Примерная тематика контрольных работ. 080505.65 – «Управление персоналом»

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Рабочая программа

Специальность

080505.65 – «Управление персоналом»

Санкт-Петербург – 2008

Рецензенты:

Л.В. Куликов

доктор психологических наук, профессор

(Санкт-Петербургский государственный университет)

Н.Г. Винокурова

доктор педагогических наук, профессор

(Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России)

Иванова С.П. Кузьменкова Л.В., Соловьев В. А. Конфликтология: рабочая программа учебной дисциплины по специальности 080505.65 – «Управление персоналом» / Под общей ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2008. – 22 с.

Рабочая программа учебной дисциплины «Конфликтология» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, устанавливающего требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальности 080505.65 – «Управление персоналом», а также квалификационных характеристик.

Рабочая программа учебной дисциплины «Конфликтология» предназначена для слушателей очной и заочной форм обучения обучающихся по специальности 080505.65 – «Управление персоналом».

Рассмотрена на заседании Ученого совета Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России и рекомендована в качестве рабочей программы (протокол № 10 от «27» июня 2008 года).

© Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2008

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины «Конфликтология» разработана с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080505.65 – «Управление персоналом», квалификационных характеристик и Методических рекомендаций по разработке учебных планов и программ учебных дисциплин для образовательных учреждений ГПС МЧС России.

Учебная программа по конфликтологии цикла дисциплин специализации составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения и определяет содержание и структуру дисциплины.

Преподавание и изучение курса «Конфликтология» во взаимосвязи с гуманитарными дисциплинами, с педагогикой и другими общественными науками преследует цели:

- вооружить слушателей, студентов и курсантов системой научных знаний в области теории конфликтологии;

- формировать у обучаемых профессиональные качества организатора и руководителя служебного коллектива МЧС России;

- воспитывать высокую культуру общения и деятельности.

Исходя из этого, предметом курса “Конфликтология” для слушателей, студентов и курсантов является изучение основных закономерностей возникновения и функционирования социальных конфликтов, их сущности, структуры, динамики и роли в жизнедеятельности служебного коллектива.

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника. Профессиональная деятельность сотрудников и работников МЧС России осуществляется в условиях конфликтного взаимодействия с отдельными лицами и группами людей, нередко нарушающими закон. Это вызывает необходимость изучения конфликтологии как теории противоправного поведения. Одновременно взаимодействие самих сотрудников порождает социальные противоречия и конфликты в служебных коллективах. Недооценка знания источников и причин этих конфликтов, отсутствие у руководителя навыков организации своего поведения в конфликтной ситуации существенно снижает эффективность служебной деятельности сотрудников. В связи с этим при подготовке руководителей МЧС и специалистов по кадрово-воспитательной работе в цикле дисциплин специализации было предусмотрено изучение конфликтологии. Преподавание предмета начинается после изучения курсов общей и социальной психологии

В результате изучения курса “Конфликтология” каждый слушатель, студент и курсант обязан знать:

- основные положения современных теорий и методик анализа и разрешения конфликтов;

- системы управления конфликтными ситуациями;

- типичные причины конфликта в межличностных отношениях и служебной деятельности сотрудников МЧС;

- структуру, динамику и функции конфликта в служебном коллективе и жизнедеятельности отдельного сотрудника;

- принципы бесконфликтного руководства личным составом.

На основе полученной системы знаний и в ходе практических занятий и тренингов каждый слушатель обязан уметь:

- на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных научных концепциях;

- грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;

- участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования;

- владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях;

- диагностировать причины конфликта, его объект, цели, мотивы, интересы и ценности конфликтующих сторон;

- вырабатывать и применять практически стратегии поведения в ходе конфликтного взаимодействия;

- определять и давать оценку очевидным и скрытым последствиям конфликта, влияниям и давлениям на конфликтующие стороны различных факторов;

- использовать подходящие приемы коммуникации, облегчающие процесс разрешения конфликта и обеспечивающие уменьшение опасности продолжения его после формального разрешения;

- вырабатывать варианты решений, используемых для управления конфликтом;

- достигать восприимчивости конфликтующими сторонами предложений по оптимальному решению конфликта;

- выполнять функции посредника на переговорах конфликтующих сторон;

- использовать для предотвращения и решения конфликта различные формы власти, официальные и неофициальные меры;

- учить сотрудников общению в условиях острого противоборства и экстремальных условиях службы;

- подбирать и расставлять сотрудников с учетом конфликтогенности и психологической совместимости;

- использовать в условиях конфликта приемы психологической самозащиты, саморегуляции и психологического воздействия на противостоящую сторону;

- управлять личным составом в сложной обстановке служебной деятельности;

иметь представления:

- о том, как грамотно помогать сотруднику, находящемуся в ситуации жизненного кризиса;

- как реализовывать требования принципов гуманизма и социальной справедливости в руководстве людьми.

На основе знаний, навыков и умений у каждого слушателя, студента и курсанта должны сформироваться коммуникативная культура, чувство уверенности, желание и готовность к деятельности и общению в нормальных и затрудненных условиях.

Организационными формами изучения дисциплины являются лекции, семинарские и практические занятия.

Часть учебного материала планируется для самостоятельной работы в соответствии с разрабатываемыми методическими рекомендациями.

Дисциплина имеет объем 83 часа, из которых на проведение лекций отводится 16 часов, семинарских занятий – 14 часов, практических занятий – 14 часов и самостоятельную работу – 39 часов.

Формой итогового контроля является экзамен.

Слушатели заочной формы обучения выполняют контрольную работу и сдают экзамен после изучения основного курса, который рассчитан на 83 часов. На проведение лекций отводится – 8 часов, семинарских занятий – 8 часов и самостоятельной работы – 67 часов.

Распределение объема часов по видам учебных занятий приведено в тематических планах.

Практические занятия проводятся двумя преподавателями.

Вариативность образовательного процесса реализуется посредством изменения количества часов, отводящихся на изучение отдельных тем, их объединением, а так же выполнением самостоятельных работ по тематике, предусмотренной в данной программе.

Самостоятельная работа предполагает самостоятельное изучение отдельных вопросов программы, обобщение и расширение информации, полученной на лекциях и других видах учебных занятий, определение места полученных знаний в своей будущей профессии.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №1

по дисциплине «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»

для очной формы обучения

Общее количество часов — 83,

аудиторных занятий — 44 ч., самостоятельная работа — 39 ч.

№ тем НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ Всего Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Лекции Семинары Пр. занятия
1. Предмет и задачи курса конфликтологии    
2. Теоретические и методологические проблемы исследования конфликтов  
3. 8 Конфликты в трудовых коллективах
4. Межличностный конфликт
5. Внутриличностный конфликт  
6. Диагностика и управление конфликтом
7. Культура общения и деятельности в конфликтной ситуации
  ЭКЗАМЕН        
  Всего по учебному предмету

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №2

по дисциплине «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»

для заочной формы обучения

Общее количество часов — 100,

аудиторных занятий — 12 ч., самостоятельная работа — 88 ч.

№ тем НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ Всего Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Лекции Семинары Практические занятия Контрольная работа
1. Предмет и задачи курса конфликтологии      
2. Теоретические и методологические проблемы исследования конфликтов      
3. 8 Конфликты в трудовых коллективах        
4. Межличностный конфликт    
5. Внутриличностный конфликт    
6. Диагностика и управление конфликтом      
7. Культура общения и деятельности в конфликтной ситуации      
  ЭКЗАМЕН          
  Всего по учебному предмету +

Содержание дисциплины

Тема 1. Предмет и задачи курса конфликтологии

Природа социальных конфликтов, их причины, особенности протекания в различных сферах общественной жизни. Конфликты с точки зрения новых форм взаимоотношений между людьми. Преодоление регионального, группового и личного эгоизма и амбиций, стереотипов мышления. Конфликт властных структур общества. Конфликты в деятельности МЧС. Конфликтофобия.

Источники конфликтов. Междисциплинарные аспекты проблемы сущности, причин, разрешения и предупреждения конфликтов. Социология и социальная психология о природе конфликта. Связь конфликтологии МЧС с юридической конфликтологией, психологией и криминологией. Конфликтология МЧС – система знаний о закономерностях возникновения, развития и принципах управления конфликтным взаимодействием сотрудников, их поведением и деятельностью в условиях столкновения и противоборства с отдельными лицами и группами противоправной направленности.

Задачи и значение курса конфликтологии в деятельности руководителя подразделений МЧС России.

Самостоятельная работа. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к предстоящим занятиям.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [1, 3].

Дополнительная литература: [1, 5, 9, 21, 30].

Тема 2. Теоретические и методологические проблемы исследования конфликтов.

Уровни исследования конфликтов: социально-философский, социологический, социально-психологический, индивидуально-психологический.

Конфликт как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом интересов, ценностей и мотивов людей, пытающихся реализовать их во взаимоотношениях друг с другом на фоне острых эмоциональных переживаний.

Западные теории конфликтов. Отечественные исследования конфликтов. Методологические принципы исследования конфликта: принцип системного подхода, принцип социально-деятельностного контекста, принцип энтропии, экстремальный принцип максимума информации и ресурсов, принцип личностного подхода, принцип развития, принцип дополнительности.

Типичные причины и формы конфликта, их классификация: информация, структура, ценности, отношения и поведение. Оценка конфликта. Признаки конфликта: по источнику, по содержанию, по значимости, по типу разрешения, по форме выражения, по типу структуры взаимоотношений, по социальной формализации, по социально-психологическому эффекту, по социальным результатам.

Классификация конфликтов. Уровневый подход к классификации конфликтов: социальные конфликты (классовые, национальные, религиозные, военные и др.); социально-психологические конфликты (межведомственные, межорганизационные, организационные, организационно-управленческие, структурные и др.); психологические (межличностные, внутриличностные, ситуативные, внушенные и др.). Признаки социальных, социально-психологических и психологических конфликтов. Виды конфликтов: межличностный, внутриличностный, межгрупповой.

Структура конфликта: цели, причины, условия, обстоятельства, объект, инцидент, оппоненты в конфликте.

Динамика конфликта: возникновение, осознание объективной конфликтной ситуации, переход к конфликтному поведению, разрешение конфликта.

Основные функции конфликта. Общая характеристика методов социально-психологического исследования конфликта.

Семинарское занятие: Проблемы исследования конфликтов.

Примерные темы рефератов:

1. Уровни исследования конфликтов.

2. Классификация конфликтов.

3. Структура конфликта.

4. Динамика конфликта.

Самостоятельная работа. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к предстоящим занятиям.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [1,2, 3].

Дополнительная литература: [2, 5, 9, 11, 23].

Тема 3. Конфликты в трудовых коллективах

Факторы макро и микросреды, препятствующие служебной деятельности сотрудников МЧС России: политическая, экономическая и нравственно-правовая ситуация в стране и рост преступности. Усложнение организационной среды общества.

Организационный конфликт: сущность и причины. Противоречия между службами и подразделениями. Основные конфликтогенные сферы коллективной деятельности: согласованность взаимоотношений, целевое и ценностное единство. Должностной и ролевой конфликты: сущность и причины.

Организационно-управленческие конфликтные ситуации в служебном коллективе: 1) конфликты, возникающие в связи с препятствиями достижения первичных (главных) целей служебной деятельности (по горизонтали и по вертикали); 2) конфликтные ситуации, возникающие в результате появления препятствий на пути достижения вторичных целей совместной деятельности (снизу вверх и сверху вниз); 3) конфликтные ситуации, связанные с уровнем развития коллектива (группы); 4) личные конфликты – недостатки в сфере межличностных отношений.

Служебные интриги.

Семинарское занятие: Конфликты в служебных коллективах МЧС.

Примерные темы рефератов:

1. Факторы среды, препятствующие служебной деятельности сотрудников МЧС России.

2. Основные конфликтогенные сферы коллективной деятельности.

3. Организационно-управленческие конфликты.

Практическое занятие:Служебные интриги.

Самостоятельная работа. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к предстоящим занятиям.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [1, 3].

Дополнительная литература: [3, 7, 9, 10, 13, 23, 35].

Тема 4. Межличностный конфликт.

Совместная деятельность – функциональная основа межличностных конфликтов в служебном коллективе. Межличностный конфликт – это столкновение личностей в результате несовместимости их потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и результате общения. Применение принципа деятельности при анализе межличностных конфликтов. Деловая и личностная основа конфликтов сотрудников. Психологическая совместимость сотрудников. Принцип дополнительности.

Личностная основа конфликтов: характерологическая и ситуативная. Акцентуация личности. Особенности общения акцентуированных личностей. Барьеры общения. Основные виды стратегии поведения в конфликте: избежание, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество.

Психологические особенности конфликтов и их разрешение в условиях служебной деятельности. Специфика отклоняющегося поведения человека, личность преступника. Распознавание и квалификация конфликтной ситуации. Выбор и принятие решения. Поведение сотрудника ГПС МЧС России в конфликтной ситуации. Уровень культуры и самоуправления.

Семинарское занятие: Межличностный конфликт.

Примерные темы рефератов:

1. Деловая и личностная основа конфликтов сотрудников.

2. Основные виды стратегии поведения в конфликте.

3. Поведение сотрудника ГПС МЧС России в конфликтной ситуации.

Практическое занятие:Выбор и принятие решения.

Самостоятельная работа. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к предстоящим занятиям.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [1, 3, 4].

Дополнительная литература: [1, 7, 8, 14, 26, 33, 35].

Тема 5. Внутриличностный конфликт.

Причины возникновения внутренних конфликтов: структура а) человеческого сознания и б) деятельности (внутренние и внешние условия). Субъективная и объективная неразрешимость ситуации.

Личностный смысл. Противоречивый смысл – конфликтный смысл действия. Ядро конфликта – содержание действий выбора. Ситуация принятия решения. Конфликт между мотивами. Непримиримость между долгом, служением общественным идеалам и естественным чувством самосохранения, страха. Противоречия между способностями и социальными нормами деятельности в данных условиях; противоречия между знанием, сознанием и реальным побуждением, между альтруизмом и принципом реальности. Служебная деятельность как источник длительных переживаний. Возможности личности к преодолению силы противоречий (тенденции развития или нарушение целостности «Я» личности). Нравственная устойчивость и деформация личности сотрудника. Совесть – нравственная регуляция поведения.

Служебная деятельность как источник негативных переживаний. Возможности личности к преодолению силы противоречий Внутренний конфликт как приспособление, адаптация к служебной деятельности. Источники утомления. Самоактуализация в реальном поведении. Экстремальная ситуация. Специфика механизма реакции на опасность: борьба и бегство. Толерантное поведение (порог толерантности). Эмоционально-волевая регуляция в условиях преодоления борьбы мотивов. Особенности свойств личности сотрудника и поведения в процессе служебной деятельности (готовность к сотрудничеству и риску; реакции на оскорбления; гибкость и самостоятельность в принятии решения; характер притязаний на успех или поражение; личность конформиста, интроверта и др.). Психологическая устойчивость. Способы психологической защиты и саморегуляции личности.

Практическое занятие:Способы психологической защиты и саморегуляции личности.

Самостоятельная работа. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к предстоящим занятиям.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [1, 2, 3].

Дополнительная литература: [2, 4, 9, 14, 18, 23, 25, 32, 33].

Тема 6. Диагностика и управление конфликтом.

Диагностика конфликта: сущность и содержание. Критерии сложности конфликтной ситуации (количество переменных, их описание и оценка). Анализ конфликтной ситуации: оценка позиций, интересов и целей противоборствующих сторон (установки в конфликте, правовые ценности, склонность к риску и т.д.); ориентация на победу (поражение), компромисс; типы личности; ресурсные возможности сторон и др. Графико-аналитический метод. Уровень неопределенности конфликта. Прогноз возможных действий сторон (стороны) и результатов конфликта. Вероятностная модель развития конфликта. Организационный, социально-психологический и педагогический аспекты конфликта.

Изменение оценки событий и форм поведения – начальная функция управления конфликтом. Выбор способов управления конфликтом: рефлексивное управление; метод информирования; управление через коллективный интеллектуально-волевой комплекс; поэтапное снятие конфликта на личностном уровне; управление через ограничение ресурсов сторон; переговоры и посредничество в переговорах как способы разрешения конфликта.

Педагогические условия профилактики конфликтов служебного коллектива: раскрытие человеческой индивидуальности; активизация и развитие положительных качеств личности; управление карьерой; формирование гуманистических отношений сотрудников; морально-психологическая подготовка сотрудников и др.

Семинарское занятие: Диагностика и управление конфликтом.

Примерные темы рефератов:

1. Анализ конфликтной ситуации.

2. Вероятностная модель развития конфликта.

3. Педагогические условия профилактики конфликтов служебного коллектива.

Практическое занятие:Выбор способов управления конфликтом

Самостоятельная работа. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к предстоящим занятиям.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [1, 2, 4].

Дополнительная литература: [1, 2, 4, 15, 20, 23, 35].

Тема 7. Культура общения и деятельности в конфликтной ситуации.

Управленческая деятельность. Преодоление противоречий в процессе выполнения служебных задач. Компоненты конфликтной деятельности в управленческом труде. Умение управлять конфликтом других и умение “конфликтовать” самому – важные качества руководителя.

Проблема принятия решения в конфликтной ситуации. Процесс трансформаций конфликтной ситуации; формирование альтернатив, из которых осуществляется выбор решения; прогнозирование результатов выбора; целеполагание; снижение неопределенности и риска; формирование способа оценки достижения цели и др.

Определение стратегии поведения в конфликте.

Основные условия обеспечения успеха служебной деятельности руководителя в конфликтной ситуации: конструктивная позиция в отношении конфликтных явлений; оптимальный стиль управления; психологическая подготовленность; коммуникативная компетентность и культура психосаморегуляции.

Семинарское занятие:Культура общения и деятельности руководителя МЧС в конфликтной ситуации.

Примерные темы рефератов:

1. Преодоление противоречий в процессе выполнения служебных задач.

2. Проблема принятия решения в конфликтной ситуации.

3. Определение стратегии поведения в конфликте.

Практическое занятие:Процесс трансформаций конфликтной ситуации.

Самостоятельная работа. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к предстоящим занятиям.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [2, 4].

Дополнительная литература: [5, 9, 11, 20, 23, 26, 28, 34].

Примерная тематика контрольных работ

1. Основные теории конфликта в зарубежной социологии и социальной психологии.

2. Социально-психологическая характеристика конфликтов в служебном коллективе.

3. Сущность и содержание в конфликтной ситуации.

4. Методологические принципы исследования конфликтов в деятельности МЧС России.

5. Общая характеристика методов социально-психологического изучения конфликтов в МЧС.

6. Структура и функции социально-психологических конфликтов в МЧС.

7. Характеристика основных стадий динамики развития конфликта.

8. Виды и причины групповых конфликтов.

9. Основные источники и причины конфликтов в служебном коллективе.

10. Межличностные конфликты в служебном коллективе.

11. Внутриличностный конфликт: сущность и содержание.

12. Межгрупповые конфликты.

13. Конфликты в личной жизни сотрудников

14. Особенности конфликтов в процессе служебной деятельности сотрудников пожарной охраны.

15. Особенности конфликтного взаимодействия в условиях группового нарушения общественного порядка.

16. Основные стратегии поведения в конфликте и их характеристика.

17. Психоаналитическая теория 3.Фрейда о механизмах психологической защиты личности.

18. Виды психологической защиты личности и их характеристика.

19. Сущность и содержание процесса управления конфликтом.

20. Основные принципы и методы разрешения конфликта.

21. Техника общения с трудными людьми в деятельности руководителя (сотрудника) МЧС.

22. Сущность и содержание посреднической и переговорной техники в деятельности МЧС.

23. Методы психологического воздействия в конфликте.

24. Приемы самоконтроля и психологической саморегуляции сотрудника МЧС в конфликте.

25. Культура общения руководителя (сотрудника) в конфликтной ситуации.

26. Сущность и характеристика основных этапов принятия решения в конфликтной ситуации.

27. Основные приемы оказания психолого-педагогической помощи сотруднику, находящемуся в состоянии внутриличностного конфликта.

28. Основное содержание и характеристика ролевых конфликтов.

29. Конфликты, связанные с уровнем развития служебного коллектива.

30. Психологическая несовместимость: сущность и содержание.

31. Характеристика конфликтных черт личности и поведения руководителя (сотрудника) МЧС.

32. Нарушения в системе общения как источники межличностных конфликтов.

33. Конфликтное взаимодействие с личностью преступника: сущность и содержание.

34. Рефлексивный метод конфликтного взаимодействия: его сущность и основное содержание.

35. Понятие "причины конфликта": классификация и характеристика.

36. Основные теории конфликта в отечественной социологии и социальной психологии.

37. Управление собой в конфликтной ситуации.

38. Психологические особенности подготовки и проведения переговоров.

39. Правила общения в процессе переговоров.

40. Характеристика прямых методов диагностики конфликтной ситуации.

41. Психологические методы диагностики в конфликтных ситуациях.

42. Конфликтный смысл "Я": сущность и содержание.

43. Нравственные основы принятия решения в конфликтной ситуации.

44. Принятие управленческого решения как акт нравственного выбора.

45. Концепция ненасильственного управления.

46. Психологические механизмы приемов и способов принятия решения в конфликтной ситуации.

47. Основные источники и причины стресса в деятельности руководителя.

48. Основные принципы и условия построения здорового образа жизни и деятельности руководителя МЧС.

49. Пути предупреждения и преодоления конфликтов в коллективах сотрудников ГПС МЧС России.

50. Использование социально-психологических тренингов и психокоррекционных групп для разрешения конфликтов.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Основная:

1. Пономарев И.Б. Конфликты в деятельности и общении работников органов внутренних дел. – М., 1988.

2. Морально-психологическая подготовка личного состава к выполнению задач по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. – М.: Академия МВД России, 1995.

3. Арнольд В. Теория катастроф. - М., - 1990.

4. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск, 1989.

Дополнительная:

1. Авдеев В.В. Психологические основы повышения эффективности деятельности работников ОВД в экстремальных ситуациях. - М., 1988.

2. Амелин В.Н. и др. Забастовка: действия профсоюзного комитета в разрешении трудового конфликта. - М., 1991

3. Психология управления органами внутренних дел. – М.: Академия МВД России, 1996.

4. Баев О.Я. Конфликты в деятельности следователя. - Воронеж, 1981.

5. Бакшатановский В.И. Моральный выбор личности: альтернатива и решения. - М., 1983.

6. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982.

7. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1997.

8. Васильева И.В. О межнациональных конфликтах. - Киев, 1990.

9. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М., 1984.

10. Вопросы психологии коллектива сотрудников органов внутренних дел. - М., 1981.

11. Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. – Л., 1990.

12. Данченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. - Киев, 1989.

13. Дербенев В.П. Разрешение сотрудниками внутренних дел конфликтных ситуаций. - СПб., 1991.

14. Дружинин В.В., Конторов Д.С., Конторов М.Д. Введение в теорию конфликта. - М., 1989.

15. Ершов А.А. Взгляд психолога на активность человека. - М., 1991.

16. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. Учебник. – М., 1995.

17. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М., 1990.

18. Китов А.И. Психология управления. - М., 1979.

19. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - М., 1975.

20. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. - М., 1973.

21. Ликсон Ч. Конфликт. Семь шагов к миру. Пер. с англ. – СПб, 1997.

22. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1996.

23. Мутаходзи К. Политическая и культурная подоплека конфликтов и глобальное управление //Политические исследования. 1991. №3.

24. Орлова Э.А., Филонов Л.Б. Взаимодействие в конфликтной ситуации //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 1976. С. 319-342.

25. Паркинсон С.Н., Рустомджи М.К. Искусство управлять. - СПб., 1992.

26. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта //Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. - М., 1977. С. 126-143.

27. Психологическое обеспечение специальных операций органов внутренних дел по освобождению заложников. - М., 1995.

28. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. - М., 1988.

29. Скотт Д.Г. Способы разрешения конфликтов. – Киев, 1991.

30. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М., 1989.

31. Феденко Н.Ф., Галицкий В.П. Психологические аспекты преодоления конфликтных ситуаций в воинских коллективах. - М., 1981.

32. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. – СПб., 1997.

33. Шапиро Д. Конфликт и общение: Путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов. - Нью-Йорк, 1995.

34. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Минск, 1997.

Наши рекомендации