Примерная тематика контрольных работ. 080505.65 – «Управление персоналом»
КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Рабочая программа
Специальность
080505.65 – «Управление персоналом»
Санкт-Петербург – 2008
Рецензенты:
Л.В. Куликов
доктор психологических наук, профессор
(Санкт-Петербургский государственный университет)
Н.Г. Винокурова
доктор педагогических наук, профессор
(Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России)
Иванова С.П. Кузьменкова Л.В., Соловьев В. А. Конфликтология: рабочая программа учебной дисциплины по специальности 080505.65 – «Управление персоналом» / Под общей ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2008. – 22 с.
Рабочая программа учебной дисциплины «Конфликтология» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, устанавливающего требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальности 080505.65 – «Управление персоналом», а также квалификационных характеристик.
Рабочая программа учебной дисциплины «Конфликтология» предназначена для слушателей очной и заочной форм обучения обучающихся по специальности 080505.65 – «Управление персоналом».
Рассмотрена на заседании Ученого совета Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России и рекомендована в качестве рабочей программы (протокол № 10 от «27» июня 2008 года).
© Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2008
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Конфликтология» разработана с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080505.65 – «Управление персоналом», квалификационных характеристик и Методических рекомендаций по разработке учебных планов и программ учебных дисциплин для образовательных учреждений ГПС МЧС России.
Учебная программа по конфликтологии цикла дисциплин специализации составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения и определяет содержание и структуру дисциплины.
Преподавание и изучение курса «Конфликтология» во взаимосвязи с гуманитарными дисциплинами, с педагогикой и другими общественными науками преследует цели:
- вооружить слушателей, студентов и курсантов системой научных знаний в области теории конфликтологии;
- формировать у обучаемых профессиональные качества организатора и руководителя служебного коллектива МЧС России;
- воспитывать высокую культуру общения и деятельности.
Исходя из этого, предметом курса “Конфликтология” для слушателей, студентов и курсантов является изучение основных закономерностей возникновения и функционирования социальных конфликтов, их сущности, структуры, динамики и роли в жизнедеятельности служебного коллектива.
Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника. Профессиональная деятельность сотрудников и работников МЧС России осуществляется в условиях конфликтного взаимодействия с отдельными лицами и группами людей, нередко нарушающими закон. Это вызывает необходимость изучения конфликтологии как теории противоправного поведения. Одновременно взаимодействие самих сотрудников порождает социальные противоречия и конфликты в служебных коллективах. Недооценка знания источников и причин этих конфликтов, отсутствие у руководителя навыков организации своего поведения в конфликтной ситуации существенно снижает эффективность служебной деятельности сотрудников. В связи с этим при подготовке руководителей МЧС и специалистов по кадрово-воспитательной работе в цикле дисциплин специализации было предусмотрено изучение конфликтологии. Преподавание предмета начинается после изучения курсов общей и социальной психологии
В результате изучения курса “Конфликтология” каждый слушатель, студент и курсант обязан знать:
- основные положения современных теорий и методик анализа и разрешения конфликтов;
- системы управления конфликтными ситуациями;
- типичные причины конфликта в межличностных отношениях и служебной деятельности сотрудников МЧС;
- структуру, динамику и функции конфликта в служебном коллективе и жизнедеятельности отдельного сотрудника;
- принципы бесконфликтного руководства личным составом.
На основе полученной системы знаний и в ходе практических занятий и тренингов каждый слушатель обязан уметь:
- на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных научных концепциях;
- грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;
- участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования;
- владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях;
- диагностировать причины конфликта, его объект, цели, мотивы, интересы и ценности конфликтующих сторон;
- вырабатывать и применять практически стратегии поведения в ходе конфликтного взаимодействия;
- определять и давать оценку очевидным и скрытым последствиям конфликта, влияниям и давлениям на конфликтующие стороны различных факторов;
- использовать подходящие приемы коммуникации, облегчающие процесс разрешения конфликта и обеспечивающие уменьшение опасности продолжения его после формального разрешения;
- вырабатывать варианты решений, используемых для управления конфликтом;
- достигать восприимчивости конфликтующими сторонами предложений по оптимальному решению конфликта;
- выполнять функции посредника на переговорах конфликтующих сторон;
- использовать для предотвращения и решения конфликта различные формы власти, официальные и неофициальные меры;
- учить сотрудников общению в условиях острого противоборства и экстремальных условиях службы;
- подбирать и расставлять сотрудников с учетом конфликтогенности и психологической совместимости;
- использовать в условиях конфликта приемы психологической самозащиты, саморегуляции и психологического воздействия на противостоящую сторону;
- управлять личным составом в сложной обстановке служебной деятельности;
иметь представления:
- о том, как грамотно помогать сотруднику, находящемуся в ситуации жизненного кризиса;
- как реализовывать требования принципов гуманизма и социальной справедливости в руководстве людьми.
На основе знаний, навыков и умений у каждого слушателя, студента и курсанта должны сформироваться коммуникативная культура, чувство уверенности, желание и готовность к деятельности и общению в нормальных и затрудненных условиях.
Организационными формами изучения дисциплины являются лекции, семинарские и практические занятия.
Часть учебного материала планируется для самостоятельной работы в соответствии с разрабатываемыми методическими рекомендациями.
Дисциплина имеет объем 83 часа, из которых на проведение лекций отводится 16 часов, семинарских занятий – 14 часов, практических занятий – 14 часов и самостоятельную работу – 39 часов.
Формой итогового контроля является экзамен.
Слушатели заочной формы обучения выполняют контрольную работу и сдают экзамен после изучения основного курса, который рассчитан на 83 часов. На проведение лекций отводится – 8 часов, семинарских занятий – 8 часов и самостоятельной работы – 67 часов.
Распределение объема часов по видам учебных занятий приведено в тематических планах.
Практические занятия проводятся двумя преподавателями.
Вариативность образовательного процесса реализуется посредством изменения количества часов, отводящихся на изучение отдельных тем, их объединением, а так же выполнением самостоятельных работ по тематике, предусмотренной в данной программе.
Самостоятельная работа предполагает самостоятельное изучение отдельных вопросов программы, обобщение и расширение информации, полученной на лекциях и других видах учебных занятий, определение места полученных знаний в своей будущей профессии.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №1
по дисциплине «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»
для очной формы обучения
Общее количество часов — 83,
аудиторных занятий — 44 ч., самостоятельная работа — 39 ч.
№ тем | НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ | Всего | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | ||
Лекции | Семинары | Пр. занятия | ||||
1. | Предмет и задачи курса конфликтологии | |||||
2. | Теоретические и методологические проблемы исследования конфликтов | |||||
3. 8 | Конфликты в трудовых коллективах | |||||
4. | Межличностный конфликт | |||||
5. | Внутриличностный конфликт | |||||
6. | Диагностика и управление конфликтом | |||||
7. | Культура общения и деятельности в конфликтной ситуации | |||||
ЭКЗАМЕН | ||||||
Всего по учебному предмету |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №2
по дисциплине «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»
для заочной формы обучения
Общее количество часов — 100,
аудиторных занятий — 12 ч., самостоятельная работа — 88 ч.
№ тем | НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ | Всего | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |||
Лекции | Семинары | Практические занятия | Контрольная работа | ||||
1. | Предмет и задачи курса конфликтологии | ||||||
2. | Теоретические и методологические проблемы исследования конфликтов | ||||||
3. 8 | Конфликты в трудовых коллективах | ||||||
4. | Межличностный конфликт | ||||||
5. | Внутриличностный конфликт | ||||||
6. | Диагностика и управление конфликтом | ||||||
7. | Культура общения и деятельности в конфликтной ситуации | ||||||
ЭКЗАМЕН | |||||||
Всего по учебному предмету | + |
Содержание дисциплины
Тема 1. Предмет и задачи курса конфликтологии
Природа социальных конфликтов, их причины, особенности протекания в различных сферах общественной жизни. Конфликты с точки зрения новых форм взаимоотношений между людьми. Преодоление регионального, группового и личного эгоизма и амбиций, стереотипов мышления. Конфликт властных структур общества. Конфликты в деятельности МЧС. Конфликтофобия.
Источники конфликтов. Междисциплинарные аспекты проблемы сущности, причин, разрешения и предупреждения конфликтов. Социология и социальная психология о природе конфликта. Связь конфликтологии МЧС с юридической конфликтологией, психологией и криминологией. Конфликтология МЧС – система знаний о закономерностях возникновения, развития и принципах управления конфликтным взаимодействием сотрудников, их поведением и деятельностью в условиях столкновения и противоборства с отдельными лицами и группами противоправной направленности.
Задачи и значение курса конфликтологии в деятельности руководителя подразделений МЧС России.
Самостоятельная работа. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к предстоящим занятиям.
Рекомендуемая литература:
Основная литература: [1, 3].
Дополнительная литература: [1, 5, 9, 21, 30].
Тема 2. Теоретические и методологические проблемы исследования конфликтов.
Уровни исследования конфликтов: социально-философский, социологический, социально-психологический, индивидуально-психологический.
Конфликт как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом интересов, ценностей и мотивов людей, пытающихся реализовать их во взаимоотношениях друг с другом на фоне острых эмоциональных переживаний.
Западные теории конфликтов. Отечественные исследования конфликтов. Методологические принципы исследования конфликта: принцип системного подхода, принцип социально-деятельностного контекста, принцип энтропии, экстремальный принцип максимума информации и ресурсов, принцип личностного подхода, принцип развития, принцип дополнительности.
Типичные причины и формы конфликта, их классификация: информация, структура, ценности, отношения и поведение. Оценка конфликта. Признаки конфликта: по источнику, по содержанию, по значимости, по типу разрешения, по форме выражения, по типу структуры взаимоотношений, по социальной формализации, по социально-психологическому эффекту, по социальным результатам.
Классификация конфликтов. Уровневый подход к классификации конфликтов: социальные конфликты (классовые, национальные, религиозные, военные и др.); социально-психологические конфликты (межведомственные, межорганизационные, организационные, организационно-управленческие, структурные и др.); психологические (межличностные, внутриличностные, ситуативные, внушенные и др.). Признаки социальных, социально-психологических и психологических конфликтов. Виды конфликтов: межличностный, внутриличностный, межгрупповой.
Структура конфликта: цели, причины, условия, обстоятельства, объект, инцидент, оппоненты в конфликте.
Динамика конфликта: возникновение, осознание объективной конфликтной ситуации, переход к конфликтному поведению, разрешение конфликта.
Основные функции конфликта. Общая характеристика методов социально-психологического исследования конфликта.
Семинарское занятие: Проблемы исследования конфликтов.
Примерные темы рефератов:
1. Уровни исследования конфликтов.
2. Классификация конфликтов.
3. Структура конфликта.
4. Динамика конфликта.
Самостоятельная работа. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к предстоящим занятиям.
Рекомендуемая литература:
Основная литература: [1,2, 3].
Дополнительная литература: [2, 5, 9, 11, 23].
Тема 3. Конфликты в трудовых коллективах
Факторы макро и микросреды, препятствующие служебной деятельности сотрудников МЧС России: политическая, экономическая и нравственно-правовая ситуация в стране и рост преступности. Усложнение организационной среды общества.
Организационный конфликт: сущность и причины. Противоречия между службами и подразделениями. Основные конфликтогенные сферы коллективной деятельности: согласованность взаимоотношений, целевое и ценностное единство. Должностной и ролевой конфликты: сущность и причины.
Организационно-управленческие конфликтные ситуации в служебном коллективе: 1) конфликты, возникающие в связи с препятствиями достижения первичных (главных) целей служебной деятельности (по горизонтали и по вертикали); 2) конфликтные ситуации, возникающие в результате появления препятствий на пути достижения вторичных целей совместной деятельности (снизу вверх и сверху вниз); 3) конфликтные ситуации, связанные с уровнем развития коллектива (группы); 4) личные конфликты – недостатки в сфере межличностных отношений.
Служебные интриги.
Семинарское занятие: Конфликты в служебных коллективах МЧС.
Примерные темы рефератов:
1. Факторы среды, препятствующие служебной деятельности сотрудников МЧС России.
2. Основные конфликтогенные сферы коллективной деятельности.
3. Организационно-управленческие конфликты.
Практическое занятие:Служебные интриги.
Самостоятельная работа. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к предстоящим занятиям.
Рекомендуемая литература:
Основная литература: [1, 3].
Дополнительная литература: [3, 7, 9, 10, 13, 23, 35].
Тема 4. Межличностный конфликт.
Совместная деятельность – функциональная основа межличностных конфликтов в служебном коллективе. Межличностный конфликт – это столкновение личностей в результате несовместимости их потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и результате общения. Применение принципа деятельности при анализе межличностных конфликтов. Деловая и личностная основа конфликтов сотрудников. Психологическая совместимость сотрудников. Принцип дополнительности.
Личностная основа конфликтов: характерологическая и ситуативная. Акцентуация личности. Особенности общения акцентуированных личностей. Барьеры общения. Основные виды стратегии поведения в конфликте: избежание, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество.
Психологические особенности конфликтов и их разрешение в условиях служебной деятельности. Специфика отклоняющегося поведения человека, личность преступника. Распознавание и квалификация конфликтной ситуации. Выбор и принятие решения. Поведение сотрудника ГПС МЧС России в конфликтной ситуации. Уровень культуры и самоуправления.
Семинарское занятие: Межличностный конфликт.
Примерные темы рефератов:
1. Деловая и личностная основа конфликтов сотрудников.
2. Основные виды стратегии поведения в конфликте.
3. Поведение сотрудника ГПС МЧС России в конфликтной ситуации.
Практическое занятие:Выбор и принятие решения.
Самостоятельная работа. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к предстоящим занятиям.
Рекомендуемая литература:
Основная литература: [1, 3, 4].
Дополнительная литература: [1, 7, 8, 14, 26, 33, 35].
Тема 5. Внутриличностный конфликт.
Причины возникновения внутренних конфликтов: структура а) человеческого сознания и б) деятельности (внутренние и внешние условия). Субъективная и объективная неразрешимость ситуации.
Личностный смысл. Противоречивый смысл – конфликтный смысл действия. Ядро конфликта – содержание действий выбора. Ситуация принятия решения. Конфликт между мотивами. Непримиримость между долгом, служением общественным идеалам и естественным чувством самосохранения, страха. Противоречия между способностями и социальными нормами деятельности в данных условиях; противоречия между знанием, сознанием и реальным побуждением, между альтруизмом и принципом реальности. Служебная деятельность как источник длительных переживаний. Возможности личности к преодолению силы противоречий (тенденции развития или нарушение целостности «Я» личности). Нравственная устойчивость и деформация личности сотрудника. Совесть – нравственная регуляция поведения.
Служебная деятельность как источник негативных переживаний. Возможности личности к преодолению силы противоречий Внутренний конфликт как приспособление, адаптация к служебной деятельности. Источники утомления. Самоактуализация в реальном поведении. Экстремальная ситуация. Специфика механизма реакции на опасность: борьба и бегство. Толерантное поведение (порог толерантности). Эмоционально-волевая регуляция в условиях преодоления борьбы мотивов. Особенности свойств личности сотрудника и поведения в процессе служебной деятельности (готовность к сотрудничеству и риску; реакции на оскорбления; гибкость и самостоятельность в принятии решения; характер притязаний на успех или поражение; личность конформиста, интроверта и др.). Психологическая устойчивость. Способы психологической защиты и саморегуляции личности.
Практическое занятие:Способы психологической защиты и саморегуляции личности.
Самостоятельная работа. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к предстоящим занятиям.
Рекомендуемая литература:
Основная литература: [1, 2, 3].
Дополнительная литература: [2, 4, 9, 14, 18, 23, 25, 32, 33].
Тема 6. Диагностика и управление конфликтом.
Диагностика конфликта: сущность и содержание. Критерии сложности конфликтной ситуации (количество переменных, их описание и оценка). Анализ конфликтной ситуации: оценка позиций, интересов и целей противоборствующих сторон (установки в конфликте, правовые ценности, склонность к риску и т.д.); ориентация на победу (поражение), компромисс; типы личности; ресурсные возможности сторон и др. Графико-аналитический метод. Уровень неопределенности конфликта. Прогноз возможных действий сторон (стороны) и результатов конфликта. Вероятностная модель развития конфликта. Организационный, социально-психологический и педагогический аспекты конфликта.
Изменение оценки событий и форм поведения – начальная функция управления конфликтом. Выбор способов управления конфликтом: рефлексивное управление; метод информирования; управление через коллективный интеллектуально-волевой комплекс; поэтапное снятие конфликта на личностном уровне; управление через ограничение ресурсов сторон; переговоры и посредничество в переговорах как способы разрешения конфликта.
Педагогические условия профилактики конфликтов служебного коллектива: раскрытие человеческой индивидуальности; активизация и развитие положительных качеств личности; управление карьерой; формирование гуманистических отношений сотрудников; морально-психологическая подготовка сотрудников и др.
Семинарское занятие: Диагностика и управление конфликтом.
Примерные темы рефератов:
1. Анализ конфликтной ситуации.
2. Вероятностная модель развития конфликта.
3. Педагогические условия профилактики конфликтов служебного коллектива.
Практическое занятие:Выбор способов управления конфликтом
Самостоятельная работа. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к предстоящим занятиям.
Рекомендуемая литература:
Основная литература: [1, 2, 4].
Дополнительная литература: [1, 2, 4, 15, 20, 23, 35].
Тема 7. Культура общения и деятельности в конфликтной ситуации.
Управленческая деятельность. Преодоление противоречий в процессе выполнения служебных задач. Компоненты конфликтной деятельности в управленческом труде. Умение управлять конфликтом других и умение “конфликтовать” самому – важные качества руководителя.
Проблема принятия решения в конфликтной ситуации. Процесс трансформаций конфликтной ситуации; формирование альтернатив, из которых осуществляется выбор решения; прогнозирование результатов выбора; целеполагание; снижение неопределенности и риска; формирование способа оценки достижения цели и др.
Определение стратегии поведения в конфликте.
Основные условия обеспечения успеха служебной деятельности руководителя в конфликтной ситуации: конструктивная позиция в отношении конфликтных явлений; оптимальный стиль управления; психологическая подготовленность; коммуникативная компетентность и культура психосаморегуляции.
Семинарское занятие:Культура общения и деятельности руководителя МЧС в конфликтной ситуации.
Примерные темы рефератов:
1. Преодоление противоречий в процессе выполнения служебных задач.
2. Проблема принятия решения в конфликтной ситуации.
3. Определение стратегии поведения в конфликте.
Практическое занятие:Процесс трансформаций конфликтной ситуации.
Самостоятельная работа. Изучение рекомендованной литературы. Подготовка к предстоящим занятиям.
Рекомендуемая литература:
Основная литература: [2, 4].
Дополнительная литература: [5, 9, 11, 20, 23, 26, 28, 34].
Примерная тематика контрольных работ
1. Основные теории конфликта в зарубежной социологии и социальной психологии.
2. Социально-психологическая характеристика конфликтов в служебном коллективе.
3. Сущность и содержание в конфликтной ситуации.
4. Методологические принципы исследования конфликтов в деятельности МЧС России.
5. Общая характеристика методов социально-психологического изучения конфликтов в МЧС.
6. Структура и функции социально-психологических конфликтов в МЧС.
7. Характеристика основных стадий динамики развития конфликта.
8. Виды и причины групповых конфликтов.
9. Основные источники и причины конфликтов в служебном коллективе.
10. Межличностные конфликты в служебном коллективе.
11. Внутриличностный конфликт: сущность и содержание.
12. Межгрупповые конфликты.
13. Конфликты в личной жизни сотрудников
14. Особенности конфликтов в процессе служебной деятельности сотрудников пожарной охраны.
15. Особенности конфликтного взаимодействия в условиях группового нарушения общественного порядка.
16. Основные стратегии поведения в конфликте и их характеристика.
17. Психоаналитическая теория 3.Фрейда о механизмах психологической защиты личности.
18. Виды психологической защиты личности и их характеристика.
19. Сущность и содержание процесса управления конфликтом.
20. Основные принципы и методы разрешения конфликта.
21. Техника общения с трудными людьми в деятельности руководителя (сотрудника) МЧС.
22. Сущность и содержание посреднической и переговорной техники в деятельности МЧС.
23. Методы психологического воздействия в конфликте.
24. Приемы самоконтроля и психологической саморегуляции сотрудника МЧС в конфликте.
25. Культура общения руководителя (сотрудника) в конфликтной ситуации.
26. Сущность и характеристика основных этапов принятия решения в конфликтной ситуации.
27. Основные приемы оказания психолого-педагогической помощи сотруднику, находящемуся в состоянии внутриличностного конфликта.
28. Основное содержание и характеристика ролевых конфликтов.
29. Конфликты, связанные с уровнем развития служебного коллектива.
30. Психологическая несовместимость: сущность и содержание.
31. Характеристика конфликтных черт личности и поведения руководителя (сотрудника) МЧС.
32. Нарушения в системе общения как источники межличностных конфликтов.
33. Конфликтное взаимодействие с личностью преступника: сущность и содержание.
34. Рефлексивный метод конфликтного взаимодействия: его сущность и основное содержание.
35. Понятие "причины конфликта": классификация и характеристика.
36. Основные теории конфликта в отечественной социологии и социальной психологии.
37. Управление собой в конфликтной ситуации.
38. Психологические особенности подготовки и проведения переговоров.
39. Правила общения в процессе переговоров.
40. Характеристика прямых методов диагностики конфликтной ситуации.
41. Психологические методы диагностики в конфликтных ситуациях.
42. Конфликтный смысл "Я": сущность и содержание.
43. Нравственные основы принятия решения в конфликтной ситуации.
44. Принятие управленческого решения как акт нравственного выбора.
45. Концепция ненасильственного управления.
46. Психологические механизмы приемов и способов принятия решения в конфликтной ситуации.
47. Основные источники и причины стресса в деятельности руководителя.
48. Основные принципы и условия построения здорового образа жизни и деятельности руководителя МЧС.
49. Пути предупреждения и преодоления конфликтов в коллективах сотрудников ГПС МЧС России.
50. Использование социально-психологических тренингов и психокоррекционных групп для разрешения конфликтов.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Основная:
1. Пономарев И.Б. Конфликты в деятельности и общении работников органов внутренних дел. – М., 1988.
2. Морально-психологическая подготовка личного состава к выполнению задач по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. – М.: Академия МВД России, 1995.
3. Арнольд В. Теория катастроф. - М., - 1990.
4. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск, 1989.
Дополнительная:
1. Авдеев В.В. Психологические основы повышения эффективности деятельности работников ОВД в экстремальных ситуациях. - М., 1988.
2. Амелин В.Н. и др. Забастовка: действия профсоюзного комитета в разрешении трудового конфликта. - М., 1991
3. Психология управления органами внутренних дел. – М.: Академия МВД России, 1996.
4. Баев О.Я. Конфликты в деятельности следователя. - Воронеж, 1981.
5. Бакшатановский В.И. Моральный выбор личности: альтернатива и решения. - М., 1983.
6. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982.
7. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1997.
8. Васильева И.В. О межнациональных конфликтах. - Киев, 1990.
9. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М., 1984.
10. Вопросы психологии коллектива сотрудников органов внутренних дел. - М., 1981.
11. Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. – Л., 1990.
12. Данченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. - Киев, 1989.
13. Дербенев В.П. Разрешение сотрудниками внутренних дел конфликтных ситуаций. - СПб., 1991.
14. Дружинин В.В., Конторов Д.С., Конторов М.Д. Введение в теорию конфликта. - М., 1989.
15. Ершов А.А. Взгляд психолога на активность человека. - М., 1991.
16. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. Учебник. – М., 1995.
17. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М., 1990.
18. Китов А.И. Психология управления. - М., 1979.
19. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - М., 1975.
20. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. - М., 1973.
21. Ликсон Ч. Конфликт. Семь шагов к миру. Пер. с англ. – СПб, 1997.
22. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1996.
23. Мутаходзи К. Политическая и культурная подоплека конфликтов и глобальное управление //Политические исследования. 1991. №3.
24. Орлова Э.А., Филонов Л.Б. Взаимодействие в конфликтной ситуации //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 1976. С. 319-342.
25. Паркинсон С.Н., Рустомджи М.К. Искусство управлять. - СПб., 1992.
26. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта //Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. - М., 1977. С. 126-143.
27. Психологическое обеспечение специальных операций органов внутренних дел по освобождению заложников. - М., 1995.
28. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. - М., 1988.
29. Скотт Д.Г. Способы разрешения конфликтов. – Киев, 1991.
30. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М., 1989.
31. Феденко Н.Ф., Галицкий В.П. Психологические аспекты преодоления конфликтных ситуаций в воинских коллективах. - М., 1981.
32. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. – СПб., 1997.
33. Шапиро Д. Конфликт и общение: Путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов. - Нью-Йорк, 1995.
34. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Минск, 1997.