка-почка-точка-дочка Ребенка просят повторить фразу: "В саду за высоким забором росли яблони". |
7 в. Номинативная функция речи. | | Оценивается по результатам выполнения пробы N-39 |
8. СЛУХО - РЕЧЕВАЯ ПАМЯТЬ. 8 а. Запоминание 2-х групп по 3 слова. | | Ребенку предлагается повторить слова: "дом, лес, кот ". После этого предъявляется вторая группа слов: "ночь, игла, пирог". Затем спрашивают: "Какая была 1-я группа слов?", а после этого: "Какие слова были во 2-й группе?". Процедура повторяется не более 5 раз. |
8 б. Запоминание 5 слов. | | Ребенку предъявляются слова: "дом, кот, лес, ночь, звон", , которые он должен воспроизвести в заданном порядке (последнее обстоятельство подчеркивается). При неудаче задание повторяется, но не более 5 раз. |
8 в. Воспроизведение слов после интерференции. | | . Ребенка просят припомнить две группы слов, а затем опять пять слов, которые он только что воспроизвел. |
8 г. Повторение рассказа | | Ребенку предъявляется короткий рассказ, затем просят передать его содержание(например, Л. Н. Толстой "Курица и золотые яйца"). |
9. РИСУНОК. 9 а. Самостоятельный | | Ребёнка просят нарисовать: домик, человечка |
9 б. Срисовывание с образца. | | Ребёнку предлагают срисовать домик правой рукой. Задание выполняется левой рукой. |
10. ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ. 10 а. Запоминание невербальных стимулов. | | Ребёнку предлагается срисовать 5 фигур: после чего образец убирается и ребёнок должен воспроизвести его по памяти. При невозможности - образец показывается опять, но не более 5 раз. Задание выполняется правой рукой. |
10 б. Запоминание вербальных стимулов | | Ребенка просят скопировать 5 букв: Е, Г, Р, К, У, а затем воспроизвести их по памяти. При невозможности воспроизвести - повторить не более 5 раз. |
10 в. Воспроизведение после интерференции | | Ребенка просят письменно воспроизвести все фигуры, а потом все буквы, которые ему предъявлялись для запоминания. |
11. ЧТЕНИЕ. | | Ребенку предлагают назвать буквы, прочесть отдельные слова, фразы (для школьников). |
12. ПИСЬМО. | | ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ: Ребенка просят правой рукой написать слова: дом, окно, халат. Списать правой рукой фразу: "Я хочу домой". Ребенка просят левой рукой записать слова: кровать, луч. Списать левой рукой слова: ток, нос. В максимально быстром темпе написать цифры от 1 до 10 правой рукой. То же левой рукой. |
13. СЧЁТ. | | Ребенка просят сказать, сколько будет: 3+4, 7+5, 8-3, 1-4, 18:6, 5X3. |
14. МЫШЛЕНИЕ. | | Ребенка просят решить задачу: "У Пети 2 яблока, у Миши - 6. Сколько яблок у обоих?". Ребенка просят решить задачу: "У Кати 4 игрушки, у Сони - на 2 больше. Сколько игрушек у обеих?". |