Требования к оформлению работы
Методические рекомендации
по выполнению курсовой работы по дисциплине
«Социология и психология управления»
для студентов 2 курса специальности «Управление персоналом»
Курсовая работа является одним из основных видов самостоятельной работы студентов, позволяющая студенту овладеть необходимыми знаниями и умениями по учебной дисциплине. Курсовая работа предполагает изучение современной научной литературы по изучаемой теме, выработку навыков самостоятельной научной работы и более глубокое освоение изучаемого курса.
По содержанию курсовая работа может носит реферативный характер. Общий объем курсовой работы – не менее 40 страниц печатного текста без учета титульных листов, содержания и списка использованной литературы.
Структура работы:
- титульные лист;
- задание на выполнение
-содержание;
- введение (1,5 стр.);
- две главы, состоящие из 2-3 пунктов (1 глава – 18 - 20 стр., вторая – 20-25 стр., пункты – не менее 7-8 стр.);
- заключение (1стр.);
- список использованных источников;
- приложения (если они есть).
Введение. Начинается с обоснования выбранной темы, ее актуальности для руководителя (на 1 странице ответ на врпрос «Зачем это нужно знать руководителю?»). Далее формулируются цель и раскрывающие ее задачи; обозначается объект и предмет исследования. В качестве объекта выступает наиболее широкая категория изучаемого явления, в качестве предмета – аспект рассмотрения проблемы. Например, по теме «Темперамент в профессиональной деятельности и управленческом общении» объектом будет – темперамент, а предметом – проявление темперамента в профессиональной деятельности и управленческом общении.
Введение обычно пишется после того как работа выполнена и должно быть полностью самостоятельно написанным без какого-либо переписывания из книг.
Основная частьработы состоит из 2 глав, каждая из которых имеет название. Название обеих глав в совокупности раскрывает тему курсовой работы, а каждая из глав имеет 2-3 пункта, которые раскрывают содержание главы. Название темы в ее точной формулировке нигде не должно повторяться.
Первая глава носит теоретический характер, и раскрывает тему применительно к любому человеку. В ней анализируется уровень разработанности проблемы в научной литературе, прорабатываются основные понятия темы, сопоставляются научные подходы авторов к тем или иным аспектам исследуемой темы, дается методология исследования.
Каждая глава может начинаться с нескольких вводных фраз, по общему объему не превышающему третьей части страницы.
Первый пункт содержит, как правило, общую характеристику исследуемого феномена: понятия, природу явления, принятые в науке теории, типологию, модели, стадии развития, его роль для любого человека или для руководителя.
Первая глава начинается с проработки определений. Необходимо самостоятельно выработать основания для сравнения понятий разных авторов (например, широту охвата содержания, которое включает в себя исследуемое понятие или выделяемый автором аспект рассмотрения проблемы и др.). Нужно назвать фамилию и инициалы автора, привести точный текст определений, взяв его в кавычки, а после этого сделать ссылку на использованный источник. Далее нужно оценить достоинства и недостатки каждого определения, сравнить их между собой. После этого автор курсовой работы выбирает наиболее подходящее, на его взгляд, определение из предложенных учеными ( оно обычно приводится в конце анализируемых определение) или на их основе выводит собственное определение и пишет о том, что в данной курсовой будет использоваться именно оно.
Далее анализируется природа изучаемого явления. Кратко описываются различные принятые в науке теории и высказывается мнение о том, какая из теорий внушает Вам большее доверие и почему.
Затем в зависимости от темы исследуются классификации, модели, стадии, и т.п. Прежде чем давать классификацию, необходимо указать основание, на котором строится классификация. Необходимо сравнить классификации разных авторов, дать самостоятельную оценку каждому автору, указав, в чем Вы с ним согласны, а в чем – нет. После этого приводите наиболее оптимальный, на Ваш взгляд, вариант или выводите свой собственный вариант классификации. То же самое касается анализа моделей, стадий, факторов и др.
Второй пункт первой главы может быть посвящен наиболее значимому изучаемому явлению и описывается более детально.
В целом глава, также как и вся курсовая работа, должна продемонстрировать знание студентом научной литературы, умение анализировать позиции ученых. Предполагаются постоянные ссылки на авторов, с указанием их фамилий и инициалов, а также источников информации. Ссылки на источники даются в квадратных скобках, где первая цифра указывает на книгу или журнал, и его исходные данные приводятся в списке литературы, а вторая цифра – на страницу текста. Частота ссылок – не менее одной на двух страницах.
В конце каждой главы обязательны выводы по главе общим объемом не более трети страницы. Выводы не обозначаются отдельным словом или пунктом, а, как правило, переход к выводам осуществляется посредством текста. Например, «В заключение главы следует сделать следующие выводы» (или «Подводя итог первой главы, следует отметить следующее.»).
Вторая глава – посвящена, как правило, использованию изучаемого феномена в профессиональной деятельности и управленческой практике. Здесь исследуется применение изучаемого психологического или социологического явления как к самому руководителю, так и к его взаимодействию с подчиненными. Пункты этой главы, как правило, строятся по той же логике, что использована в пункте 1.2, но уже применительно к управленческим отношениям.
Эта глава содержит как рекомендации из научной литературы, так самостоятельно придуманные примеры по возможному использованию в управленческой практике того или иного исследуемого феномена. Общий объем самостоятельно придуманных ( ни из каких книг не взятых, а придуманных ) примеров должен в совокупности составлять не менее 10 страниц второй главы, т.е. около половины текста и быть выделенными карандашом на полях. Если примеры используются в 1.2, то они входят в обязательный требуемый самостоятельно написанный текст из 10 страниц.
Студент сам придумывает всевозможные ситуации и роли людей на предприятии или в организации, в которых проявляется тот или иной феномен и объясняются правильные или неправильные действия руководителя. Он показывает, какие виды работ больше подойдут тем или иным людям и объясняет, почему. На одно положение, суждение может быть несколько примеров.
Заключение призвано кратко подвести итог изложенному в курсовой работе. Пишется самостоятельно без использования источников.
Курсовая работа должна продемонстрировать знание студентом научной литературы, поэму по всему тексту работы должны быть максимально названы авторы определений, теорий, классификаций, моделей, этапов, функций и других научных феноменов.
Список использованных источников должен содержать не менее 15 научных источников. Это не столько учебники, сколько книги по психологии управления и руководящей деятельности по избранной теме, монографии и журнальные публикации. В списке литературы указывается не вся изученная литература, а только наиболее использованная. Все указанные источники нужно хорошо знать и уметь ответить на вопросы по ним на защите курсовой работы (автор, содержание, концепции и др.). Недопустимо брать список литературы из одной какой-либо книги.
Приложения не требуется, но, если студент использовал тесты, положения, опросники и т.п., то они даются в приложении.
Требования к оформлению работы.
Текст курсовой работы печатается на одной стороне листа белой бумаги общепринятого формата А 4 (210 х 297 мм). Цвет шрифта должен быть черным.
Тип шрифта «Times New Roman», стиль Normal, размер шрифта – 14rt, межстрочный интервал – 1,5. Ориентация текста – книжная, форматирование текста «по ширине». Абзацный отступ - 1,25 – 1,5 см. Расстояние между абзацами – 0пт.
Текст следует размещать, соблюдая следующие размеры полей:
- левое — 3,0 см;
- правое — 1,0 см;
- верхнее — 2,0 см;
- нижнее — 2,0 см.
Переносы слов в тексте не допускаются.
Изложение текста дается от первого (допустимо только местоимение «мы») или третьего лица множественного числа или в безличной форме.
Пример: "значение коэффициента принимаем...", "... принимают...", "... принято...", "... принимается...", «можно предположить, что…», «представляется важным…», «автор считает, что…», «по мнению автора…» и т.д.
Излагать материал необходимо четко, ясно, используя научную терминологию. Терминология, обозначения и определения должны быть едиными во всём проекте и соответствовать установленным стандартам, а при их отсутствии — общепринятым в научно-технической литературе.
Недопустимо применять обороты разговорной речи или публицистический стиль (за исключением цитат из газетных, журнальных статей и собственных примеров). Следует избегать повторений и общеизвестных положений, содержащихся в учебниках и учебных пособиях и не играющих существенную роль в решении поставленных задач. Малоизвестные или разноречивые понятия необходимо пояснять, делая ссылку на авторов, высказывающих разные мнения.
В тексте запрещено использовать жирный шрифт, подчеркивание.
В тексте не допускается:
- сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений;
- применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии и ГОСТ 7.12-93 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила».
С целью уменьшения объема письменной отчетной работы допускается употребление сокращенных названий. Но при первом употреблении дается полное название, а после него (в скобках) — сокращенное. В последующем изложении допускается писать это название сокращенно.
Рубрикация
Текст частей письменной отчетной работы разделяют на самостоятельные пункты для курсовой работы.
Заголовки разделов «Содержание», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников», «Приложения» и названия самостоятельных пунктов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать, используя 16–ый размер шрифта, не подчеркивая и не выделяя.
После заголовков самостоятельных пунктов или разделов делается два отступа (пропускается две строки) 14 пт. Каждый самостоятельный пункт или раздел рекомендуется начинать с новой страницы.
Заголовки подразделов в рамках разделов оформляют, выравнивая по ширине с абзацным отступом, отделяя от основного текста двумя отступами (пустыми строками) без точки в конце. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками.
В случае, когда следующий подраздел начинается не с новой страницы, заголовок подраздела также пишется через два пробела, и после заголовка на данной странице должно помещаться не менее 3-х строк текста.
Разделы или самостоятельные пункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы и обозначаться арабскими цифрами без точки, например: «1 Теоретические основы мотивации персонала».
Подразделы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой, например: «3.2» (второй подраздел третьего раздела). Минимально допустимый объем подраздела – три полных страницы. Желательно, чтобы объем подразделов в рамках одного раздела существенно не отличался.
Внутри самостоятельных пунктов и подразделов могут быть приведены перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву русского или латинского алфавитов, после которой ставится скобка.
Для дальнейшей, детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых, ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере.
Пример:
а) ____________________
б) ____________________
1) ________________
2) ________________
в) ____________________
Все перечисления начинаются с абзацного отступа.
Иные обозначения списков (символы, буквы, маркеры) – недопустимы.