ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ. При техническом оформлении курсовой работы необходимо руководствоваться следующими действующими ГОСТами:

При техническом оформлении курсовой работы необходимо руководствоваться следующими действующими ГОСТами:

ГОСТ Р 7.0.5–2008. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления: национальный стандарт РФ. – Введ. 2009–01–01. – М.: Стандартинформ, 2008.

ГОСТ 7.1 – 2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись, библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]. – Введ. 2004-07-01. – М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2004.

ГОСТ 7.32 – 2001. Отчет о научно-исследовательской работе [Текст]. – Введ. 2002-07-01. – М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2002.

ГОСТ 2.105 – 95. Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам [Текст]. – Введ. 1996-07-01. – М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 1996.

Исходя из выше перечисленных ГОСТов, кафедрой разработаны общие требования по оформлению курсовой работы.

Общими требованиями к курсовой работе являются:

· изложение рассматриваемых вопросов на высоком теоретическом уровне;

· логическая последовательность изложения материала;

· достоверность и взаимная увязка данных между собой;

· обоснованность выводов и рекомендаций;

В содержании работы должны найти отражение следующие проблемы:

· теоретические аспекты исследуемого вопроса;

· экспериментальное изучение предмета исследования;

· выводы и конкретные рекомендации по успешному решению проблемы, основанные на анализе литературных источников и результатах собственных исследований студента.

Серьезное внимание при написании курсовой работы должно быть уделено ее языку и стилю, которые свидетельствуют об общем уровне профессиональной культуры автора.

Характерными особенностями учебно-исследовательской работы должны быть смысловая законченность, целостность, логичность и связность, достигаемые использованием формально–логического стиля изложения материала.

Практикой выработан ряд основных правил построения устойчивых речевых, грамматических и стилистических оборотов в работах научно– и учебно–исследовательского характера, соблюдение которых позволяет обеспечить соответствующий требованиям уровень изложения материала. Важнейшими из них являются:

1. применение специальных функционально-синтаксических средств связи, указывающих на последовательность (логику) развития мысли (прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, впоследствии и др.), противоречивые отношения (однако, тем не менее, несмотря на ..., в то время как ... и др.), причинно-следственные отношения (благодаря чему, следовательно, поэтому, по причине того что, вследствие чего и др.), переход от одной мысли к другой (необходимо оценить, перейдем к ..., следует остановиться на ...), итог или вывод (таким образом, следует отметить, итак, в итоге, в заключение следует сказать ... и др.), объект или предмет (данный, этот, следующий, указанный, названный, отмеченный и др.);

2. использование характерных для научной речи оборотов, раскрывающих свойства предметов и явлений, а также степень развития процессов. Например, не принято употреблять сравнительные прилагательные или наречия, образованные с помощью приставки «по» (повыше, помедленнее и др.), суффиксов «-еньк-», «-иньк-», «-айш-», «-ейш-», (маленький, огромнейший, высочайший). Как правило, при характеристике свойств предметов или явлений для образования превосходной степени используются слова «наиболее», «наименее», «максимально» в сочетании с прилагательными (наиболее высокий, максимально результативный), а для описания развития процессов – причастия, образованные от прилагательных с помощью суффиксов «-ущ-», «-ющ-» (растущий, доминирующий);

3. применение указательных местоимений (этот, тот, такой), не конкретизирующих предмет, а выражающих связи между частями высказывания (например: «на основании анализа значений этих показателей можно дать оценку ...»). В то же время неопределенные местоимения (что-то, кое-что и др.) в научной речи использовать не принято;

4. использование специальных вводных слов или словосочетаний (по сообщению ..., согласно мнению ..., по данным ...), указывающих на источник данных и обеспечивающих объективность изложения материала;

5. избежание экспрессивных языковых элементов, придающих эмоциональную окраску излагаемому материалу;

6. применение специальных терминов, позволяющих в краткой форме давать развернутые характеристики установленных фактов, понятий, явлений, процессов;

7. использование местоимения «мы», формально подчеркивающего, что излагаемая точка зрения отражает мнение группы людей, принадлежащих к определенному научному течению (научной школе). В то же время в научно– и учебно–исследовательских работах практически не используется личное местоимение «я».

Соблюдение этих правил позволяет избежать ряда наиболее часто совершаемых студентами ошибок при изложении материала курсовой работы.

Требования к оформлению печатного текста работы

Общие требования:

· курсовая работа представляется в печатном виде (используется одна сторона листа белой бумаги формата А4);

· текст работы должен быть выполнен через полтора интервала шрифтом Times New Roman. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков не менее 1,8 мм (кегль не менее 12, чаще всего - 14), абзацный отступ 5 знаков (1,25 см), текст выравнивается по ширине;

· размер полей вокруг текста: левое - 30 мм; верхнее, нижнее - 20 мм; правое - 10 мм;

· полужирный шрифт не применяется, разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.

· необходимо соблюдать равномерную плотность текста, контрастность и четкость изображения по всей работе. В ней должны быть четкие, нерасплывшиеся линии, буквы, цифры и знаки;

· опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного изображения машинописным способом или от руки черными чернилами.

· сокращения русских слов и словосочетаний должны соответствовать ГОСТ 7.12.

Построение текста курсовой работы:

· наименования структурных элементов работы – “Содержание”, “Введение”, “Заключение”, “Библиографический список”, “Приложение“ – служат заголовками этих элементов и не нумеруются, располагаются в середине строки без точки и печатаются прописными буквами без подчеркивания и кавычек;

· каждый структурный элемент начинается с новой страницы;

· названию глав основной части предшествует их обозначение с указанием соответствующего порядкового номера, например:

“ГЛАВА 1 Название главы”;

· разделы, подразделы основной части работы должны иметь заголовки, четко и кратко отражающие их содержание;

· заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы, без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Переносы слов в заголовках не допускаются;

· расстояние между заголовками структурных элементов работы и разделов основной части и текстом должно быть не менее 3, 4 интервалов (т.е. следует пропустить одну строку);

· если после заголовка подраздела на страницу входит менее трех строк текста, то он переносится на следующую страницу.

Нумерация страниц:

· страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки в конце;

· титульный лист включают в общую нумерацию страниц работы, но номер страницы на нем не проставляют. Пример оформления титульного листа приведен в приложении А;

· иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц работы.

Нумерация разделов, подразделов, пунктов, подпунктов:

· разделы, подразделы, пункты, подпункты следует нумеровать арабскими цифрами без точки и записывать с абзацного отступа (например, 1 , 2 , 3 и т.д.);

· пункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела и подраздела. Номер пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой, например, 1.1 , 1.2 , 1.3 или 1.1.1 , 1.1.2 , 1.1.3 и т.д.;

· номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой, например, 1.1.1.1 , 1.1.1.2 , 1.1.1.3 и т.д.;

· после номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят;

· если раздел или подраздел имеет только один подпункт, то нумеровать его не следует;

· внутри пунктов могут быть перечисления. Перед каждым элементом перечисления следует ставить дефис. Элементы перечисления пишутся без абзацного отступа. При необходимости ссылки в тексте на один из элементов перечисления вместо дефиса ставятся строчные буквы в порядке русского алфавита:

а) _______

б) _______

Для дальнейшей детализации используются арабские цифры со скобкой, при этом запись производится с абзацного отступа:

а) _______

1)…

2)….

б) _______

Иллюстрации:

· иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице;

· иллюстрации могут быть и цветные, но в компьютерном исполнении;

· на все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе;

· иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы за исключением иллюстраций приложений;

· иллюстрации должны иметь название, которое помещают под иллюстрацией после слова «Рисунок» и номера через тире посередине строки, например, “Рисунок 1 – Количественные показатели свойств внимания младших школьников”. При необходимости под иллюстрацией помещают пояснительные данные (подрисуночный текст), тогда слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных;

· Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения буквы приложения, например, Рисунок А.3;

· если в работе только одна иллюстрация, то она обозначается “Рисунок 1“;

· при ссылках на иллюстрации следует писать слово “рисунок” с его номером (например, рисунок 1).

Таблицы:

· таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей;

· оформление таблиц в работе должно соответствовать ГОСТ 7.32 и ГОСТ 2.105;

· название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева в одну строку без абзацного отступа с ее номером через тире:

Таблица 2 – Динамика уровня тревожности

     
     

· таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице;

· на все таблицы должны быть ссылки в работе. При ссылке следует писать слово “таблица” с указанием ее номера (например, таблица 1);.

· таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу), при этом на странице, где она начинается, после головка таблицы вставляют строку с нумерацией граф, а на следующей странице таблицу начинают со строки номеров граф и над таблицей слева помещают надпись «Продолжение таблицы …» с указанием ее номера без названия и точки в конце;

· таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы. Допускается нумерация таблицы в пределах раздела, в этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например, “Таблица 1.3”;

· таблицу каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Так, если таблица приведена в приложении В, то она должна быть обозначена “Таблица В.1”;

· заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной (заглавной) буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставятся;

· не рекомендуется включать в таблицу отдельную графу «Единицы измерения». Если все показатели таблицы имеют одинаковую единицу измерения, то ее сокращенное наименование помещают над таблицей в конце заголовка, отделив от него запятой. Единица измерения, общая для всех показателей графы (строки), указывается в заголовке соответствующей графы (строки) после их наименования и также отделяется запятой;

· если цифровые данные в какой-либо строке или клетке таблицы не приводятся, то в ней ставится прочерк. Цифры в графах таблиц располагают так, чтобы классы и разряды чисел находились строго один под другим. Числовые величины в одной графе должны иметь одинаковое количество десятичных знаков;

· таблицы справа, слева и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте;

· заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф;

· не допускается разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями;

· для дополнительного пояснения в таблице делается примечание. Слово «Примечание» пишется с абзацного отступа без подчеркивания. Одно примечание не нумеруется и записывается с прописной буквы через тире после «Примечания». Несколько примечаний нумеруются по порядку арабскими цифрами без точки. Примечания помещаются в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы;

а)

         
         
Примечание - …….

б)

         
         
Примечания 1________________ 2________________

· сокращения слов при оформлении таблиц, глав, параграфов и т.д. за исключением общепринятых (г. – год, ч. – час и др.) не допускаются. Могут применяться и узкоспециализированные сокращения с детальной их расшифровкой после первого упоминания, которая приводится в круглых скобках;

· располагать таблицы и иллюстрации следует так, чтобы они читались без поворота курсовой работы или с поворотом по часовой стрелке.

Уравнения и формулы:

· уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:) или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножение, применяют знак «х»;

· формулы в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Ссылки:

· ссылки являются обязательным элементом работы. Они сообщают точные сведения о заимствованных автором источниках. Необходимо сопровождать ссылками не только цитаты, но любое позаимствованное из литературы положение или цифровой материал. Наличие ссылок на источники свидетельствует о проделанной студентом работе по углубленному изучению вопросов и его научной добросовестности;

· во внутритекстовых ссылках на произведение, включенное в библиографический список, после упоминания о нем или после цитаты из него проставляют порядковый номер по списку источников, выделенный квадратными скобками, например:

“А.А.Евстигнеев [13] и В.Е.Гусев [27] сравнивают ...”

Если ссылаются на определенные страницы первоисточника, ссылку оформляют следующим образом:

“А.Н. Леонтьев [20, с. 29] отмечает ...”

· при ссылке на многотомное издание указывают также и номер тома, например, [18, т. 1, с. 75];

· если ссылаются на несколько работ одного автора или на работы нескольких авторов, то в квадратных скобках через запятую указываются номера этих работ в библиографическом списке, например:

“Ряд авторов [5, 11, 17] считают ...”;

· выдержки из литературных источников могут цитироваться полностью или с пропусками отдельных слов, которые обозначаются многоточием. В начале и в конце таких выдержек ставятся кавычки;

· ссылки на разделы, подразделы, пункты, подпункты, иллюстрации, таблицы, формулы, уравнения, перечисления, приложения работы следует указывать их порядковым номером, например: «... в разд. 4», «... по п.3.3.4», «...по формуле (3)», «... в уравнении (2)», «... на рисунке 8», «в соответствии с таблицей 5», «... в приложении В».

Приложения:

· приложения следует оформлять как продолжение работы на его последующих страницах, располагая приложения в порядке появления на них ссылок в тексте работы. Если приложений в работе более одного, их следует обозначать заглавными русскими буквами в порядке алфавита, за исключением букв , 3, Й, О, Ч, Ъ, Ы, Ь;

· приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц;

· каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», после которого следует буква, обозначающая его последовательность. Например, «Приложение А»;

· приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой;

· если в качестве приложения в работе используется документ, имеющий самостоятельное значение и оформляемый согласно требованиям к документу данного вида, его вкладывают в работу без изменения в оригинале. На титульном листе документа наверху посередине страницы печатают слово «Приложение» и проставляют обозначающую его букву, а страницы, на которых размещен документ, включают в общую нумерацию страниц работы;

· в приложения следует включать вспомогательный материал, который при включении в основную часть отчета загромождает текст;

· к вспомогательному материалу относятся: таблицы вспомогательных цифровых данных; протоколы опытов; инструкции (превышающие по объему один-два абзаца), методики и т.п.; иллюстрации вспомогательного характера и т.п. В приложения лучше выносить таблицы с теми данными, которые только лишь дополняют основные результаты. Таблицы с данными, занимающими центральное место в используемых вами доказательствах, надо поместить в основном тексте.

Библиографический список

В библиографический список включаются все источники, использованные в работе, в следующей последовательности:

1. Конституция РФ;

2. Федеральные конституционные законы;

3. Кодексы;

4. Федеральные законы;

5. Указы и распоряжения Президента РФ;

6. Постановления Правительства РФ и ее субъектов;

7. Законы субъекта РФ;

8. Все остальные литературные источники в алфавитном порядке.

Источники, включаемые в библиографический список, нумеруютсяпоследовательно арабскими цифрами с точкой. Ниже приведены примеры библиографического описания различных произведений печати.

Законодательные и нормативно-инструктивные акты

Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.

Один автор

Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст]: в 2 т. Т. 1 / Б.Г. Ананьев. – М.: Педагогика, 1980. – 288 с.

Прихожан, А. М. Работа с тревожными детьми [Текст] / А. М. Прихожан. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 223 с.

Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Наука, 1998. – 376 с.

Два автора

Шипицына, Л. М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 368 с.

Четыре и более четырех авторов

Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. Л. Либлинг. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 197 с.

Аналитическое библиографическое описание из журнала

Аксенова, Л. И. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до трех лет [Текст] / Л. И. Аксенова, А. А. Лисеев, Н. Ш. Тюрина, Е. В. Шкадревич // Дефектология. – 2002. - № 5. – С. 3–27.

или

Аксенова, Л. И. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет [Текст] / Л. И. Аксенова, А. А. Лисеев, Н. Ш. Тюрина, Е. В. Шкадревич // Дефектология. – 2002. - № 5. ‑ С. 3–27.

Из книги с автором

Нарушения основных сфер жизнедеятельности семьи как источник психической травматизации личности [Текст] // Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий – СПб.: Питер, 2009. – С. 192–248.

Из книги без автора

Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л. И. Божович // Психология личности: сб. статей / сост. А. Б. Орлов. – М.: Вопросы психологии. 2001. – С. 62‑92. – (Б-ка журнала «Вопросы психологии»).

или

Детская психотерапия [Текст] // Психотерапевтическая энциклопедия / общ. ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб.: Питер Ком, 1998. – С. 132‑134.

Электронные ресурсы

Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек [Электронный ресурс]: материалы конф. «LIBCOM-2007». – Электрон. текстовые дан. – М. : ГПНТБ России, 2007. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Загл. с этикетки диска.

Национальный информационно библиотечный центр «ЛИБНЕТ» [Электронный ресурс] / М-во культуры РФ, Рос. гос. б-ка, Рос. нац. б-ка. – М.: Центр «ЛИБНЕТ», 2004. – Режим доступа: http://www.nilc.ru/ (дата обращения: 15.11.12).

Логинова Л. Г. Сущность результата дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / Л. Г. Логинова // Образование: исследовано в мире: междунар. науч. пед. Интернет-журн. 21.10.10. – Режим доступа: http://www.oim.ru/reader.asp?nomer=366 (дата обращения: 7.04.13).

или (если есть текстовый аналог, но использовали электронный ресурс)

Богданова, Т. Г., Щурова, Ю. Е. Динамика интеллектуального развития детей с нарушениями слуха [Электронный ресурс] / Т. Г. Богданова, Е. Ю. Щурова // Вопросы психологии. – 2009. - № 2. - С. 46. - Режим доступа: http://www.voppsy.ru (дата обращения: 7.04.13).

Наши рекомендации