Примерная тематика контрольных работ

(для заочной формы обучения)

1. Анализ пирамиды планирования для конкретной фирмы, либо организации (по выбору студента).

2. Возможные ошибочные управленческие решения на основе распространения предрассудков.

3. Выбор рациональной целевой комплексной программы в регионе.

4. Групповые управленческие решения.

5. Групповой экспертный метод.

6. Делегирование полномочий – инструменты повышения эффективности управленческих решений.

7. Зарубежная практика разработки и реализации управленческих решений.

8. Изменение роли государства в экономике современной России и последствия этих изменений для принятия управленческих решений.

9. Интерактивные системы принятия решений.

10. Информационное обеспечение процесса принятия управленческих решений.

11. Информационные технологии поддержки принятия решений.

12. Использование сценарного подхода при разработке управленческого решения.

13. Классификация оптимизационных задач принятия решений.

14. Классификация решений, принимаемых менеджером.

15. Классификация типовых информационных систем управления предприятием.

16. Методы выбора управленческих альтернатив.

17. Методы оценки выполняемости управленческих альтернатив.

18. Методы оценки приемлемости управленческих альтернатив.

19. Методы построения суммарной оценки проекта по оценкам отдельных факторов.

20. Методы принятия решений, позволяющие повысить экономическую эффективность управления.

21. Модели в управленческой деятельности.

22. Моделирование и экспертные оценки при принятии решений.

23. Необходимость глобализации мышления менеджера при разработке решений.

24. Необходимость использования методов экспертных оценок при сравнении инвестиционных проектов.

25. Обеспечение сопоставимости управленческих решений.

26. Обеспечение экономической эффективности управленческих решений.

27. Общие закономерности и специфические особенности российского организационного поведения (управления).

28. Организация выборочного контроля исполнения решений руководства организации.

29. Организация разработки управленческого решения.

30. Планирование при разработке управленческих решений.

31. Применение дерева решений для достижения целей организации.

32. Проблемы комбинированного применения различных методов решений в конкретных прикладных работах.

33. Проблема многокритериального выбора управленческих альтернатив.

34. Проблема устойчивости выводов при решении проблем стратегического менеджмента.

35. Прогнозирование в принятии управленческих решений.

36. Разработка управленческого решения в маркетинговой деятельности.

37. Разработка управленческого решения методом мозгового штурма.

38. Разработка управленческого решения по снижению себестоимости.

39. Разработка управленческого решения при управлении персоналом.

40. Реализация постадийного подхода к управлению проектами.

41. Решения, оптимальные по Парето.

42. Решение управленческой задачи методом анализа иерархий.

43. Решение управленческой задачи с применением платежной матрицы.

44. Роль международных стандартов управления качеством в принятии управленческих решений.

45. Системный подход и системный анализ в принятии управленческих решений.

46. Современная логистика в системе организационно-экономических методов управления организацией.

47. Современные тенденции использования информационных технологий в процессе разработки управленческого решения.

48. Соотношение оптимальных и асимптотически оптимальных планов.

49. Состав и движение массивов информации на известном вам предприятии или организации.

50. Способы выбора весовых коэффициентов в задачах стратегического менеджмента.

51. Стиль управления и характер ответственности.

52. Управленческое решение на основе метода «Дельфи».

53. Формы разработки и реализации решения.

54. Функционально-стоимостной анализ в процессе разработки управленческих решений.

55. Целеполагание и формирование концепции (программы) социально-экономического развития региона (города, района).

56. Экспертные методы в процессе принятия управленческих решений.

7.6. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности

Оценка результатов обучения и уровня сформированности компетенций проводится в ходе текущей и промежуточной аттестаций с использованием фондов оценочных средств и с применением балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся.

Порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации осуществляется в соответствии с положениями о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации и балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Российской таможенной академии.

Общее количество баллов при проведении текущего контроля должно быть не менее 60, но не более 100.

При неудовлетворительном оценивании одного из показателей компетенции общая оценка также неудовлетворительная.

Таблица 7.4

Применение балльно-рейтинговой системы

для проверки результатов обучения

(очная форма обучения)

Номер раздела/ темы Формы текущего контроля обучающихся Баллы по видам работ, выполняемым до первой контрольной точки (не менее 5, но не более 20) Баллы в первой контрольной точке (15 баллов) Баллы по видам работ, выполняемым между контрольными точками (не менее 5, но не более 20) Баллы во второй контрольной точке (15 баллов)
1.2 Творческое задание      
1.5 Тестирование      
2.4 Творческое задание      
2.6 Тестирование      
3.2 Творческое задание      
3.3 Тестирование      
№.3 Выполнение заданий по рабочей тетради      
3.4 Контрольная работа      

Выполнение творческих заданий, тестированияв каждой контрольной точке осуществляется в комбинированном виде, с применением средств ТСО. Выполнение заданий по рабочей тетради в письменном виде, контрольной работы в письменном виде.

Таблица 7.5

Применение балльно-рейтинговой системы

для проверки результатов обучения

(заочная форма обучения)

Номер раздела/ темы Формы текущего контроля обучающихся Баллы по видам работ, выполняемым до первой контрольной точки (не менее 5, но не более 20) Баллы в первой контрольной точке (15 баллов) Баллы по видам работ, выполняемым между контрольными точками (не менее 5, но не более 20) Баллы во второй контрольной точке (15 баллов)
1.2 Творческое задание      
1.5 Тестирование      
2.4 Творческое задание      
2.6 Тестирование      
3.2 Творческое задание      
3.3 Тестирование      
№.3 Выполнение заданий по рабочей тетради      
3.4 Контрольная работа      

8. Перечень основной и дополнительной

учебной литературы и иных источников

8.1. Нормативные правовые акты

1. Федеральный закон Российской Федерации от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

2. Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

3. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

4. Таможенный кодекс Таможенного союза. – М.: Проспект, 2010.

5. Указ Президента Российской Федерации «Вопросы Федеральной таможенной службы» от 11 мая 2006 года № 473.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 № 809 «О Федеральной таможенной службе».

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2575-р «Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года».

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 № 1125-р «Oб утверждении плана мерoприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования».

10. Приказ Федеральной таможенной службы от 26.12.2012 № 2656 «Об утверждении Регламента Федеральной таможенной службы».

11. Приказ ФТС России от 06.02.2014 № 184 «Об утверждении Порядка действий по разработке, оценке выполнения и изменению контрольных и аналитических показателей эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России».

12. Приказ ФТС России от 17.01.2014 № 56 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2014 год».

13. Приказ ФТС России от 06.02.2014 № 135 «Об аналитических показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2014 год».

14. Приказ ФТС России от 13.01.2015 № 26 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2015 год».

8.2. Основная учебная литература:

1. Голубков, Е. П.Инновационный менеджмент. Технология принятия управленческих решений: учеб. пособие / Е. П. Голубков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело и Сервис, 2012. - 464 с.

2. Балдин, К. В. Управленческие решения [Электронный ресурс]: учебник / К. В. Балдин, С. Н. Воробьев, В. Б. Уткин. — М.: Дашков и К, 2014. – 495 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24838

8.3. Дополнительная учебная литература:

1. Карданская, Н.Л. Управленческие решения [Электронный ресурс]: учебник / Н. Л. Карданская. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 439 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10489

2. Юкаева, В.С. Принятие управленческих решений [Электронный ресурс]: учебник / В. С. Юкаева, Е. В. Зубарева, В. В. Чувикова. – М.: Дашков и К, 2012. – 324 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14084.

3. Литвак, Б.Г. Управленческие решения [Электронный ресурс]: учебник / Б. Г. Литвак. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. – 512 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17052.

4. Меден, Е. Сущность управленческого решения и особенности его принятия в таможенных органах / Е. Меден // Актуальные проблемы управления в таможенном деле: сб. материалов Межвуз. молодеж. науч.-практ. конф. управления, 24 апр. 2014 г. – Ростов н/Д, 2014. - С. 58-63.

5. Тагильцева, Ю. А. Экономико-правовые основы принятия управленческих решений в саморегулируемых организациях / Ю. А. Тагильцева, А. Н. Помазкова // Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в современных условиях: материалы науч. практ. конф. (21 ноября 2014 г.). Ч. II. – Ростов н/Д, 2014. – С. 91-102.

6. Макрусев, В. В. Методы принятия управленческих решений: учеб. пособие / В. В. Макрусев, В. Ф. Волков, О. А. Дмитриева. - М.: Изд-во российской таможенной академии, 2013. - 114 с.

9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет

1. Официальный сайт Правительства Российской Федерации: www. gov.ru.

2. Официальный сайт Федеральной таможенной службы: www. customs.ru.

3. Федеральный портал «Российское образование»: http://www. edu.ru

4. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: http://www. consultant.ru

10. Методические указания для обучающихся

по освоению дисциплины

Изучение студентами дисциплины «Актуальные подходы к принятию управленческих решений» предполагает получение ими определенных знаний по вопросам принятия управленческих решений. Это позволит им иметь представление о методологии и организации принятия управленческих решений в практической и научно-исследовательской деятельности, использовании методов принятия управленческих решений. Это знакомство с методами принятия управленческих решений позволит студентам при решении последующих задач в управленческой деятельности организации, структурного подразделения.

Основными активными формами работы студентов являются посещение лекций и работа на практических занятиях (анализ конкретной ситуации; решение задачи кейс-ситуации; круглый стол; групповая дискуссия, тренинг).

При изучении теоретического курса акцентируются вопросы на теоретических основах методологии, на методах и методиках принятия управленческих решений.

В ходе практических занятий студенты закрепляют знания и получают навыки в применении методов и методик при принятии управленческих решений, выработке предложений по совершенствованию управления в организациях.

Самостоятельная работа студентов по изучению дисциплины «Актуальные подходы к принятию управленческих решений» включает поиск необходимой для исследования актуальной информации в периодических изданиях, на Интернет-сайтах, в учебной и научной литературе и предполагает выполнение следующих видов работ: подготовку докладов, сообщений и презентаций к практическим занятиям, написание творческой работы, подготовку к тестированию, анкетированию.

Одним из базовых методов изучения дисциплины является работа студентов с рекомендованной литературой. Успешному изучению дисциплины способствует использование студентами словарей и справочников, в частности ведение собственных «словарей» в конспекте лекций.

При уяснении главного категориального аппарата дисциплины, а именно: этапов принятия управленческих решений, применении приемов и методов исследований по этапам и стадиям принятия управленческих решений, исследования и оценки деятельности конкретного руководителя подразделения в системе управления – целесообразно приводить конкретные примеры из современного опыта организаций.

При подготовке к экзамену студентам следует повторить учебный материал, при этом акцентировать внимание на вопросах, предлагаемых на экзамен, на недостаточно усвоенные модули и темы дисциплины, используя лекции и рекомендованную по дисциплине литературу.

Итогом усвоения данной дисциплины должна быть подготовка специалиста, способного ориентироваться в современных социально-экономических условиях и решать задачи, связанные с применением научных методов и подходов принятии решений при управлении организацией на современном этапе.

При изучении дисциплины используются различные формы контроля знаний студентов, например решение ситуационных задач, ролевые игры, решение тестовых заданий. Тестовые задания могут формулироваться в оригинальной авторской форме с открытыми вариантами ответов.

11. Перечень информационных и образовательных технологий, электронных образовательных

ресурсов

Для освоения дисциплины применяется лицензионное программное обеспечение, позволяющее использовать:

- образовательные технологии – групповые дискуссии по теме 1.5, 2.5, 3.4; разбор конкретных ситуаций по теме 1.3, 2.4, 3.2;

- электронные образовательные ресурсы – операционную систему Microsoft Windows, офисный пакет Microsoft Office, справочно-правовую систему «КонсультантПлюс».

12. Материально-техническая база

Лекционный зал, оборудованный современной презентационной техникой (проектор, экран, ноутбук); аудитории для проведения практических занятий, оборудованные персональными компьютерами и современной презентационной техникой (проектор, экран, ноутбук).

Библиотека (имеющая рабочие места для студентов, оснащенные компьютерами с доступом к базам данных и сети Интернет).

Наши рекомендации