Задания для самостоятельной работы студентов.
И. С. Беганцова
Ю. И. Востокова
Методические рекомендации
К практическим занятиям по курсу
«История психологии»
Для студентов специальности 031300
Социальная педагогика
Часть 2
Арзамас
АГПИ
Оглавление
стр. | |||
Введение………………………………………………………..…………… | |||
4 курс VII семестр | |||
Планы практических занятий…………………………… | |||
Практическое занятие 1 | Зарубежная психология периода «открытого кризиса» (10-е - середина 30-х гг. XX в.) (Гештальтпсихология)…………………………….. | ||
Практическое занятие 2 | Зарубежная психология периода «открытого кризиса» (10-е - середина 30-х гг. XX в.)………… | ||
Практическое занятие 3 | Зарубежная психология: Глубинная психология (психоанализ) и ее развитие в XX в……………… | ||
Практическое занятие 4 | Зарубежная психология: Гуманистическая психология………………………………………….. | ||
Практическое занятие 5 | Развитие зарубежной психологии во второй половине XX в……………………………………… | ||
Практическое занятие 6 | Развитие отечественной психологической науки | ||
Практическое занятие 7 | Российская психология во второй половине XX века…………………………………………………. | ||
Практическое занятие 8 | Переход психологии на самостоятельный путь развития…………………………………………..... | ||
Практическое занятие 9 | Современное состояние и важнейшие тенденции развития психологии………………... | ||
Вопросы к экзамену | |||
Введение
Курс «История психологии» направлен на подготовку будущего специалиста к освоению теоретическими и практическими знаниями предмета. Целью курса является формирование у студентов представления о психической реальности на различных этапах развития психологической науки, необходимых для более глубокого понимания различных теорий направлений современной психологии, путей и тенденций ее развития; познакомить студентов с содержанием современных представлений о психической реальности; сформировать умения использовать методологические положения психологии в рамках их практической деятельности; сформировать у студентов навыки научного мышления, умение осмысливать проблемы из практики на уровне методологии науки.
В процессе преподавания дисциплины перед студентами ставятся следующие задачи: изучить закономерности развития знаний об особенностях и законах психического развития, раскрыть взаимосвязь истории психологии с другими науками от которых зависит ее достижения, выяснить зависимость зарождения и восприятия знаний о развитии психики от уровня экономической, политической и культурной жизни общества, изучить научный вклад ряда ученых, творчество которых способствовало становлению истории психологии, как отрасли психологического знания.
В ходе изучения курса студент приобретает знания основных психологических теорий и концепций с учетом логики развития науки, умения рассматривать психологические феномены в историческом контексте, который позволяет понять их сущность, выявить их исходные позиции, оценить новизну, формируются навыки установления межпредметных связей в результате целостного представления о психологической науке как области знания, навыки самостоятельной работы с литературными источниками и умением оперировать научными понятиями, знание и понимание студентами методологических основ психологической науки и умение применять эти знания в рамках конкретных психологических данных о развитии человека на разных этапах онтогенеза.
Изучение курса осуществляется на 3 и 4 курсах и рассчитано на 3 семестра. В конце обучения предусмотрен экзамен по основным теоретическим и практическим проблемам курса.
Методические рекомендации составлены в соответствии с Государственным стандартом и отражают содержание учебников по общей психологии, рекомендованных Министерством общего и высшего профессионального образования РФ.
Курс VII семестр
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1-2 (4 часа)
Зарубежная психология периода «открытого кризиса» (10-е - середина 30-х гг. XX в.) (Гештальтпсихология)
План
1. Общая характеристика гештальтпсихологии.
2. Исследование процесса познания:
- психологические эксперименты М. Вертгеймера;
- психологическаие исследования К. Коффки;
- теория В. Келера.
3. Динамическая теория личности и группы К. Левина.
Задания для самостоятельной работы студентов.
1. Какова роль когнитивных карт в развитии поведения?
2. Раскройте сущность понятия «психологического поля». Кто из авторов этим занимался.
3. По учебникам и учебным пособиям изучите, какие законы восприятия были открыты в гештальтпсихологии. С чем были связаны эти открытия и как это повлияло на ход науки.
4. Дайте характеристику инсайта в творческом мышлении. Дайте определение инсайта и какая роль ему отведена в психологии
5. С помощью психолого-педагогической литературы изучите, какие закономерности групповой динамики открыл К. Левин. Перечислите и зафиксируйте их.
6. Составьте конспект по первоисточнику:
- Левин К. Динамическая психология. – М.: Смысл, 2001. – 576 с.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2 (продолжение-2 часа)
Зарубежная психология периода «открытого кризиса» (10-е - середина 30-х гг. XX в.)
План
1. Французская психологическая школа.
- психологическая концепция Э. Дюркгейма;
- исследования особенностей первобытного мышления в трудах Л. Леви-Брюля.
- развитие идей социологической школы в трудах М. Гальбвакса и Ш. Блонделя.
2. Описательная психология.
- «философия жизни» В. Дильтея;
- духовно-научная психология Э. Шпрангера.