Сравнительная характеристика психологических синдромов.
К синдромам с относительно благоприятным прогнозом относятся уход от деятельности, психологическая инкапсуляция, позитивное самопредъявление, гиперсоциальность, интеллектуализм, сужение сферы деятельности. Эти психологические синдромы при их сильной выраженности и отсутствии коррекционных мер могут приводить к неврозу или психопатоподобным проявлениям. Однако в большинстве случаев дело ограничивается некоторыми психологическими проблемами, не достигающими степени заболевания и не требующими медицинского вмешательства.
Ярко выраженный невротизирующий характер имеют хроническая неуспешность и тотальный регресс. Последний синдром, как правило, развивается на фоне уже имеющегося невроза. При обоих этих синдромах чисто медицинское вмешательство не может быть достаточно эффективным. Оно обязательно должно быть дополнено пеихокоррекционными воздействиями, направленными на нормализацию системы отношений ребенка с окружающими.
Психопатизирующее воздействие оказывают вербализм, социальная дезориентация и отверженность. Последняя часто развивается на фоне уже сложившихся психопатоподобных нарушений. Психопатоподобное поведение могут порождать также синдромы негативного самопредъявления и демонстративного нигилизма. Как и в случае невротизирующих синдромов, для преодоления негативных психологических последствий психопатизирующих синдромов необходима перестройка системы отношений ребенка с его социальным окружением.
Большинство описанных выше психологических синдромов образуют естественные пары: вариант, характерный для старшего дошкольного - младшего школьного возраста, и подростково-юношеский вариант. Однако для разных синдромов соотношения внутри такой пары различны. В некоторых случаях подростковый вариант является прямым продолжением ранее сложившегося синдрома. Таковы пары негативное самопредъявление - демонстративный нигилизм, позитивное самопредъявление - гиперсоциальность, уход от деятельности - психологическая инкапсуляция, интеллектуализм - сужение сферы деятельности.
Иногда синдром, для дошкольного или младшего школьного возраста, может сохраняться на протяжении подросткового и юношеского возрастов. Иногда, напротив, "подростковый'" синдром может сложиться уже в младшем школьном возрасте.
Типологическое различие между синдромами младшего школьного н подросткового возрастов:
Психологические синдромы младшего школьного возраста определяют специфику процесса учения и вхождения ребенка в социально организованную структуру, в школу как социальный институт. Психологические особенности, характерные для того или иного синдрома, воплощаются в особенностях позиции ребенка.
Психологические синдромы подросткового возраста представляют собой различные формы построения системы социальных отношений ребенка с другими людьми. Психологическая представленность разных синдромов определяется различиями в самосознании подростков. Вследствие этого психологические синдромы в подростковом возрасте значительно более интегративны, чем в младшем школьном, и охватывают личность в целом, во всем многообразии ее социальных связей и представлений о себе.
Полезно непосредственно сравнить между собой синдромы со сходными поведенческими и психологическими проявления. В частности, очень показательно сопоставление социальной дезориентации с негативным самопредъявлением. Различать эти синдромы очень важно поскольку педагогические рекомендации по их преодолению совершен различны. В обоих случаях основные жалобы — поведенческие. Однако ребенок с негативным самопредъявлением сознательно нарушает нормы: для него это способ привлечь к себе внимание. Потому-то он никогда не станет нарушать наиболее значимые из них. Он хорошо ощущает, какие нарушения достаточно безопасны, а какие чреваты серьезными последствиями. При социальной дезориентации правила нарушаются невольно - а значит, случайным образом. Отсюда - частое нарушение и существенных из них. Главные психологические критерии, дифференцирующие эти синдром —это высокий уровень демонстративности при негативном самопредъявлении и низкая социализированность - при социальной дезориентацией сочетании этих признаков можно говорить о сочетании элементов соответствующих синдромов.
Пассивность в сфере общения служит общим признаком таких разных по своей природе психологических синдромов как психологическая инкапсуляция, сужение сферы деятельности, тотальный регресс и отверженность. Психологическими критериями, помогающим дифференцировать эти синдромы, служат: преобладание интеллектуального развития над образно-эмоциональным при сужении сферы деятельнее противоположное соотношение этих сторон развития, а также склонности к защитному фантазированию - при психологической инкапсуляции: общая пассивность (включая умственную) - при тотальном регрессе; активная негативистическая установка - при отверженности,
Уход от деятельности нередко бывает близок по своим проявлениям к позитивному самопредъявлению. Основное различие между ними в том, что при позитивном самопредъявлении высок уровень социальной активности, тогда как при уходе от деятельности внешняя активность снижена и замещена защитным фантазированием. Уход от деятельности может приближаться по своим проявлениям также к хронической неуспешности. Основным дифференцирующим признаком в этом случае становится наличие или отсутствие демонстративности и защитного фантазирования.
Наиболее распространенные сочетания психологических синдромов — это:
Ø позитивное + негативное самопредъявление;
Ø гиперсоциальность + демонстративный нигилизм;
Ø групповая изоляция + демонстративный нигилизм (+ гиперсоциальность);
Ø семейная изоляция и уход от деятельности (+ позитивное самопредъявление);
Ø семейная изоляция + интеллектуализм;
Ø вербализм негативное самопредъявление (+ позитивное самопредъявление);
Ø вербализм + социальная дезориентация;
Ø вербализм + отверженность;
Ø отверженность + тотальный регресс.
5. Список литературы:
· Венгер А.Л. На что жалуетесь? // - 2000г-С. 1-6, 30-34.
· Венгер А.Л. Структура психологического синдрома // Вопросы психологии - 1994-№4. -С. 82-92.
· Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства// Собр. соч. в 6 т, Т. 5. -М., 1983. С. 257 - 321.
· Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Избранные психологические произведения в 2-х т. Т. 1. -М, 1983. С. 281-302.
· Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды, - М., 1989.