Левополушарные и правополушарные люди

Вот веселый способ провести мозговую атаку, объединив левое и правое полушария участников. Разделите группу на левополу-шарных (рациональных) и правополушарных (интуитивных) уча­стников.

Попросите левополушарных придумать практическую, стан­дартную и логичную идею; попросите правополушарных приду­мать странную, нетрадиционную и нелогичную идею. Затем снова соберите всю группу и объедините левополушарную идею с правополушарной, чтобы увидеть, что получится.

Одна группа проводила мозговую атаку, чтобы найти способы побудить американцев экономить бензин. Группу сначала разде­лили, а затем снова собрали вместе.

Левополушарные участники предложили провести рекламную кампанию, поощряющую людей покулать велосипеды и ездить на них. Правополушарные предложили, чтобы экологически чистые электромобили автоматически получали преимущественное пра­во проезда на всех дорогах, были освобождены от штрафов за на­рушения правил дорожного движения и бесплатно получали ко­фе и газеты на стоянках, пользовались мойками и индивидуаль­ными, просторными туалетами на всех платных дорогах между штатами.

Они объединили эти два подхода в одну идею: велосипедные станции. Велосипедные станции — это место, где люди могут по­ставить на стоянку велосипеды, снять дорожную одежду, умыть­ся и подготовиться к работе. Эти станции также могли бы быть местами общения, где люди могут попить кофе, почитать газету, отдохнуть или перекусить. Станции располагались бы вдоль ли­ний пригородных электричек, и они предоставляли бы услуги от простой крытой стоянки до многофункциональных транзитных центров, которые в итоге объединили бы различные варианты экологически чистого транспорта, давая жителям пригородной зоны возможность воспользоваться электромобилями, взять на­прокат автомобиль или велосипед. Предоставляя велосипеди­стам такого рода услуги, город решал бы проблемы экологии и транспорта.

406 □ Часть 4. Дух товарищества

Резюме

Несколько лет назад я вместе с рядом ученых участвовал в сове­щании, посвященном образовательной реформе. После совеща­ния я обсуждал свое разочарование результатами с отцом Томом, францисканским монахом, который преподавал в Университе­те Сент-Бонавентура. Я обсудил эту проблему со многими уча­стниками перед совещанием, поскольку знал, что у них было много необычных и уникальных идей, однако они сдерживались и предлагали только одни и те же старые консервативные идеи. Отец Том рассмеялся и сказал, что эти преподаватели копили идеи для своих собственных публикаций. Ученые паранойяльно относятся к оригинальным идеям и полагают, что другие хотят украсть их. Они посещают такого рода собрания, чтобы узнать, что сделали другие. Затем он рассказал мне историю о франци­сканском миссионере.

Много лет назад в Японии один миссионер решил, что было бы хорошо отпраздновать в деревне Новый Год большим кувшином горячего сакэ. Монах попросил десять самых богатых людей, что­бы каждый из них принес один большой кувшин вина для огром­ного котла, так как ни один из них не мог обеспечить вином всех. На пути к своим винным погребам каждый человек подумал: «Мое вино слишком ценное, чтобы делиться им! Вместо этого я просто принесу кувшин воды, и, так как все остальные принесут вино, никто об этом не узнает». Итак, когда десять самых богатых лю­дей собрались, каждый из них с важным видом вылил содержи­мое своего кувшина в большой котел. Когда они нагрели и разли­ли всем горячую воду, они сконфуженно посмотрели друг на друга.

Левополушарные и правополушарные люди - student2.ru

Естественная креативность

Все, что мы должны сделать, — бросить на его пути что-нибудь странное и необъяснимое.

Сунь Цзы

М

озг, подобно музыкальному инструменту, обладает заме­чательными эмерджентными свойствами1. Некоторые старинные музыкальные инструменты имели специальные струны, известные как резонирующие. На этих струнах не иг­рают, но они резонируют из-за колебаний других струн. Таким образом, эти струны создают музыкальные звуки помимо ак­кордов, которые могут исполняться на поверхностных стру­нах. Кажется, что эти звуки создаются из ничего. Точно так же, я полагаю, что есть резонирующие элементы у нас в мозге, которые подобно резонирующим струнам в струнных инстру­ментах увеличивают возможности мозга и развивают способ­ность устанавливать косвенные сложные ассоциации.

Мы обладаем способностью придумывать и создавать новые предметы из их частей, свойств внешнего мира, сущностей, по­сторонних мыслей и объектов. Через косвенные ассоциации («ре­зонирующие струны» нашего мозга), мы концептуально объеди­няем разнородные предметы в новые идеи или изобретения. Люди начали с объединения костей животных и охоты, в резуль­тате чего появилось оружие, сделанное из кости. Тем же способом через какое-то время мы изобрели лампочку, телевидение, кос­мические спутники и другие технологии.

1 Эмерджентные свойства — свойства системы как целого, которые не могут быть сведены к свойствам ее элементов. — Примеч. перев.

408 □ Часть 4. Дух товарищества

Это мышление настолько естественно для нас, что мы даже не замечаем, насколько оно фантастично. Хороший пример концеп­туального смешения — обычная метафора. Если вы видите мета­фору «они роют себе финансовую могилу», то сразу понимаете ее смысл. Однако нет никакой связи между рытьем могилы и инве­стициями. Нет никакого логического способа установить связь между могилой и деньгами. Как мы узнаем, что это означает?

Сознание берет одни исходные данные (рытье могилы) и другие исходные данные (финансовые инвестиции) и без особого труда смешивает их вместе. Но смысл не содержится ни в одних исход­ных данных; он появляется в результате их объединения. Это объ­единение приводит к возникновению структуры, не представлен­ной в исходных данных, создавая новое эмерджентное значение. Внешне без каких-либо усилий в нашем сознании объединяются разнородные предметы, образуя обширные сети косвенных ассо­циаций. Получившиеся путем смешения эмерджентные мысли и идеи кажутся простыми и понятными на сознательном уровне.

Естественная креативность означает реагирование на сущ­ность вещей. В упомянутой выше метафоре мы устанавливаем связь между рытьем могилы и финансовыми инвестициями, по­тому что подсознательно реагируем на сущность метафоры, кото­рая заключается в связи между потерей жизни и потерей денег.

Рассмотрим пример ученого, которому поручили разработать клей для использования в терапии и хирургии. Суть его задачи состоит в склеивании предметов друг с другом. Он исследовал способы, которыми одни объекты прикрепляются к другим. Од­нажды во время ремонта причала для своей лодки он заметил, как сильно мидии прикреплены к пирсу. Он обнаружил, что ми­дии выделяют вещество, которое позволяет им надежно прикреп­ляться к любому объекту и оставаться там под ударами океан­ских волн. Сегодня ученый воспроизводит клеточный состав этого вещества и разрабатывает клей, который когда-нибудь бу­дет использоваться для заживления сломанных костей.

В чем сущность?

Гештальт-психологи провели один показательный эксперимент на собаках. Собак обучали подходить к объекту, когда им пока-

Глава 37. Естественная креативность □ 409

зывали белый квадрат, и избегать объекта, когда им показывали серый квадрат. Когда собаки обучились этому, экспериментато­ры стали использовать серый и черный квадраты. Собаки сразу стали подходить к объекту, когда им показывали серый квадрат (который ранее вызвал избегание), и избегать объекта, когда им показывали черный квадрат (который ранее не был связан с дей­ствием). Возможно, вместо того чтобы воспринимать серый, бе­лый и черный цвета как абсолютные стимулы, собаки реагирова­ли на более глубокую сущность — светлое в сравнении с более темным.

Многие из нас утратили естественную чувствительность к сущ­ностям, поскольку нас приучили обращать внимание на детали опыта, а не на общие моменты. Например, предположим, что нас попросили сконструировать новый консервный нож. Большинст­во идей были бы основаны на нашем опыте и ассоциациях с дета­лями консервных ножей, которые мы использовали, и мы, вероят­но, сконструировали бы нечто лишь незначительно отличающееся от существующего консервного ножа.

Однако, если мы определяем сущность консервного ножа как способность что-то открывать и будем искать подсказки в окру­жающем нас мире, то мы повысим свои шансы найти новую идею. На мгновение задумайтесь над тем, как можно открывать различные предметы. Вот некоторые примеры:

□ клапаны, открывающиеся паром;

□ устрицы, открывающиеся расслаблением мышц;

а стручки гороха, открывающиеся, когда созревание ослабляет

шов; а двери, открывающиеся ключами;

а рот рыбы открывается, когда его сжимают у основания; Q дроссельная заслонка автомобиля открывается, когда нажата

педаль.

Наше естественная креативность позволяет нам устанавли­вать тысячи косвенных ассоциаций, некоторые из которых могут привести к оригинальной, новой идее. Например, вы можете взять стручок гороха и на его основе изобрести новый способ от­крывать консервные банки. Вместо того чтобы создавать кон­сервный нож, сконструируйте банку со слабым швом, который позволяет открыть банку, если потянуть за кольцо. Эта новая

410 □ Часть 4. Дух товарищества

идея возникает в результате нестандартного мышления и подхо­да к решению проблемы.

Творческие люди в искусстве, науке и промышленности часто используют эту стратегию мышления. Фред Смит, основатель компании Federal Express, сказал, что люди в бизнесе перевозки грузов на самом деле никогда не понимали, почему и как он до­бился такого успеха. Он сказал, что добился такого успеха, пото­му что понял сущность бизнеса, который заключается в душев­ном спокойствии, а не только в транспортировке грузов. Поняв это, он был первым, кто позволил клиентам отслеживать достав­ку посылок с момента отправки.

Мартин Скальски, преподающий автоматизированное проек­тирование средств транспорта в Институте Пратта, учит студен­тов рассматривать проблему в терминах сущностей. Например, он не говорит студентам, чтобы они проектировали автомобиль или изучали дизайн различных автомобилей на рынке. Вместо этого он начинает процесс проектирования с того, что предлагает им создать абстрактные движущиеся структуры. Затем, посте­пенно конкретизируя этот процесс, он в конечном счете заставля­ет их работать над реальной проблемой — разрабатывать формы транспортных средств, — устанавливая связи между абстракт­ным изделием и окончательной моделью.

Всемирно известный архитектор и дизайнер Артур Эриксон также используют эту стратегию мышления со своими студента­ми, чтобы помочь им избежать визуальных и функциональных предубеждений и освободить креативность. Например, если он хочет придумать новый дизайн стула, сначала он предлагает сту­дентам сделать рисунок какой-нибудь фигуры в движении. За­тем он просит, чтобы они создали деревянную, пластмассовую, металлическую или бумажную модель структуры, которая под­держивает эту движущуюся фигуру. Наконец, он просит их ис­пользовать эту модель как основу для нового дизайна стула.,

Эриксон учит студентов, что важно находить сущность проек­тирования мебели. Как он выразился, «если я сказал студентам: "Итак, мы собираемся спроектировать стул или кровать", — они исследовали бы этот проект на основе имеющихся у них воспоми­наний о стульях или кроватей. Но подходя к созданию модели с точки зрения сущности, я смог заставить их понять саму суть ме­бели». В одном групповом упражнении Эриксон заставил своих ассистентов составить список способов хранения вещей, укладки вещей и планировки крупных объектов. Затем он дал ассистен-

Глава 37. Естественная креативность □ 411

там реальную проблему, состоящую в том, чтобы спроектировать автостоянку, используя идеи и мысли из этих трех списков.

Сознание очень быстро погружается в рутину, особенно когда оно застревает и пробуксовывает. Оно вязнет в деталях опреде­ленного восприятия. Чарльз Дарвин задал великий вопрос «Что есть жизнь?» вместо того, чтобы увязнуть в классификации кле­щей или грибов. Видение сущности проблемы открывает простор для мыслей. Оно заставляет проверять предположения и искать новые возможности.

Предположим, что вы хотите улучшить конструкцию зонти­ка. Сущность зонтика — «защита от дождя». Когда вы исследуе­те эту сущность, вы, вероятно, рассматриваете более креативные варианты защиты от дождя, такие как новый вид плаща или да­же новый тип городской планировки, где всюду есть галереи и зонтики больше не требуются. Или рассмотрим владельца книж­ного магазина, который считает себя продавцом книг, — совер­шенно конкретная идея. Тенденция к использованию электрон­ных средств массовой информации лишает его бизнеса. Однако, если бы он рассматривал себя как «поставщика информации и развлечений» — более абстрактная и общая характеристика, — переход на электронные средства массовой информации не угро­жал бы его бизнесу; он открывал бы новые возможности.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

1.Сначала опишите проблему и определите ее сущность. Спросите группу: «Ка­
ков принцип проблемы?»

Пример: наша проблема — как защитить сельские почтовые ящики от воровства и вандализма. Сущность — «защита».

2. Попросите группу генерировать идеи о том, как защитить различные объек­
ты. Пусть группа придумает не меньше шестидесяти идей. Не упоминайте ре­
альную проблему, состоящую в защите сельских почтовых ящиков.

Примеры:

а положить в банк;

а защитить антикоррозионным материалом от погодных воздействий;

а обеспечить хороший текущий ремонт;

а застраховать;

□ поместить в объект чип, чтобы отслеживать его местонахождение;

□ защитить вооруженной охраной.

3. После того как вы генерировали множество различных идей, вновь сформу­
лируйте проблему для группы так, чтобы она была немного менее абстракт-

412 □ Часть 4. Дух товарищества

ной. Например, подумайте о том, как защитить объекты, которые находятся на улице и более уязвимы. Снова генерируйте как можно больше решений. Примеры: а нанять охрану;

□ постоянно наблюдать за объектом; а замаскировать; а огородить забором; а держать в хорошо освещенном месте; а установить сигнализацию.

4. Наконец, обратитесь к группе с реальной проблемой. Рассмотрите и обсуди­те идеи и решения двух предыдущих абстрактных проблем и используйте их как стимулы для поиска решений. Пример. Реальная проблема — как защитить сельские почтовые ящики от воров­ства и вандализма. Идея «застраховать» навела на мысль предложить владель­цам сельских почтовых ящиков страховой полис стоимостью 5 долларов на год или 10 долларов на три года, чтобы застраховать почтовый ящик от воровства или разрушения.

Ученые из компании Gillette хотели создать новую зубную щетку. Они решили, что сущность зубной щетки — «очистка». Среди изученных вопросов были следующие.

□ Как чистят автомобили?

Q Как моют волосы?

Q Как чистят одежду?

Q Как очищают артерии?

а Как чистят водные пути?

Они пришли в восторг, когда изучили автомойки. Автомобили моют и чистят в мойках. Мойки выполняют многократные дейст­вия намыливания и очистки в различных направлениях. Они ис­пользовали принцип многих щеток, чистящих в различных на­правлениях, в конструкции зубной щетки, известной как Oral В, которая теперь является мировым лидером продаж зубных щеток.

Наши рекомендации