Самодиагноз или профессиональный диагноз
Дислексия — необычный диагноз. Многих родителей и детей он даже утешает. Некоторые взрослые едва ли не хвастаются этим и говорят, что ребенку просто не смогли правильно поставить диагноз и поэтому считали его глупым, а на самом деле это совсем не так. Дислексия и вправду означает вовсе не низкий уровень интеллекта (в действительности порой даже наоборот), а очень необычное нарушение функций. Время от времени серьезные научные работы ставят под сомнение само существование дислексии, что обычно провоцирует громкий протест ученых, изучающих расстройство чтения. Защитники указывают на то, что дислексия — это вовсе не плохое умение читать, ведь дислексики делают очень необычные и характерные ошибки при чтении и произнесении по буквам, несмотря на нормальное обучение и средний или даже высокий уровень интеллекта.
Основная проблема здесь в отношениях между дислексией и IQ. Широко распространено мнение, что некоторые очень умные люди страдают и поэтому их считают ленивыми, невнимательными. Основная суть дислексии в том, что способность к чтению гораздо ниже, чем способности к прочим навыкам. Результаты тестов на умение читать сильно отличаются от других тестов IQ. Критики возражают, что все объясняется тем, что представители среднего класса, богатые родители не могут или не хотят признать, что их дети не слишком способны, и пытаются манипулировать системой образования в своих целях. Другие считают, что родители часто слишком многого требуют от своих детей.
Кто это?
Случалось ли, что вас принимали за кого-то другого, причем, как вам кажется, совершенно не похожего на вас? Бывает ли, что вам кажется, будто вы знаете человека, помните лицо, но не помните имени? Вы узнаете политиков или спортсменов, но не узнаете, как их зовут? Или чье-то лицо кажется знакомым, но ничего о человеке вы сказать не можете?
Говорят, что лица не забываются, но это, конечно, не так. Исследователи установили: то, как люди заранее оценивают свою способность узнавать лица в экспериментах, не имеет ничего общего с реальностью. Есть данные, что у людей, запоминающих лица лучше, чем другие, просто лучше зрительная память. Т.е. они также лучше запоминают картины, карты и рукописные тексты. Можно сказать, что у них особые способности в отношении карт и образов.
Агнозия на лица
Способность запоминать и узнавать людей очень важна в повседневной жизни. Представьте, что вы не можете узнать в толпе любимого человека, не узнаете своих родителей на празднике или своего начальника в офисе. Яркая иллюстрация того, насколько важна память на лица, — агнозия на лица, неспособность узнавать людей. Люди, страдающие этим расстройством, не в состоянии не только узнать знакомых, но и порой самих себя в зеркале. При этом удивительно, что многие пациенты довольно легко различают другие предметы — машины, книги, даже разные очки, но только не лица.
Основной вопрос — существуют ли для распознавания лиц особые, специальные механизмы, работающие иначе, чем для других вещей. Для этого требуется исследовать и выделить два очень странных и (к счастью) редких явления: люди хорошо узнают лица, но плохо распознают предметы (визуальная агнозия), и наоборот (агнозия на лица). Для когнитивных нейропсихологов вопрос заключается в том, можно ли выделить конкретные области мозга, связанные с узнаванием лиц и с распознаванием предметов.
Современные данные о пациентах, страдающих агнозией на лица, с повреждениями мозга или без повреждений, позволяют предположить, что есть определенные области мозга (средняя веретенообразная извилина и затылочная извилина), которые, возможно, отвечают за восприятие лиц. Это можно наглядно продемонстрировать с помощью фотороботов. В 1970-х разработали систему для создания фотороботов — человек «собирал» лицо из большого количества деталей. Можно было выбрать нос из коллекции, включавшей все распространенные формы носов. Отдельно выбирались рот, глаза, волосы и т. д. Эта техника позволила провести ряд экспериментов.
Способен ли человек собрать точный, узнаваемый портрет мужа или жены, знаменитого политика или даже свой собственный? Для этого ему нужно осознать и выбрать конкретную форму — рта, глаз и т. д. Результат показал, что людям сложно дается создание общего вида из деталей.
«Мужчины с маленьким лбом ненадежны, а если лоб округлый или выдающийся, то его владелец раздражителен. Прямые брови говорят о мягкости нрава, выгнутые к вискам – о капризности и притворстве. Выпученные глаза означают дерзость, а поддергивающиеся – нерешительности. Большие торчащие уши говорят о склонности к неуместным разговорам или болтовне»
Аристотель, 350 до н.э.
Эти исследования также показали, что даже легкое изменение отдельных черт приводит к значительным пРоблемам в узнаваемости. Стоит добавить парик, бороду или очки, и процент узнавания резко падает (преступники повсеместно пользуются этим). Даже если показать человеку только профиль или три четверти лица вместо привычного «анфас», то он тут же начнет испытывать проблемы с узнаванием. Похоже, люди воспринимают лицо или предмет целиком, а не по частям. А потом пытаются увидеть в лице отражение черт характера. Поэтому о лице скорее скажут, что оно «честное», «грубое», «нежное» или «хитрое». Подумайте, как бы вы описали лицо Уинстона Черчилля или Нельсона Манделы? Стали бы вы говорить, какого размера или какой формы у них глаза? Вряд ли.
Много интересных исследований проводилось с искаженными картинками. В одних были перепутаны части лица, например, глаза и форма лица, или даже переворачивалось все лицо. В других искажали отдельные элементы — например, закрашивали зубы черным. Оказалось, что искажения отдельных элементов замечают всегда, а искажения в структуре порой остаются незамеченными. Поэтому предполагают, что агнозия на лица затрагивает восприятие лица целиком или как структуры, а визуальная агнозия — и восприятие предмета целиком, и аналитическое восприятие деталей.
Элементы процесса
Пытаясь понять сложный процесс распознавания лиц, психологи предположили, что он состоит из отдельных этапов. Анализ выражения лица — умение по чертам лица определить эмоциональное состояние. Анализ речи по лицу — умение «читать по губам», чтобы лучше понимать речь. Прямая обработка визуальных данных — сюда относится и умение рассматривать отдельные области лица, конкретные его черты и выражение глаз. Кроме того, выделяют блок узнавания лиц, который сохраняет информацию о структуре и форме лиц знакомых людей, — это могут быть круглые, вытянутые, скорбные лица. Отдельный процесс — определение имени. Этот процесс обращается, во-первых, к именам, которые хранятся у нас в памяти, а во-вторых, к тем отделам памяти, где хранятся отдельные сведения о конкретных людях: возраст, профессия, увлечения и т. д.
Факторы, влияющие на процесс
Исследования дали интересные результаты, одни более ожидаемые, другие не настолько.
• Чем дольше видишь лицо, тем легче его запоминаешь.
• Чем больше лицо отличается от лица свидетеля, тем хуже оно распознается.
• Даже спустя значительное время узнавание останется почти на том же уровне.
• Неважно, видел ли один человек другого «вживую», на видео или на фотографии: результаты распознавания почти не отличаются.
• Фотографии, сделанные вверх ногами, распознаются куда труднее.
• Чем лицо необычнее (нетипичнее, характернее), тем легче оно узнается.
И наконец, заключительный этап — общая система знаний, когнитивная система знаний о людях (например, спортсмены — мускулистые, актрисы — красотки, алкоголики — потасканные). Нарушение хотя бы одного из этих элементов влияет на весь процесс. Самые важные элементы для повседневного узнавания:
• структурное кодирование — запись в памяти особенностей лица и создание отдельного узла для конкретного человека;
• определение имени.
Распознавание лиц — очень важная область прикладной психологии, она активно развивается — в немалой степени потому, что в последние годы серьезные требования предъявляются системам безопасности. Самая очевидная цель таких исследований — научить компьютер узнавать и запоминать людей.