Методические рекомендации к подготовке к семинарским, практическим и лабораторным заданиям
· Подготовка к коллоквиуму/семинарам – для того, чтобы подготовиться к коллоквиуму, важно ознакомиться с вынесенными на обсуждение текстами и проработать вынесенные на обсуждение вопросы; в отличие от семинара коллоквиум предполагает не только более глубокое/комплексное обсуждение темы, но и большую степень самостоятельности в ответе на поставленные вопросы; приветствуется привлечение для обсуждения дополнительного материала, а также вынесение на обсуждение дополнительных вопросов (это можно сделать через сообщество в Кампусе);
· Подготовка к практическим занятиям – как правило, не требуется готовиться заранее. Выполнение практических заданий направлено на овладение теорией и освоение конкретных аналитических моделей. Раздаточный материал для практических заданий слушатели курса получают перед началом работы. Иногда выполнение практической работы требует предварительного знакомства с теорией. Иногда – теория выводится из практического действия и формулируется на его основе. Продолжение обсуждения разультата практических занятий возможно в ЦК.
· Экзамен –в рамках этого курса предусмотрена накопительная система выставления оценки (суммируются баллы за тесты и творческие задания, предусмотренные к каждому модулю). В исключительных случаях (пропуски по уважительной причине и т.д.) итоговой формой отчетности может стать экзамен. Экзамен проводится в виде собеседования в устной форме. Билет включает два вопроса – теоретический (см. список) и практический (анализ). Для подготовки к экзамену рекомендуется пользоваться не только предложенной литературой, но и презентациями и раздаточными материалами к курсу.
Глоссарий
Биографическое интервью (Семенова) – разновидность полуструктурированого интервью, тематические блоки которого соответствуют последовательности жизненных циклов индивида.
Воплощение в сюжет (Уайт) – эффект, возникающий вследствие того, что персональный или социальный опыт обретает сюжетную форму.
Время или темпоральная структура в повествовании (разработано Бенвенистом, Рикером, Кермоудом, Вайнрихом) – комплекс временных стратегий, поставленных на службу времени. Фиксирует соотношение времени реальной жизни, феноменологического переживания времени, системы глагольных времен, игр со временем.
Жанр (Шкловский) – форма понимания.
Идентификация – для социальных конструкционистов – временная, ситуативная версия идентичности, которая возникает в ходе локального социального взаимодействия и является производной от позиции, занятой в ходе этого взаимодействия. Для представителей рецептивной эстетики – самоотождествление читателя с литературными персонажами, его переживание вымышленного мира художественного произведения как конкретно-жизненного.
Индекс (Барт) – признаки, позволяющие раскрыть характер персонажа, его эмоциональное состояние, обрисовать атмосферу, в которой совершается действие.
Интеллигибельность – критерий эффективности и рассказа, и нарративных форм производства знания. Подразумевает меру понятности, прояснения ситуации для аудитории.
Качественное исследование (Семенова) – исследование, где результаты получен не путем статистических процедур или другими методами математического подсчета, а путем раскрытия смыслов и интерпретации номинальных ответов, выражающих субъективную ценность данного предмета с точки зрения самого субъекта. Цели такого исследования состоят в понимании и интерпретации субъективного аспекта персонального и социального опыта.
Кодирование – процесс соотнесения текстовых данных с более общим понятием путем присвоения им обобщенного краткого названия (кода).
Контекст (Семенова) – набор характеристик, которые уточняют условия существования данного феномена, подлежащего изучению, т.е. локализуют события или процессы в пространстве и времени. Контекст представляет собой набор особых условий, в рамках которых происходят описываемые события или действия.
Когерентность – связность и понятность высказываний в нарративе, выступающая критерием его эффективности и субститутом истинности. Постмодернистский психолог Нельсон Гудман писал, что «в случае анализа нарративов более правдивыми оказываются те версии, которые поддерживают элементы в большей когерентности».
Комедия как жанр Я-нарратива (Мюррей) – относительно устойчивый набор формальных правил и конвенций повествования, который позволяет описывать рассказываемые события в терминах победы человека над миром через гармонизацию противоборствующих сил. Акцент на социальности и способах улаживания конфликтов.
Ландшафт действия и ландшафт сознания (Греймас) – система координат, которая позволяет выявить уровень, на котором разворачиваются события для рассказчика.
Лейтмотивное интервью – полуструктурированное интервью, построенное на отслеживании одного аспекта жизнедеятельности на протяжении всей жизни индивида.
Модальность повествования (Женетт) – фиксирует момент подробности изложения событий, характер информирования о них.
Нарратив - «разновидность организационных форм, выраженных в форме истории» (Полкинхорн). «Кто-то рассказывает кому-то, что что-то произошло» (Б.Х. Смит). Последовательное и связное изложение событий, развивающихся во времени от начала через кульминацию к развязке.
Нарративная полировка (Спенс) – психологический эффект рассказывания историй – возможность придать своему опыту форму, тем самым, сделав его связным, правдоподобным и непротиворечивым.
Нарративная идентичность (Рикер) – идентичность, которая возникает по ходу рассказывания.
Нарративное интервью – метод, построенный на побуждении собеседника к рассказыванию и последующем анализе повествовательного материала. Предполагается, что в ходе свободного рассказывания в памяти рассказчика всплывают наиболее значимые для него на данный момент эпизоды. Это позволяет выявлять смыслообразующие моменты биографического повествования.
Нарративное разделение (Мюррей) – процесс удержание жизненных событий и обстоятельств в нарративе для того, чтобы сделать их доступными восприятию.
Осевое кодирование (Страусс) – ряд процедур, позволяющих реструктурировать данные, полученные в ходе открытого кодирования в терминах причинно-следственных связей. Для этого используется парадигма кодирования (имеющая структурные сходства с нарративной схемой): условия, контекст, стратегии действия/взаимодействия и следствия.
Открытое кодирование (Страусс) – процесс разбивки, сравнения, концептуализации и категоризации данных.
Персонаж Я-нарратива (Мюррей) – эффект самопрезентации, перформативно показанной на глазах других.
Персонажи – субъекты действия в повествовании. Варианты их классификации дали Пропп, Бремон, Тодоров.
Порядок сюжета (формалисты) – последовательность, в которой слушатель/читатель узнает о сюжете.
Последовательность (Бремон) – группа ядерных функций, которая фиксирует логику совершения действий тех или иных персонажей.
Прогрессивный и регрессивный Я-нарратив (Джерджен) – описание жизни в терминах успеха или провала.
Рассказ и рассказывание (Мишлер) - разделение введенное для того, чтобы подчеркнуть приоритеты анализа Я-нарратива. Анализировать рассказ означает изучать события, к которым отсылает язык. Анализировать рассказывание означает выявлять специфические для рассказчика стратегические выборы, осуществляемые исходя из тех позиций, которыми наделяются участники коммуникации.
Рассказанный мир (Кэтрин Юнг) – область жизни, находящая свое воплощение в рассказах.
Роль в нарративе (Бремон) – возможность позиций, занимаемых вероятными персонажами. В таком случае сюжет интерпретируется как упорядочивание ролей.
Романс как жанр Я-нарратива (Мюррей) - относительно устойчивый набор формальных правил и конвенций повествования, который позволяет описывать рассказываемые события в терминах абстрактной победы добра и зла. Акцент на отдельном герое.
Самоавторизация (Епстон) – возможность обретения контроля над историями, формирующими идентичность рассказчика. Процесс гармонизации соотношения повествовательных инстанций.
Сюжет (формалисты)– способ объединения и подачи событий в ходе повествования; то, как о событиях было рассказано в тексте.
Точка зрения (Джеймс, Успенский) – «источник, направление и угол падения света, который одновременно освещает субъекта и улавливает его черты». Угол зрения, под которым излагаются события и переживания.
Транскрипт – более-менее формализованная запись устной речи.
Фабула (формалисты) – последовательность событий в действительности.
Фокализация (Ж. Женетт) – позиция персонажа, на которую настроено повествование. При этом не обязательно, чтобы повествование велось от лица этого персонажа. Виды фокалицазий: нулевая (вездесущий автор), внешняя (персонажи изображены только извне), внутренняя (повествование глазами персонажа).
Формула (Кавелти) – комбинация или синтез специфических культурных конвенций с более универсальной формулой или архетипом.
Формульная история (Кавелти) – повествование, организованное в соответствии с актуальными для массовой культуры конвенциями с использованием традиционных типов сюжета, образов и мотивов. Характеристик формульных историй – высокая степень стандартизации, эскапизм, развлекательность.
Функция (Барт) – повествовательная единица или единица сюжета, связанная с другими е элементами. Различают основные (ядерные) и вспомогательные (катализаторы) функции.
Функция (Пропп) – поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его значимости для хода действия.
Хронотоп (Бахтин) – единство пространственно-временных отношений в тексте, имеющее эмоционально-ценностную окраску и оказывающее влияние на возможное развитие сюжета.
Я-нарратив (Джерджен) – рассказанная версия идентичности